Импортозамещение в зообизнесе
Наталия Гридчина, продакт-менеджер СИМБИО, бренд ТерриториЯ™, рассказала как обстоят дела на рынке кормов для животных.
О том, что импортозамещение станет новым трендом зообизнеса в 2021-22 годах, стало ясно уже в начале прошлого года, когда Россельхознадзор начал свой крестовый поход против иностранных производителей кормов. Причём в деятельности этого замечательного органа прослеживалась та же система, что и с объявлением различных персон иноагентами – информация о том, что у нас не станет ещё некоторой группы продуктов для животных, приходила по пятницам. Иногда банили точечно, как в случае с итальянскими заводами, иногда для ввоза закрывали целую страну (как например, США или Канаду ). Ну а после февральских событий, максимально ухудшивших и логистику, и саму возможность приобретения чего бы то ни было за рубежом, российские котики и собаки встали перед совсем неприятной перспективой положить зубы на полку.
И если с повседневными кормами можно было найти какую-то альтернативу – или искать кормовой компромисс (в стиле «если нет лучших из лучших, то мы возьмем лучших из худших) , или переходить на натуральное питание, то с ветеринарными диетами было совсем грустно. Их выпускали далеко не все кормовые компании, и это не удивительно – для производства ветдиеты нужны и исследования в научных центрах, и апробации и тестирования в течение долгого времени.
Для того, чтобы начать функционировать в новых условиях, российскому зообизнесу надо было в кратчайшие сроки сделать качественный рывок. Решение о запуске своих собственных торговых марок кормов, стало, пожалуй, самым эффективным и простым решением в этой ситуации. И если раньше в России, в основном выпускались корма нижнего сегмента–эконом и премиум, то теперь, чтобы насытить рынок, настало время переходить от простеньких кормовых формул сегмента «супердешевый и ещё дешевле» к современным суперпремиумам и холистикам.
В этот период модель российского зообизнеса стала сильно напоминать американский прототип. Да-да, именно так, несмотря на то, что Америка – признанный флагман производства товаров для животных и постоянный ньюсмейкер в области зообизнеса. Роднит наши страны, как ни странно, закрытость рынка (в нашем случае–вынужденная, в американском–добровольная и осознанная). Действительно, 95% процентов товаров на американском рынке–местного производства, чужаков они пускают очень неохотно. Да, есть там и канадские и даже европейские бренды, но, как любые исключения, они только подтверждают общее правило.
И если раньше было выгоднее найти интересный бренд за границей и поставлять в Россию, то теперь возникла прекрасная возможность не только следовать за трендами, но и создавать их.
И российским производителям вполне есть, чем вдохновиться. На самом деле в мире «кормостроения», как и во многих других отраслях всё время происходит что-то новое. Создаются прекрасные кормовые формулы и разрабатываются интересные технологии. В последнее время стал популярным тренд на использование локальных продуктов в кормах для животных. Если местными специалитетами могут гордиться немцы или канадцы, создавая кормовые формулы по типу питания диких животных в природной среде обитания или а-ля « свежая пища собаки с фермы», то Россия с её просторами и огромным количеством вариантов местных продуктов и рецептур просто идеальное место для развития этого направления.
А ещё есть множество интересных вариантов, которые потихоньку начинают появляться на полках российских магазинов. Это и сублимированные продукты (прямо-таки космическая технология) и разнообразные виды консервированных кормов, и первые российские ветеринарные диеты. Появилась даже перерабатываемая эко-упаковка для сухих кормов, похвастаться которой могут далеко не все бренды от иностранных кормовых гигантов.
Как минимум, голодными наши с вами четвероногие друзья не останутся. Как максимум–Россия будет известна не только как родина слонов…ой, то есть страна , славная балетом и Гагариным, «житница и здравница», а ещё и как производитель качественных продуктов для животных.
Те, кто начинают–всегда сильные фигуры, что бы ни говорили. Потому что, чтобы не затоптали, не испортили и не …ну скажем так, не профукали – нужна не только фантазия и креатив, но и терпение. Уверенность. Желание увидеть результаты собственного труда. Умение просчитывать наперёд на несколько шагов. Ну и капелька безумия, как у Джека Воробья или Шляпника – куда же без неё, чтобы на финише результат оказался не холодным, выверенным и предсказуемым, а таким, чтобы восхитились. Ахнули. Сказали «ну вы даёте! Огонь! Мы тоже так хотим». Российские производители такими качествами точно обладают. И если провести параллель между зооиндустрией и миром искусства, то мы уверены, что нас точно ждет кормовой ренессанс.