{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Партнер по бизнесу запускает аналогичный проект: как бороться?

Один из ключевых рисков ведения бизнеса в партнерстве — это риск того, что когда-нибудь твой партнер параллельно запустит аналогичный бизнес. Этому риску подвержены 100% партнерских компаний. Ведь совладельцы знают про бизнес всё или почти всё: клиентов, сотрудников, поставщиков, нюансы продвижения, технологии и т. д.

Что с этим делать?

Заметка из нашего telgram-канала

Далее будет:

  1. В чем проблема?
  2. Как работать с риском (превентивно)?

В чём проблема?

  • Ваш партнер по совместному бизнесу имеет доступ к ресурсам компании: к базам данных, сотрудникам, клиентам, бизнес-процессам и т. д.
  • Партнер получает определенный опыт, навыки, связи в конкретном бизнесе.
  • Партнер запускает уже свой личный бизнес, аналогичный вашему совместному с ним предприятию. С точно такими же либо схожими продуктом, целевой аудиторией, локации, стратегией продвижения и т. п.
  • Партнер-конкурент и его личная компания получают преимущества: не нужно тратиться на анализ рынка, формирование первичной клиентской базы, поиск сотрудников, разработку технологии, выстраивание бизнес-процессов.
  • Ваша компания теряет часть клиентов и сотрудников. Увеличивает затраты на маркетинг. Возможно, теряет и эксклюзивность самой идеи.

Как работать с риском?

Соглашение о неконкуренции – юридический запрет партнеру на аналогичную конкурирующую деятельность

На самом старте совместного бизнес-проекта, когда вы с партнером только создаете компанию, следует заключить Соглашение о неконкуренции.

Сформулируем несколько его ключевых правил:

1. Укажите, чем будет заниматься совместная компания

Максимально подробно, четко и ясно. Уже завтра и в перспективе.

Ресторан / итальянской кухни / в Москве. Можно даже указать средний чек и критерии к локации.

Производство полипропиленовых труб и фитингов к ним / и только для экспорта.

Сеть автоматизированных моек без использования ручного труда / только для транспорта весом до 3 тонн / вся территория РФ

2. Укажите, что стороны будут считать конкурирующей и запрещенной деятельностью

Это могут быть: создание аналогичного бизнеса, приобретение доли в аналогичном бизнесе, консультирование аналогичного бизнеса и т.д.

3. Укажите, чем партнеры вправе заниматься самостоятельно и что не будет нарушением

Если до создания совместного бизнеса партнеры уже имеют опыт и занимались схожей деятельностью самостоятельно, то они вряд ли согласятся на тотальный запрет аналогичной деятельности. В этом случае разделите продукт, целевую аудиторию, территорию, используйте иные критерии.

Ресторан японской кухни на Сахалине одного из партнеров вряд ли окажет негативное влияние на общий бизнес партнеров в Москве.

4. Установите срок запрета

В большинстве случаев партнеры вводят ограничение на весь период совместного ведения бизнеса.

В нашей практике встречались и тотальный запрет в первые 3 года от старта общего дела с последующим послаблением.

И обязательство не конкурировать в течение Х лет после выхода партнера из бизнеса (когда остальные партнеры продолжат этот бизнес).

5. И санкции за нарушение

Неизбежность и тяжесть наказания лучшим образом предотвращаю нарушение.

Согласуйте их с партнером в Соглашении. Тут и:

  • денежные штрафы (их размер может достигать миллионов – об этом мы пишет подробнее тут), и
  • поражение в корпоративных правах (ограничение доступа к информации, лишение части прибыли либо даже части доли в бизнесе),
  • выкуп у партнера-нарушителя его доли в бизнесе.

6. Учтите риски от номинала в вашей схеме

Вот еще один довод в пользу того, что юридическим совладельцем бизнеса должен выступать реальный бенефициар, а не его номинальный представитель, родственник, друг и подобное лицо. Наказание «номинала» будет менее эффективным, чем наказание реального собственника.

Частично проблема решается тем, что реальный бенефициар указывается в Соглашении о неконкуренции, но не как сторона, а как лицо, за неконкурентное поведение которого «номинал» как бы поручается. И нарушение со стороны которого признается нарушением самого «номинала».

Но, во-первых, реальный бенефициар может отказаться от упоминания своего имени в документах. Во-вторых, взыскивать штраф с «номинала» может оказаться сложной задачей.

7. Третейский арбитраж

Вы с партнером можете согласовать передачу споров не в государственный суд, а тот арбитраж (третейский суд), которому доверяете. Из плюсов помимо доверия: высокая скорость рассмотрения дела и отсутствие апелляций.

Соглашение о неконкуренции (Non-Compete Agreement, NCA)

– юридически обязывающее соглашение, по которому совладелец бизнеса принимает на себя обязательство не совершать конкурирующих действий по отношению к этому бизнесу. При этом стороны дают четкое определение, какие действия будут считаться конкуренцией.

Как правило, Соглашение о неконкуренции это совокупность документов: само «генеральное» соглашение плюс юридические конструкции, которые обеспечивают его надлежащее исполнение и «наказание» за нарушение.

Владимир Данилевский, юрист, совместные предприятия и инвестиции

Еще больше полезностей в нашем telgram-канале

0
3 комментария
Nikolay Kenig

Он может новый бизнес записать на любого адекватного родственника

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Данилевский
Автор

Этот риск легко лечится: родственные связи по седьмого колена признаются в соглашении аффилированностью: и если родственника партнера внезапно озаряет бизнес-откровение = нарушение со стороны самого партнера, который "поручился" и за родственников

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Ссылочку можно на про седьмое колено?

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда