Партнер по бизнесу запускает аналогичный проект: как бороться?
Один из ключевых рисков ведения бизнеса в партнерстве — это риск того, что когда-нибудь твой партнер параллельно запустит аналогичный бизнес. Этому риску подвержены 100% партнерских компаний. Ведь совладельцы знают про бизнес всё или почти всё: клиентов, сотрудников, поставщиков, нюансы продвижения, технологии и т. д.
Что с этим делать?
Заметка из нашего telgram-канала
Далее будет:
- В чем проблема?
- Как работать с риском (превентивно)?
В чём проблема?
- Ваш партнер по совместному бизнесу имеет доступ к ресурсам компании: к базам данных, сотрудникам, клиентам, бизнес-процессам и т. д.
- Партнер получает определенный опыт, навыки, связи в конкретном бизнесе.
- Партнер запускает уже свой личный бизнес, аналогичный вашему совместному с ним предприятию. С точно такими же либо схожими продуктом, целевой аудиторией, локации, стратегией продвижения и т. п.
- Партнер-конкурент и его личная компания получают преимущества: не нужно тратиться на анализ рынка, формирование первичной клиентской базы, поиск сотрудников, разработку технологии, выстраивание бизнес-процессов.
- Ваша компания теряет часть клиентов и сотрудников. Увеличивает затраты на маркетинг. Возможно, теряет и эксклюзивность самой идеи.
Как работать с риском?
На самом старте совместного бизнес-проекта, когда вы с партнером только создаете компанию, следует заключить Соглашение о неконкуренции.
Сформулируем несколько его ключевых правил:
1. Укажите, чем будет заниматься совместная компания
Максимально подробно, четко и ясно. Уже завтра и в перспективе.
2. Укажите, что стороны будут считать конкурирующей и запрещенной деятельностью
Это могут быть: создание аналогичного бизнеса, приобретение доли в аналогичном бизнесе, консультирование аналогичного бизнеса и т.д.
3. Укажите, чем партнеры вправе заниматься самостоятельно и что не будет нарушением
Если до создания совместного бизнеса партнеры уже имеют опыт и занимались схожей деятельностью самостоятельно, то они вряд ли согласятся на тотальный запрет аналогичной деятельности. В этом случае разделите продукт, целевую аудиторию, территорию, используйте иные критерии.
4. Установите срок запрета
В большинстве случаев партнеры вводят ограничение на весь период совместного ведения бизнеса.
5. И санкции за нарушение
Неизбежность и тяжесть наказания лучшим образом предотвращаю нарушение.
Согласуйте их с партнером в Соглашении. Тут и:
- денежные штрафы (их размер может достигать миллионов – об этом мы пишет подробнее тут), и
- поражение в корпоративных правах (ограничение доступа к информации, лишение части прибыли либо даже части доли в бизнесе),
- выкуп у партнера-нарушителя его доли в бизнесе.
6. Учтите риски от номинала в вашей схеме
Вот еще один довод в пользу того, что юридическим совладельцем бизнеса должен выступать реальный бенефициар, а не его номинальный представитель, родственник, друг и подобное лицо. Наказание «номинала» будет менее эффективным, чем наказание реального собственника.
7. Третейский арбитраж
Вы с партнером можете согласовать передачу споров не в государственный суд, а тот арбитраж (третейский суд), которому доверяете. Из плюсов помимо доверия: высокая скорость рассмотрения дела и отсутствие апелляций.
Владимир Данилевский, юрист, совместные предприятия и инвестиции
Еще больше полезностей в нашем telgram-канале
Он может новый бизнес записать на любого адекватного родственника
Этот риск легко лечится: родственные связи по седьмого колена признаются в соглашении аффилированностью: и если родственника партнера внезапно озаряет бизнес-откровение = нарушение со стороны самого партнера, который "поручился" и за родственников
Ссылочку можно на про седьмое колено?