{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Like a virgin: рекомендации для тех, кто хочет заказать свой первый сайт. И не первый тоже

За три с лишним года в веб дизайне и разработке сайтов у меня немного накипело. И, изучив статьи других дизайнеров, маркетологов и разработчиков, я поняла, что все, абсолютно все сталкиваются с одними и теми же проблемами в работе. Откуда потом растут ноги, а порой и щупальца, бОльших проблем.

В статье не будет информации как выбрать исполнителя, сделать сайт продающим или как его продвигать. Я поняла, что очень много проблем возникаем из-за плохой коммуникации между владельцем бизнеса (заказчиком) и исполнителем (чаще дизайнером). И часто это результат непонимания ряда вопросов со стороны заказчика. Именно об этом статья.

Здесь моё личное мнение. Я написала то, что посоветовала бы себе, когда заказывала свой первый сайт. И с радостью готова обсудить всё в комментариях. Если коллеги нашли, со своей стороны, как решить ниже описанные моменты, буду рада перенять ваш опыт.

И ещё один момент: не подумайте, что я хочу всё свалить на заказчика. Задача статьи улучшить понимание себя, задач бизнеса и друг друга.

С чего начать?

«Разместить объявление на бирже/найти среди знакомых» - скажете вы. И в этот самый момент совершите первую ошибку, которая может стоит в итоге очень дорого.

Сайт начинается с понимания. Понимания и честного ответа, желательно письменно, на вопросы:

  • Почему мне нужен сайт?
  • Что я хочу посредством сайта реализовать?
  • Зачем сайт нужен моему бизнесу? (Вы же понимаете, что вы и ваш бизнес - это не одно и тоже?!)
  • Какие потребности бизнеса сайт будет реализовывать?
  • Зачем сайт нужен вашей аудитории/потенциальным покупателям?
  • Какие задачи аудитории/потенциальных покупателей сайт будет решать?
  • Расставьте приоритеты: что, из вышеперечисленного, важнее применительно к сайту. Для кого/чего в первую очередь нужен сайт?

Здесь есть правильный ответ: на первом месте - целевая аудитория, на втором - бизнес, на третьем - вы. И никак иначе.

Возможно, вам повезёт и исполнитель в процессе работы вам это объяснит, а может нет.

Должна признать, пока я не вывела для себя эту формулу, очень много непотребного успела сделать: странный выбор цветовых решений в угоду заказчика; длиннющий лендинг, так как не смогла донести, что это плохо для конверсии, а заказчик считал важным всё.

Самое главное, что нужно знать про сайты

Сайт - это НЕ волшебная таблетка для привлечению покупателей (читай: денег).

Сайт - это инструмент. Остальное зависит от вас.

Нет никаких гарантий, что сайт будет продавать. И тем более, никаких количественных гарантий. Продающий сайт - это совокупность факторов, а не только дизайн.

Сайт - это процесс. Нельзя так просто: сделал и забыл. Сайт - это про взаимодействие с аудиторией, сбор обратной связи, проверку гипотез и постоянные улучшения.

Сайт должен быть живым, динамичным. Мертвые сайты, созданные по принципу: сделал и сижу жду продажи, чувствуются подсознательно. И аудитория такой подход считывает.

8 вопросов, на которые вы должны себе ответить перед тем, как искать исполнителя

Бриф брифом, но есть моменты, которые важно для себя сформулировать перед тем, как искать исполнителей. Они помогут не только определить наиболее подходящего, но и выстроить дальнейшее взаимодействие и план работ.

1. Кто будет заниматься дальнейшим развитием сайта?

Помните, что сайт - это живой инструмент и процесс.

Кто будет собирать обратную связь по взаимодействию с ним от аудитории? Вы, сотрудник или фрилансер?

А вносить новую информацию? Писать и оформлять кейсы?

Кто будет заниматься проверкой гипотез (например, изменить расположение кнопки или её цвет; изменить структуру каталога и прочее)? Технической поддержкой, если что-то пойдёт не так?

2. Какой у вас предел по ресурсам?

Ваш спрос должен быть управляемым и направляемым. И у любой компании есть предел удовлетворения спроса – некий объем продуктов или услуг, больше которого она физически не сможет поставить в конкретный промежуток времени.

Вы должны знать этот предел.

Зачем? Чтобы планировать спрос с сайта и ставить задачи исполнителям. Составить план по развитию и раскрутке сайта.

Например, у вас компания, предоставляющая такелажные услуги. В день вы можете выполнять два одинаковых заказа или три, но требующих применения разной техники. Соответственно, в месяц это 44-66 заказов.

Возьмем по минимуму: 44 заказа в месяц - предел.

В среднем конверсия на сайтах (про конверсию на своем сайте вы узнаете в процессе работы над ней) в вашей отрасли - 3% (подобную информацию легко найти в интернете).

Значит, минимальное желаемое количество уникальных посетителей в месяц - 1467 или 49 в день.

Простейшее понимание хотя бы этих цифр уже многое даст.

3. Какой объем ресурсов вы готовы вложить в сайт?

Это не только бюджет на его создание. Но и своё время и время ваших сотрудников. Также это может быть продукция (например, если у вас интернет-магазин продуктов питания, то для сайта необходимы фотографии. Следовательно, необходим фотограф, студия/оборудование, выделить продукты, инвентарь для съемок).

Определите, какие ресурсы и в каком объеме вы готовы вкладывать в сайт.

4. Готовы ли вы выделять ежемесячно бюджет на дальнейшее развитие сайта? Какой?

Если нет, то и не начинайте (только если у вас не сайт для узкого круга знающих). Не хотите / не можете регулярно вкладываться в сайт деньгами и временем - вам он не нужен, вы просто сольёте деньги на создание и сайт будет висеть на просторах интернета подобно космическому мусору.

100%

5. Как сайт будет согласован с вашей маркетинговой стратегией? Как вы будете развивать сайт, привлекать на него трафик?

Набросайте план хотя бы схематично.

6. Кто ваши покупатели?

Все - это не ответ. Вы должны четко понимать кто у вас покупает и почему. Что им у вас нравится, что нет. Что важно вами покупателям, вашей целевой аудитории.

Не знаете ответов? Спросите их напрямую!

Чем подробнее вы опишите свои покупателей (и потенциальных тоже), чем больше их групп вы выделите, тем более метко будете «стрелять».

7. Чем вы лучше конкурентов?

Конкуренция в онлайне высокая. Везде всех достаточно. Чтобы вырваться вперёд, помимо бюджета на продвижение, вам необходимо увидеть свою особенность. Это может быть что угодно: техническое оснащение, высокий уровень сервиса, особый подход к общению, скорость.

А теперь подумайте: то, что вы выделили, насколько это важно и нужно вашей аудитории? А если нет, то что важно, и как вы это можете использовать у себя?

Да, это глубже, чем просто создание сайта. Но сайт - отражение вашего бизнеса, как глаза у человека.

8. Определите объем минимально необходимой информации и функционала (MVP), чтобы сайт можно было запустить и в процессе дорабатывать.

Данный пункт относится к интернет-магазинам, многостраничным сайтам и другим с объемной структурой и функционалом.

Порой разработка занимает очень много времени и, если это ваш вариант, то лучше запускать сайт/приложение с необходимым минимумом и постепенно работать над улучшением.

При долгой разработке, сайт уже в процессе может устареть, бюджет закончиться, и возникнуть ещё тысяча причин, которые создадут неприятный опыт, возможно фатальный для бизнеса.

В данном случае, лучше начать с минимально необходимого набора.

С этим вопросом вам уже поможет определиться исполнитель. Главное, для себя понять, что в вашем конкретном случае лучше. MVP на долгосрочную перспективу может сэкономить вам прилично денег и нервов, кстати. Но перфекционизм придётся временно задвинуть.

Вся правда о рабочем процессе

Здесь я хочу разобрать моменты выстраивания рабочего процесса, которые дадут 80% результата при минимуме усилий (они будут в нужное время). И не понадобится излишнего контроля.

Точки сверки

Перед началом работы согласуйте с исполнителем сроки (обязательно). Но сразу мысленно прибавьте 15% к каждому этапу. Да, исполнитель закладывает дополнительное время всегда, но, поверьте, прибавив день - два к каждому этапу, вам будет спокойнее.

Обговорите последствия при несоблюдении сроков. Например, что будет, если исполнитель просрочил срок на неделю? На месяц? Кажется нереальным, но бывает разное. И что будет, если вы правки вышлете не в оговоренные 3 дня, а через 10 дней?

Уточните у исполнителя как вы можете узнавать о процессе работы, отслеживать. Например, я скидываю доступ к Фигме: таким образом, меня не дергают каждый день с вопросом «че, как», а заказчик всегда видит динамику и объем проделанной работы.

Также узнайте в конце каких этапов он будет показывать промежуточный результат и принимать от вас правки.

Да, всё это, по идее, прописывается в договоре. Но давайте будем реалистами и проговаривать все важные моменты "на берегу"?!

Включённость в процесс

Выбирайте исполнителя, которому вы доверяете. В профессионализме которого вы уверены. Но не отдавайте ему все бразды правления, не доверяйте слепо. Ведь, кто, как не вы, максимально вовлечен в свой бизнес и чувствует его?!

Когда исполнитель задаёт вам вопрос, просит вашего мнения или участия, показывает промежуточный результат - уделите максимум времени и внимания. Вы не тратите свое время на выяснение «и так понятных» вопросов, вы инвестируйте время в свой бизнес, в то, чтобы исполнитель погрузился в него и сделал лучшее из возможного.

И будьте оперативны.

Помните: исполнитель сдаст вам работу и пойдёт дальше, а вам с результатом дальше взаимодействовать.

Правки

Ваше мнение важно и нужно, когда его спрашивают. Правки - именно тот момент, когда необходима вовлеченность максимальная с вашей стороны. И оперативность.

Обратите внимание, что на разных этапах необходимо смотреть на разные аспекты. Например, на этапе прототипирования - на расположение элементов, структуру. Если же вас просят дать правки по тексту, то мнение о шрифте будет совсем не к месту.

Исполнитель подскажет на что смотреть, чему уделить особое внимание.

Формулируйте ответ, правки максимально четко, ёмко и структурно. Если у вас есть примеры, поясняющие то, что вы хотите - идеально. Например, «анимация в блоке 3 на главной создаёт напряжение, а необходимо расслабление. Давайте попробуем вариант как здесь: (ссылка).»

А вот «этот красный цвет мне кажется очень фашистским» - это правка в духе «хочу то, не знаю что».

И очень важный момент: если вы согласовали этап, то в дальнейшем, если ваше видение/ задача изменится, исполнитель вправе заявить о дополнительной оплате.

Почему? Представьте, что вы в ресторане заказали пасту, съели её наполовину, говоря официанту, что очень вкусно. А потом решили, что пасту уже не хотите, а хотите стейк и говорите официанту: "Мне больше не нравится эта паста, принесите мне стейк, но заплачу я только за пасту".

Уважение и диалог

У исполнителя есть опыт, знания и навыки. У вас есть то, куда это всё необходимо применить. Вы нужны друг другу. И только в процессе взаимодействия на равных и учитывания сильных сторон друг друга, создаётся качественный сайт.

И помните: сайт нужен, в первую очередь, вам.

А что дальше?

Создание сайта - это только начало, а не финиш. Именно поэтому, у вас должен быть план дальнейшего развития его. Желательно, еще до создания.

SEO, контекст. Доработки. Изучение поведения аудитории на нём и сбор обратной связи. Доработки.

Сайт - это живой организм, которым необходимо заниматься.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда