{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Буллинг тестировщиков в интернете. Собрали мнения разработчиков, HR-менеджера и психотерапевта

Всем привет! Меня зовут Дмитрий Ремезов, и я QA-инженер компании «Технократия». В этой статье хочу поговорить о таком явлении, как буллинг тестировщиков в сети.

Так как я работаю в сфере тестирования ПО, то постоянно читаю профильные статьи о новых инструментах, о тест-менеджменте и о том, как меняется порог входа в профессию тестировщика. Ну и конечно, мой взгляд периодически попадает на комментарии. Комментарии в интернете — это как отдельный вид искусства, иногда тяжело понять мнение отдельных комментаторов. Приведу пример таких комментариев:

Ну и мой любимый комментарий, который заслуживает отдельного внимания:

Но перед тем как начать обсуждать непосредственно буллинг, давайте разберемся в определениях. С этим помогла врач-психиатр, психотерапевт, гештальт-терапевт Оксана Захарова:

«Буллингом называют проявление постоянной агрессии, направленной на кого-либо с целью унижения. Есть особенности, которые отличают травлю от обычного конфликта: во-первых, направленность на конкретного человека (автора) ; во-вторых, повторяемость; в-третьих, превосходство агрессора (моральное, численное, физическое) над жертвой. К тому же буллинг — явление продолжительное и может длиться месяцами.

Одной из разновидностей является кибербуллинг. Это издевательства в цифровом пространстве, которые включают в себя разные виды психологической травли, например озлобленные сообщения и комментарии или же распространение слухов, запугивание. Причём у киберагрессоров есть преимущества: неограниченная аудитория и анонимность. Если в целом смотреть на картину издевательств над тестировщиками, думаю, этот случай можно считать кибербуллингом. К сожалению, на сегодняшний день интернет-травля — серьезная и распространенная проблема».

Лично я отношусь нейтрально к негативным комментариям о тестировщиках в интернете. Каждый имеет право на свое мнение. Однако в какой-то момент я обратил внимание, что такие комментарии мне начинают пересказывать люди, которые задумываются о карьере в IT: студенты ВУЗов и молодые специалисты. Стало заметно, что негативные комментарии дизморалят некоторых специалистов выступать с докладами и писать статьи. Все это стало причиной для написания данного текста.

Собирая материал, я обратился к HR-менеджеру компании «Технократия» Анне Кудрявцевой, чтобы узнать ее мнение, почему негативные комменты дизморалят людей.

«Тут нужно немного разграничить. Если мы говорим о некотором стереотипе о тестировщиках, оно распространено из-за того, что никому не интересно погружаться в детали и разбираться в ситуации. Достаточно прочитать какую-то статью, прочитать комментарии под ней, и вот как будто у тебя уже сложилось впечатление о целом направлении.

Стереотипов не избежать. Это устоявшиеся понятия. Обижаться на них или слепо следовать — глупо.

Анна Кудрявцева, HR-менеджер Технократии

Если мы говорим о влиянии комментариев на авторов статей, то автору прежде всего следует задать себе вопрос, а почему, собственно, его это беспокоит. Это влияет в целом на все направление тестирования? Или это не глобальная проблема, а больше задевает чувства автора?»

В целом, если даже делать вывод по себе, в процессе поиска отзывов о каком-либо товаре в интернете я больше обращаю внимание на негативные отзывы, чем на позитивные. Однако все это сугубо субъективное мнение людей, не всегда являющихся профессионалами в сфере. И возвращаясь к нашей теме, я решил поговорить с разработчиками со стажем, спросить, что они думают в целом о тестировании и тестировщиках.

Дмитрий Ремезов: «Работал(а) ли ты в те времена, когда на проектах не было такой роли, как тестировщик? И какие были ощущения от тестирования своими силами?»

Екатерина Володенко, C#-разработчик: «Да, на моей первой работе не было тестировщиков. Тестировали все своими силами. Все-таки когда тестируешь сама, результат получается достаточно предвзятым, чем у человека, который заточен на поиск ошибок в твоем приложении. В лучшем случае получалось тестировать процентов на 70. Дальнейшее тестирование проходило на фокус-группе, но и оно не давало значительно лучшего результата, потому что много багов приходило с продакшена. На мой взгляд, только промышленное тестирование может дать адекватный отклик по багам».

Максим Тюгаев, PHP-разработчик: «Это было в те доисторические времена, когда я работал в веб-студии. Мы там сами себе были тестировщики да особо и не знали об их существовании. Фактически роль тестировщика выполняли разработчики и заказчик. Это увеличивало время на разработку, так как приходилось заниматься мануальным тестированием: заходили на стенд, прокликивали, смотрели работоспособность».

Иван Сальников, Java-разработчик: «В 2000-х я работал в банке, и писали мы там в основном утилитные приложения. Такая профессия на тот момент уже была, но не у нас. Поэтому проводить тестирования приходилось самому. У нас были тест-стенды с тестовыми базами данных. Выкатываешь фичу на тест-стенд, ее проверяет специалист, для которого эту фичу разрабатывали, и потом фича заливалась на прод. Через какое-то время возникает какой-либо кейс, который не учли. Это приводило к тому, что в целях ускорения процесса приходилось фиксить прямо на боевом стенде. Но опять же, так разрабатывались какие-то небольшие приложения для внутреннего пользования. Основные банковские приложения разрабатывали сторонние команды с привычным для нас сейчас процессом разработки».

Дмитрий Ремезов: «Сейчас, работая в команде с тестировщиками, как ты себя чувствуешь? Облегчают ли они твою работу? Как это влияет на процесс разработки в целом?»

Михаил Ярополов, Java/Kotlin-разработчик: «Тестировщики, естественно, облегчают работу, так как регрессивное тестирование никто не отменял. Оно практически неизбежно, даже если есть юнит-тесты или интеграционные тесты. Ты как разработчик спокойнее себя чувствуешь, если продукт пройдет тестирование перед тем, как попасть на всеобщее обозрение. Также тестировщик берет на себя часть нагрузки, как с разработчика, так и с аналитика. То есть если тестировщик хорошо знает постановку задачи, он может увидеть какие-то недочеты в этой постановке, которые по каким-либо причинам были не учтены».

Екатерина Володенко: «На моем последнем месте работы тестировщики появились года три назад. Их появление значительно упростило весь процесс тестирования. Проект был связан с доработками PLM-системы, и своими силами подготовить все кейсы — это очень сложно. Поэтому тестировщики были необходимы. Также они были связующим звеном при написании ТЗ, доработок, сопроводительной документации».

Иван Сальников: «Тут ответ однозначный. Тестировщик облегчает процесс разработки. Многие кейсы ты сам не отловишь, либо это будет занимать существенное время. Тестировщик совершенно не лишняя единица, которая работает в команде. А если рассматривать с точки зрения бизнеса, то тут профит от тестирования значительно выше. Они не допускают каких-то критических уязвимостей или чего-то, что не должно попасть на продакшен. Если делать аналогию, то тестирование — это как госприемка. Тестировщик сравнивает ожидание заказчика с тем, что получилось».

Дмитрий Ремезов: «Как ты считаешь, тестировщики являются «рабами» или «заложниками», которые выполняют грязную работу за разработчиками?»

Михаил Ярополов: «Нет, я не согласен с данным мнением. Тут ведь все зависит от объема работ. Если у тебя какой-то проект на месяц, который легко проверяется, и в дальнейшем он развиваться никак не будет, то тут можно и сэкономить на роли тестировщика. Однако если рассматривать большую систему (у тебя много частей в этой системе, много разработчиков работает над данным продуктом) , то возникает проблема: у тебя на проекте появляется человек, который является носителем всех знаний о системе. Именно этот человек и сможет проверить данное приложение. Тогда получается, что вместо того, чтобы заниматься разработкой, он будет заниматься тестированием. Экономически выгоднее нанять специалиста, который будет разбираться в приложении и его частях, то есть тестировщика. А разработчик пускай занимается своими делами. Тестировщики— это не рабы, это люди, которые выполняют свою работу в цикле разработки ПО».

Иван Сальников: «Не вижу лишних профессий в тех бизнес-процессах, которые выстроены сейчас. На мой взгляд, команда должна быть скомбинирована всеми ролями: разработчиками, тестировщиками, аналитиками и т.д. Тут еще дело в том, что человек сам должен решить, что ему нравится, а что не нравится. Работа должна приносить удовольствие. Причем я тоже сижу в интернете, читаю форумы и вижу некий буллинг в сторону тестировщиков. Однако, с человеческой точки зрения, я этого не понимаю и не одобряю».

Максим Тюгаев: «Это на самом деле голословное утверждение. Нужно мыслить в парадигме того, что мы находимся в одной команде, делаем вместе общий продукт. Тестирование — это работа, где нужно контролировать качество продукта, проверять, что все модули, все части системы работают так, как надо. В серьезных продуктах, где большие финансовые риски, большое число пользователей, без тестировщиков не обойтись».

Дмитрий Ремезов: «Я достаточно часто слышу о том, что тестировщиков скоро заменит искусственный интеллект. Что ты думаешь по этому поводу?»

Иван Сальников: «В ближайшем будущем я этого не вижу. ИИ сейчас не обладает возможностью понимать бизнес-требования, разложить их на системные требования, да и в целом сравнить, соответствует ли разработанный продукт данным требованиям. В целом, если ИИ будет способен тестировать программу, то, скорее всего, он будет способен ее и реализовать».

Михаил Ярополов: «Если ИИ сможет заменить тестировщиков, то он сможет заменить и разработчиков, и аналитиков тоже. Да, сейчас я не вижу таких перспектив, но все возможно. Я видел ролик о разработке GitHub командой плагина для IDEA, который, анализируя проекты на GitHub, может предсказать, какой код ты будешь дальше писать. То есть разработчик начинает что-то писать, а плагин уже предлагает ему варианты развития. Соответственно, при прокликивании этих вариантов у тебя набирается код приложения. И вот тут встает вопрос, кого быстрее нейронка заменит».

Максим Тюгаев: «Такие слухи ходят не только про тестирование, но и про разработку. Но я думаю, еще лет 10-20 это не предвидится. Если рассматривать такое явление, как автоматизация тестирования, то в разработке уже есть то же самое. Есть различные шаблонизаторы. Разработчик может строчку кода написать, и плагин генерирует целый модуль или класс. Либо создать некий шаблон, где ты уже можешь писать код. И это нормально, это естественный процесс эволюции».

Екатерина Володенко: «Я не думаю, что человеческий мозг можно полностью заменить искусственным интеллектом. Тестировщик должен видеть множество вариантов исходов, то есть для этой работы человек должен иметь особый склад ума».

Я как специалист в области тестирования своего мнения по данным вопросам писать не буду. Как гласит народная мудрость: всяк кулик свое болото хвалит. Однако можно сделать вывод, что не так все плохо, как пишут в комментариях.

Хочется снова обратиться к Анне Кудрявцевой с вопросом, а почему вообще возникает буллинг.

«Такие комментарии бывают по разным причинам. Если мы говорим о целенаправленном буллинге, то виртуальное сообщество дает буллеру некоторое чувство защищенности. У таких людей снижается чувство ответственности. Даже если автор начнет с ним конструктивный диалог, буллер может просто уйти или не отвечать и дальше продолжать гнуть свою линию.

С другой стороны это могут быть просто какие-то рандомные комментарии. У людей бывает другое мнение по данному вопросу, у всех разный жизненный опыт. Соответственно, если ты что-то сделал и получил негативную реакцию, это не значит, что тебя буллят или хейтят. Не все умеют подавать обратную связь конструктивно.

Третий момент, что у людей бывает такое хобби. Они целенаправленно заходят в интернет, чтобы повоевать в комментариях. Таким образом они разряжаются. Ну не умеют они по-другому выплескивать агрессию. Есть еще момент, что человек просто хочет хайпа. Вот он организовал какой-то замес, и ему хорошо, что начался холивар».

Что делать, если таки столкнулся с зачатками травли в интернете, отвечает психотерапевт Оксана Захарова:

«У меня есть несколько рекомендаций, как можно реагировать на подобные действия. Озвучу некоторые из них:

  • Самое простое, что можно сделать, — хотя бы на какое‑то время закройте свою страницу (если речь о соцсетях — прим. ред) . Это нужно, чтобы успокоиться и обдумать, что делать дальше. Кроме того, нужно написать в службу поддержки и заблокировать обидчика, если это конкретный агрессор.
  • Делайте скриншоты. Бывает, что онлайн-травля переходит в оффлайн, и тогда скриншоты пригодятся в качестве доказательств.
  • Защищайте себя, если вы чувствуете угрозу своему эмоциональному состоянию. Для начала достаточно предупреждения, например: «Мне неприятно и несмешно. Если вы продолжите это писать, я Вас заблокирую».
  • Сохраняйте спокойствие, даже если эмоции будут бушевать. Помните, задача хейтеров — получить обратную эмоциональную связь! Как только жертва проявит эмоцию, ее затянут в воронку травли и будут раскручивать до последнего.
  • Получайте поддержку от близких. Важно делиться своими переживаниями и получать заботу.
  • Дайте себе возможность обратиться к психологу. Чтобы не реагировать на все подряд, нужно взращивать свою ценность, формировать самооценку, выстраивать внутренние опоры. Человек, у которого они есть, сможет не так болезненно пережить травлю. Он будет знать, как себя вести.

Вместо итога хочу посоветовать читателям не формировать свои взгляды сугубо по комментариям в интернете. Погружайтесь в проблему, анализируйте, ищите и общайтесь с людьми, у которых есть опыт. Человеку действительно проще прочитать пару негативных отзывов в интернете и сформировать свой взгляд, основываясь на чужих мыслях. Такой подход лишает вас каких-либо возможностей, от которых вы отказались, послушав кого-то, кто не является профессионалом в данном вопросе. Будьте рациональны, и все у вас будет хорошо. Да прибудет с вами сила!

PS. Хочу поблагодарить всех, кто участвовал в написании статьи, за вашу помощь и выделенное время. Большое спасибо: Егор Ярко, Роман Окашин, Елена Школьная, Максим Тюгаев, Михаил Ярополов, Екатерина Володенко, Иван Сальников, Оксана Захарова, Анна Кудрявцева.

Также подписывайтесь на наш телеграм-канал «Голос Технократии». Каждое утро мы публикуем новостной дайджест из мира ИТ, а по вечерам делимся интересными и полезными мастридами.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Коноплянский

У меня Фольксваген и я часто посещаю профильные ресурсы. На них регулярно высказывается мнение, что владельцы Фольксвагенов - нищеброды, которые не смогли купить Ауди. Это нанесло мне душевную травму, и я обсудил это явление с психологом, гештальт-терапевтом 80 уровня. Она прояснила, что владельцы Фольксвагена часто встречаются с буллингом, и рассказала о причинах этого явления.
[...]
Кроме того, я провел встречи с десятками других автовладельцев. Вот что они думают по этому поводу:

Глеб Рябцев, владелец Мерседеса:
В моей первой стране не было Фольксвагенов. И представляете, мы ездили на Жигулях и Москвичах. Появление Фольксвагенов приблизило нас к светлому будущему.
[...]

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козин

У меня Фольксваген и я тестировщик
Буллинг х2

Ответить
Развернуть ветку
Grigoriy Sidorov
Ответить
Развернуть ветку
Вика Тонина
Ответить
Развернуть ветку
Владлен Битков
Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Иисус был социалистом

Только «компьютер» кто-то все таки написал и протестировал.

Ответить
Развернуть ветку
pupsik

В заголовке заменить «тестировщиков» на любой ЯП и смысл особо не исчезнет 🤷🏻 Стереотипы? Ну так всегда будут стереотипы, о стране, машинах, профессиях… Обижаться на стереотипы? Тут может следует скорее посочувствовать человеку, который серьёзно верит / распространяет их.
Уровень входа в qa изначально низкий, дальше по экспоненте, логично, что может формироваться предвзятое отношение, ну блин, покажите вилку senior qa engineer тогда

Ответить
Развернуть ветку
clingon
Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Prusakov

Постоянно буллю тестировщиков, но все равно их люблю!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козин

Слышу буллинг только от одного программиста, но все равно его люблю

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Антошина

По опыту, критики опасаются полные профаны, интуитивно или явно чувствующие свою профанацию, люди с небольшим опытом в какой- то сфере, и просто почему- то в себе недоуверенные.
Опять же по опыту, нет лучшего лекарства от необоснованных претензий, чем опыт и знания, знания и опыт.
Когда уже четко видишь разницу между "мимокрокодилами", троллями-хейтерами всех видов и мотиваций и реальной критикой - то и нет проблем игнорировать первых и вторых, прислушиваться к третьим, если даже форма подачи обратной связи неидеальна.
А перенесение проблемы с места ее возникновения на обнаружившего - метод игнорирования или маскировки "бревна в глазу", такой же древний, как человечество.
И методы борьбы давно наработаны - обозначаем проблему, если ее игнорируют - фиксируем доказательства и дальше от ее важности и возможностей разрешения - по иерархиям до верхней инстанции, для отчета и/или для будущего устранения.

Ответить
Развернуть ветку
clingon

Сообщение удалено

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

Тестировщики на большом продукте в любом случае нужны. Желательно, как часть бизнес-процесса перед любым релизом.

Но когда ты разработчик, то буллинг тестировщика это от обиды :))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Козин

Одни <название профессии> в стране, а заводы стоят

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда