{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Свобода и ограничения: что такое каршеринг

Ребята из издания «Трушеринг» собирают мнения про каршеринг: действительно ли это «свобода», как утверждает «Яндекс.Драйв» в своей рекламной кампании или наоборот: ограничения, контроль и стресс. Я решил поучаствовать в дискуссии и попытался сформулировать, чем каршеринг является для меня.

Впервые я познакомился с каршерингом три года назад, когда переехал из Петербурга в Москву. Первым желанием в столице было спрятаться от дорогих парковок, пробок и интенсивного движения в метро и забыть об автомобиле навсегда. Однако каршеринг помог побороть страх перемещения на машине в столице и, стоит признать, действительно дал ощущение свободы в тесном городе.

Однако помимо очевидных плюсов вроде бесплатной парковки, отсутствия головной боли по поводу заправок и обслуживания машины, меня в каршеринге привлекает идея оптимизации города, технологичности сервисов и создания транспорта будущего, свободного от устаревших представлений о личном транспорте. А еще это ограничения, но сначала о хорошем.

1. Каршеринг — это оптимизация

С личным автомобилем мои маршруты всегда должны иметь форму замкнутого круга — нужно обязательно вернуться обратно к тому месту, где была оставлена машина. С общественным транспортном я привязан к фиксированным точкам начала и окончания маршрута, а также расписанию, что не всегда удобно. С каршерингом я могу двигаться в любом направлении, понимая, что в конце маршрута могу вновь сесть в автомобиль и отправиться домой.

У меня даже появились свои лайфхаки. Например, довольно скучно бегать кругами вокруг дома по одному и тому же маршруту, поэтому я выбираю случайную точку и бегу к ней, чтобы затем вернуться обратно на каршеринге (важно перед тем, как сесть в машину, сделать заминку или хоты бы пройти километр пешком, чтобы остыть и сесть в машину уже в спокойном состоянии). Аналогично каждые выходные я стараюсь проходить не менее 10 км и с каршерингом это делать намного интереснее: приезжаю в случайную точку города и иду в интересном мне направлении.

Каршеринг не принуждает использовать его постоянно. Можно приехать на встречу на каршеринге, а уехать на метро. Можно проехать половину маршрута на каршеринге, устать от пробок, припарковаться и поехать дальше на велосипеде. Можно вовсе улететь в другой город и изучать его на машине — кейсов, когда каршеринг мне помогал эффективно передвигаться в городе, довольно много. Он даёт свободу выбора при планировании дня и оптимизирует не только мои процессы перемещения, но и весь город.

Большинство машин в потоке — это личный транспорт, который используется пару часов в день, чтобы отвезти своего владельца из дома на работу утром и в обратном направлении вечером. Всё остальное время автомобиль лишь занимает место в городском пространстве, превращаясь из «движимого имущества» в объект инженерной мысли, бесцельно простаивающий практически круглые сутки.

Каршеринг же отвозит нас в точку назначения и пока мы занимаемся своими делами, использует автомобили для поездок других пользователей. Он оптимизирует городские процессы, предлагая для задачи «доехать на отдельном автомобиле из точки А в точку Б» использовать меньше машин, меньше парковок, меньше людей (я про такси).

Можно посмотреть еще глобальнее: в каршеринге всё построено вокруг оптимизации. Автомобили заправляют прямо в городе без необходимости отвозить каждую их них на заправку. За техническим состоянием и чистотой следят алгоритмы вместе с пользователями.

Мне нравится ощущение того, что большие данные и сложные системы управляют многотысячным парком машин, что в конечном итоге помогает всем нам тратить свободное время на что-то более интересное (надеюсь), чем многочасовое ожидание в сервисном центре или стояние в очереди на заправку.

2. Каршеринг — это технологии

Благодаря каршерингу автомобили для меня стали «умнее». В любой момент в приложении на карте я могу посмотреть, где припаркована машина, как к ней пройти, какой у неё запас топлива в баке. Могу удаленно включить обогрев или охлаждение, открыть или закрыть двери без какого-либо ключа.

И это не список дополнительных опций в комплектации премиум-автомобилей, а вполне привычные функции каршеринговой машины практически любого класса, которые стали доступны благодаря телематическому оборудованию, программному обеспечению и приложениям, которые разрабатывают сервисы.

Каршеринг соединил два рынка, которые до этого плохо между собой общались: интернет-сервисы, которые умеют делать понятные продукты быстро и качественно, и автомобили, мимо которых прошла интернет-революция. Так, машины подключились к сети, а интернет-сервисы вышли в офлайн-среду. Уверен, мы пока получили далеко не все плоды от этой синергии.

3. Каршеринг — это будущее

Протягиваю руку к двери — автомобиль узнает меня с помощью «умных» часов и разблокирует дверь. Сажусь в кресло водителя — оно уже настроено под меня. Как и руль, зеркала и кондиционер.

«Привет, Филипп. У вас 3 новых сообщения». Из колонок начинает играет трек, на котором я остановился перед тем, как снять свои наушники, а на бортовом компьютере уже построен маршрут до дома.

Звучит как фантазия из фильма про будущее, но в каршеринге уже многое из перечисленного реализовано. Машину можно открыть по Bluetooth, она умеет здороваться по имени и включать мою любимую радиостанцию. И всё это появилось за последние несколько лет. Дальше должно быть еще интереснее.

4. Каршеринг — это ограничения

Но прежде чем уехать в далекое будущее, нужно решить несколько актуальных проблем, которые не дают мне назвать каршеринг «свободой», не добавив несколько «но».

Во-первых, машины не умеют сами следить за собой. Одна из самых неприятных для меня частей в использовании каршеринга — это осмотр машины перед арендой. Каждая поездка начинается не с нажатия кнопки «Старт», а с гуляний вокруг машины в поисках каких-нибудь потертостей или царапин, изучения содержимого бардачка и инспекции задних кресел. Добавьте сюда холодное время года, грязную машину и опоздание на какую-нибудь встречу.

Автомобили стали технологичнее, но они всё еще не могут следить за собой сами: камеры стоят не во всех машинах, а если и стоят, то охватывают только салон и то, что находится перед капотом. В них нет датчиков загрязнения, сенсоров, которые бы определяли запах сигареты в салоне, распознавания разбросанного по креслам мусора, — всё эту работу приходится делать за них, выбирая бесконечные галочки в приложении, и устраивая автофотосессию.

Во-вторых, машины не умеют работать с недобросовестными водителями. Я стараюсь относиться к каршерингу как к собственному автомобилю и хотел бы, чтобы окружающие относились также. Но это не всегда так: кто-то решил нажать до упора педаль газа, чтобы на шести тысячах оборотов проехать по двору. Кто-то решил устроить гонки на тихой городской улице.

Сервисы отслеживают подобное поведение через телематическое оборудование и работают с рейтингом пользователей: могут закрыть доступ к машинам более высокого класса, могут позвонить прямо во время движения, могут заблокировать. Но они не работают с машиной: не ограничивают максимальную скорость, не регулируют динамику разгона для нарушителей. Технологии всё еще не используются на полную для того, чтобы все поездки на каршеринге стали безопаснее.

В-третьих — зоны. Каждый год каршеринги расширяют зоны использования, но до тех пор, пока на машине нельзя будет поехать куда угодно, я воспринимаю их как ограничения, а не свободу.

Впрочем, перечисленные мной ограничения — лишь задачки в бэклоге, с которыми предстоит разобраться в будущем. Нет неразрешимых проблем и нет видимых преград в технологическом развитии сервисов (пока). Каршеринг — важный шаг к «умному» транспорту, к беспилотникам и комфортной городской среде, к будущему, свободному от пробок, парковок и стресса, связанного с любыми перемещениями на машине.

0
64 комментария
Написать комментарий...
Антон Штадлер

1. Каршеринг бывает one-way и round-trip. Вы говорите про one-way, где машину не надо возвращать в точку, где вы её взяли
2. Каршеринг никак не избавит город от пробок. В этом плане он ещё более бесполезен, чем такси, т.к. машину элементарно все равно приходится бросать вдоль улицы (крытые и спец-парковки не подходят) Аргумент, что машина постоянно используется так же не выдерживает критики:
во-первых, по заявлению самих компаний она используется не особо чаще личных авто
во-вторых, она все равно участвует в трафике, как личный авто
в-третьих, чаще всего единственное место парковки каршеринга - это обочина или вдоль проезжей части

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ten

https://truesharing.ru/news/26087/

В сентябре средняя продолжительность поездок на каршеринге составила 57,1 минуты. На одну машину пришлось 6,2 поездки,

т.е. в среднем одна машина каршеринга едет 6 часов в день.
Одна личная машина в среднем едет, наверное, два часа в день — час в офис и час домой.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Соколов

В среднем 57 минут и 16 километров. Иначе говоря, средняя скорость — 16 километров в час.

Но я не знаю, откуда такая статистика. Может, за счёт всяких мустангов и тесл, которые раз по 30 в сутки берут покататься. Я же всегда наблюдал иную картину: весь день возле офисных зданий с 10ти до 18ти стоят одни и те же машины каршеринга (т.е. ездят они два раза в сутки, в точности как личный транспорт). А один автомобиль я и вовсе видел запаркованным как минимум неделю (случайно получилось так, что он мне запомнился и постоянно попадался на глаза). 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Remizov

у них странная статистика. на Белоруский вокзал и во внуково приезжают чаще чем уезжают. По идеи к концу недели/месяца там должно быть просто все в машинах каршерингов..

Ответить
Развернуть ветку
hemofiliac -

машины по ночам при необходимости заправляют и перегоняют сотрудники каршерингов. иду иногда на работу по петровке, все парковочные карманы сплошь заставлены каршерингом.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Соколов

Вот тебе и крушение мифа будто все эти машины будут постоянно и крайне эффективно использоваться. Приехала в тупик, и всё, только пока сотрудник обратно в популярное место перегонит.

Ответить
Развернуть ветку
hemofiliac -

раз нравится так думать, почему нет? но объективная реальность такова, что ничто неидеально, Дмитрий. кпд двс - не выше 50%, диодных ламп - не выше 30%, но никто же о крушении мифов на эту тему не трубит. для максимальной эффективности каршеринг нужно администрировать, в том числе перемещать из промзон в места, которые пользуются спросом, например.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

С чего ты взял? Те. кто создают трафик не живут рядом с работой. Многие из них прутся из Подмосковья и с окраин. Дорога легко может занимать 1.5-2 часа, если еще ребенка надо до школы отвезти и забрать потом. Некоторые еще 2-3 раза в неделю мотаются после работы во всякие ашаны и метро. Вот тебе и 4-5-6 часов в среднем.
Ну и тут надо тезисы в комплексе рассматривать: трафик все равно никуда не уходит (меньше люди за рулем не проводят), а сами машины невозможно поставить на частную парковку или подземную. 

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда