Как не стать жертвой мошенников, покупая товары онлайн

Советы от Почты России.

Эксперты Почты России перечислили самые распространённые схемы мошенничества. Чаще всего с ними можно столкнуться при покупке одежды известных брендов, предметов быта, смартфонов и других гаджетов через интернет. Так что во время онлайн-шопинга будьте начеку — зная эти схемы, вы сможете им противостоять.

Какие схемы мошенничества вообще бывают

  • Мошенники представляются официальными дилерами производителей и продают онлайн дорогие вещи по заниженным ценам

Заказ просят оплатить наложенным платежом при получении посылки в отделении Почты — эта услуга популярна среди наших клиентов. Однако вместо заказанных товаров жертвы мошеннической схемы находят в посылке посторонние предметы — например, песок или бумагу. Узнать содержимое отправления заранее нельзя: по правилам оказания услуг почтовой связи, сотрудники отделения попросят клиента сначала оплатить посылку, и только после этого её можно будет забрать и вскрыть. Поэтому покупатели не сразу обнаруживают обман, а после жаловаться уже бесполезно — мошенники отвечают, что возвратом товаров занимается другое юрлицо, или вовсе перестают отвечать.

  • Используя базы данных с контактами клиентов крупных интернет-магазинов, мошенники рассылают людям посылки с посторонними предметами.

Ничего не заказывавший человек получает от Почты России извещение о том, что на его имя поступило отправление, которое надо оплатить наложенным платежом. Жертва обмана делает это, открывает посылку и обнаруживает там, например, кошачий наполнитель. А наложенный платёж уходит мошеннику.

  • Иногда мошенники просят оплатить товар до его отправки по почте.

Обычно так делают физические лица. Мошенник присылает клиенту чек с трек-номером для отслеживания — якобы чтобы подтвердить, что товар отправлен. Но на самом деле этот чек не настоящий, ведь в нём указан вымышленный или присвоенный ещё не переданной в отделение посылке трек-номер, который можно получить через нашу онлайн-систему. Изначально она создана для того, чтобы сэкономить время клиентов и сократить срок оформления отправлений. На сайте можно ещё до визита в отделение внести в систему все данные о посылке и получить реальный трек-номер для отслеживания. Если проверить его статус на сайте pochta.ru, там будет указано «отправление ещё не принято Почтой России». Этим пользуются мошенники, которые по факту не передают в отделение товар, и, получив деньги, начинают игнорировать покупателя.

Так на сайте Почты России отображается информация о ещё не отправленных посылках

Несёт ли Почта России ответственность за действия мошенников?

Нет, но вы можете обезопасить себя, заказав опись вложения.

В РФ действует закон «О почтовой связи», который распространяется на Почту России и других операторов связи, у которых есть почтовая лицензия. Согласно закону, физические лица должны указывать на упаковке посылки своё имя и адрес. Но сотрудники почтовых отделений не обязаны проверять эти сведения. То есть отправитель может не предъявлять паспорт и указать вымышленное имя и адрес. Кроме того, иногда мошенники нанимают для отправки посылок посторонних людей. Поэтому, когда происходит обман, установить настоящего отправителя сложно.

При этом отправитель обязан сдать посылку в отделение в закрытом виде. Исключение составляют отправления с описью вложения или проверкой комплектности — сотрудники Почты России должны их осмотреть, чтобы подтвердить, что содержимое соответствует описи. Разница между этими двумя услугами состоит в том, что посылку с описью вложений можно отправить от имени физического лица, а с проверкой комплектности – от интернет-магазина. В случаях, когда клиенты используют эти опции, Почта несёт ответственность за содержимое посылки.

Содержимое обычных посылок без описи вложения Почта России не может контролировать. Сотрудник почтового отделения принимает запечатанную коробку, и, когда выдаёт отправление покупателю, проверяет только целостность упаковки — в ней не должно быть доступа к вложению. По просьбе клиента сотрудник может проверить, что вес посылки соответствует указанному при отправке. И только когда на упаковке есть повреждения или её вес отличается от заявленного, сотрудник обязан предложить получателю вскрыть отправление до оплаты. Если в этот момент выясняется, что в посылке не тот товар, клиент имеет законное право не оплачивать и не получать его.

И что, Почта России совсем никак не проверяет отправителей?

Всё зависит от того, кто отправляет посылку — физическое или юридическое лицо.

С юридическими лицами мы работаем по договору, перед заключением которого проверяем потенциального партнёра. Если мы видим, что у интернет-магазина большие неоплаченные задолженности перед клиентами или налоговыми органами, или если против него возбуждены уголовные дела о мошеннической деятельности, мы не заключаем или расторгаем с ним договор. Но, как правило, большинство мошеннических юрлиц совершенно «чистые», потому что созданы недавно.

Ещё одна проверка происходит на этапе отправки посылки. Сотрудники почты попросят у представителя компании доверенность от магазина. А после этого обязательно проверят паспорт — это защищает покупателей от возможных мошенников.

Если отправитель товара — физическое лицо, мы не можем проверить его или отказать в отправке посылки. По закону у граждан России есть право на получение почтовых услуг. И мы не можем лишить его человека, даже если на него жалуются, подозревают в мошеннических действиях, завели уголовное дело или вынесли обвинительный судебный приговор. Поэтому покупки у физических лиц никак не защищены.

Что делать, если вы получили товар, который не соответствует описанию

Обратитесь в полицию, предварительно сфотографировав и сняв на видео содержимое посылки — это послужит доказательством. Но если у вас нет возможности сделать съёмку, это не станет препятствием. Сотрудники полиции обязаны начать расследование на основании лишь одного заявления, которое не обязательно подкреплять доказательствами.

После возбуждения уголовного дела правоохранительные органы делают запрос в Почту России и просят предоставить информацию об отправителе. Наша служба безопасности помогает проводить расследование и искать мошенников.

Чек-лист: как не стать жертвой мошенников

При оформлении заказа в интернет-магазине

  • Покупайте товары только на проверенных сайтах. Чтобы убедиться, что сайту можно доверять, читайте отзывы других покупателей и обращайте внимание на время их публикации. Например, если все они появились в течение последней недели, это подозрительно.
  • Проверьте рыночную цену товара — вас должен насторожить магазин, в котором вещь стоит заметно дешевле.
  • Изучите политику возврата интернет-магазина. Если указаны контакты, простые способы возврата или бесплатный возврат за счёт продавца, то значительно снижается риск остаться не с тем товаром на руках.
  • При заказе товара уточните, можно ли отправить посылку с дополнительной услугой «Проверка комплектности». Эта опция позволяет проверить содержимое посылки до оплаты.

При покупке у физического лица или ИП

  • Договоритесь об отправке посылки с описью вложения. Это стоит меньше ста рублей, и при этом защищает вас от возможного мошенничества.

  • Если у вас просят предоплату за товар, попросите у продавца трек-номер и проверьте на сайте Почты России, отправлена ли посылка. Ей должен быть присвоен статус «Принято в отделении связи». Если же у посылки указан статус «Присвоен трек-номер, отправление ещё не принято Почтой России», это означает, что отправитель ещё не оформил отправку в отделении.

До оплаты посылки в почтовом отделении

  • Никогда не оплачивайте посылки, которые не заказывали.

  • Помните, что вы всегда можете отказаться от получения посылки до её оплаты.

  • На мошеннических сайтах чаще всего не указано реальное название юрлица, которое будет отправлять посылку. Но его можно найти в почтовом извещении или на сайте pochta.ru при отслеживании отправления. Поэтому проверьте в интернете отзывы о юрлице до получения посылки.

  • До оплаты посылки в отделении проверьте, нет ли на её упаковке заметных повреждений, обеспечивающих доступ к вложению, и соответствует ли её вес заказанному товару. При наличии повреждений и несоответствий вы можете попросить сотрудника Почты России и вскрыть коробку.

  • Чаще всего мошенники сдают на почту отправления с оплатой наложенным платежом и пометкой «Возврату не подлежит». Поэтому прежде, чем забрать и оплатить такую посылку, убедитесь, что отправителю можно доверять. И откажитесь от получения при наличии информации о его недобросовестности или сомнений.

0
32 комментария
Написать комментарий...
Dima

Добавлю:
как не стать жертвой воришек ценных отправлений - избегать доставку почтой России.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сергей

Величайший мошенник это сама почта россии... Посылки воруют сотнями. При том делают это сотрудники этой же самой почты, которая советует как не попасть на мошенников... Гениально...

Ответить
Развернуть ветку
Иван Шеметов

Когда у тебя посылку украли?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сергей

Ну, мне не доходили посылки, хотя до сортирного пункта трек отслеживался. Хорошо китайский продавец гораздо более честный, нежели наша почта и без проблем возврашал деньги.
А вот вам наглядный пример. И это лишь один из многих:
https://youtu.be/VET5qajApDc

Ответить
Развернуть ветку
Иван Шеметов

Наглядный пример 4 летней давности

Ответить
Развернуть ветку
L A

Чтобы избежать 50% случаев мошенничества через АО Почта России, высокому руководству почты нужно поднять свои корпоративные .... головы и посмотреть на своего крупнейшего клиента — Авито.Доставку.
Услуги "опись вложения" в этих отправлениях(К-ком) нет и добавить её туда по инициативе отправителя нельзя никак.
Поэтому происходит что? Правильно! Получатель подменяет отправление на мешок соли и возвращает его как возвратное. Вес сходится? Сходится. Опись есть? нет!
Иногда это происходит вообще не по возврату, а по истечению срока хранения (то есть есть сообщник на почте).
Есть желание бороться с мошенниками — боритесь, но не статьями на vc.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Еще проще - принимать отправления наложенным платежом от физических лиц по тем же правилам, что и от юриков - с обязательной описью вложения и предъявлением паспорта. Заключать договор, если физик торгует как самозанятый, иначе - не более 3 наложенных отправлений в месяц, например.

Ответить
Развернуть ветку
L A

Я без самозанятости вполне в рамках налогового кодекса могу продавать старое ненужное мне барахло.
Проблема не в паспорте, а в том, что подмену не доказать. И если я добросовестно хочу опись за мои же деньги, то я не могу этого сделать ну никак.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Услуга описи бесплатна для отправителя, проблема в том, что она носит необязательный (добровольный) характер. А самозанятый пробивает чек при заключении договора купли-продажи, и поэтому с него можно спросить в рамках ЗоЗПП.

Ответить
Развернуть ветку
L A
> Услуга описи бесплатна для отправителя

В смысле бесплатна?
в калькуляторе https://www.pochta.ru/parcels добавляет примерно 100р
https://www.pochta.ru/documents/10231/726549028/tarify_opis.pdf/f0e63596-2c57-425b-a816-53e8899e19df
+ Услуга недоступна при оформлении и оплате онлайн или получателем

Ответить
Развернуть ветку
РосСпам

Что-то Почта России вместо того, чтоб свои процессы улучшать, совсем не тем занимается.

Электронное письмо печатается и доставляется по МСК более 2х недель. На почту "zakaznoye" никто не отвечает.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мазунов

Не проще изменить правила? Например, в отделении почты РФ после передачи получателю посылки и получения от него оплаты просто требовать от получателя проверки отправления. Если он проверяет посылку и подтверждает, что претензий нет, только тогда перечислять деньги отправителю. Если у получателя есть претензии, то деньги не отправлять отправителю. Не сложно, наверно, просто заморозить перечисление денег от почты РФ получателю (даже если это ЮЛ) на пару часов. Хотя я сомневаюсь, что там все онлайне. В реальности,, скорее всего, деньги не ранее след. рабочего дня уйдут получателю. Короч, если захотеть, то сделать можно, это лучше, чем писать статьи. Все же за статью спасибо, она все равно полезна)

Ответить
Развернуть ветку
Роман

Забавно читать такую статью от Почты России))

Ответить
Развернуть ветку
A Tree

Это кто-то из Почты России 100% на спор сделал этот пост, ну очевидно же)

Повышаем лояльность говорили они)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Житников

"С юридическими лицами мы работаем по договору, перед заключением которого проверяем потенциального партнёра."
Кидальные конторы по наложенному платежу тоже работают с вами по договору. Которые описи не будут делать, так как им это не надо, так как ломает все правила игры.

Ответить
Развернуть ветку
Птиц

Все хуже, отправляют через посредников, которые контрагентов не проверяют, а к посредникам санкции не применяются, так как они - крупные клиенты и процент мошеннических посылок в общем объеме небольшой.
Помогла бы задержка выплат для новых контрагентов или их проверка по черному списку, но заморачиваться с этим никто не хочет. Получил, допустим, на почте кирпич вместо айфона - сообщил работнику почты и платеж задерживают + заявление в полицию - по результатам проверки платеж возвращается или выплачивается отправителю.

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Чек лист с советами на много полезнее, чем обращаться в полицию, разведут канитель на несколько месяцев без результата.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг
Узнать содержимое отправления заранее нельзя: по правилам оказания услуг почтовой связи, сотрудники отделения попросят клиента сначала оплатить посылку, и только после этого её можно будет забрать и вскрыть.

@Почта России зачем тогда у вас платная услуга для отправителя "проверка комплектности"?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Житников

так это относится только к отправлениям с описью.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг
Ответить
Развернуть ветку
Сергей Житников

Вот это имеется ввиду скорее всего.
https://www.pochta.ru/support/post-rules/inventory-investment
Если посылка с описью, то они проверяют содержимое описи. И за это берут деньги. Только её можно вскрывать. Остальные можно проверять только при повреждении и отличия веса от заявленного.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг

Ну судя по прилагаемому акту, никакой описи там нет только осмотр. И При составлении опись не прилагается. Разве что накладную магазин может предоставить или чек постфактум. Это просто посылка тариф.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Житников

Это уже при получении, или по время пересылки оформляется. Если что-то с посылкой произошло. К отправке отношения не имеет.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Калашников

Я в советах от "Почты России" не нуждаюсь

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Алиев

Почта России завела свою колонку?
Почта России верните пожалуйста мне рюкзак который вы отдали кому-то другому...

Ответить
Развернуть ветку
Юзер Юзерович

@Почта России
не хотите объединить доставку с почты ? Странно платить за каждую посылку отдельно

Ответить
Развернуть ветку
IvSh

Ну к Почте России, у меня, как у человека с отправкой ежедневной отправкой по 10 посылок, есть ряд вопросов:

1. Почему ваш сайт виснет при оформлении посылок каждый день в период с 11.00 до 16.00? Причём это происходит постоянно.( виснет когда всем бы работать и работать )

2. Почему система работы b2b такая неудобная и не поворотливая? Я честно считаю, что должно быть минимум отчётности при отправке товара как интернет магазин. ( эта вся отчётность ничем не обоснована ). Возьмите бизнес можешь СДЭК и масштабируйте. ( не благодарите )
Что не нужно делать :
- сдавать посылки только в конкретном отделении ( невозможно потом сдать посылку в другом отделении )
- огромное количество макулатуры и сверка по весу и по количеству.

На мой взгляд бизнес модель СДЭК гораздо удобнее для предпринимателя и интернет магазинов. Но и у сдэк есть свои проблемы.

Ответить
Развернуть ветку
Птиц

Для b2b есть otpravka.pochta.ru, никакой особо макулатуры нет, партия сдается за пару минут, вес проверяется уже без вас. Привязка к отделениям есть, но можно добавить несколько.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Sergey

Еще вариант рабочей мошеннической схемы: сотрудник почты России выдает посылку авито-доставки покупателю подельнику, но проставляет статус, что покупатель отказался от посылки. В итоге у покупателя и товар и деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Разин

Праздную каждый год дату с момента отправления посылки, очень жду когда ее все таки доставят

Ответить
Развернуть ветку
Dmytro Demyanyuk

А че все так сложно? В Украине у всех почтовых операторов наложенный платеж - получил, осмотрел и если все ок, оплатил.

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Неделько

Вот ссылка еще на один сайт.. Магазин стильной одежды. https://nolamin.ru/pgFj8nW1?creative_id=85502792&ad_campaign_id=38314586&sub1=5547&sub2=f&sub3=75&sub4=13&rb_clickid=85502792-1653821859-1831699939&utm_campaign=38314586&utm_content=85502792&utm_medium=cpc&utm_source=mytarget -Предлагают платья со скидкой. Изначаланая цена 5990, продают за 1390,если выпишешь 2 платья,а одно вам обойдется уже на за 1390,а за 2500..-Приходит послыка,а там ночнушка за 100 руб и ваши деньги ушли на ветер..

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Раскрывать всегда