Мы побывали на складе «Яндекс.Маркета» и записали техно-трек
Заехали в крупнейший логистический центр «Яндекс.Маркета», понаблюдали за работой сотен машин и людей — и записал из всего услышанного техно-трек.
Текст подготовлен при поддержке «Яндекс.Маркета»
«Яндекс.Маркет» — это огромный маркетплейс более чем на 16 млн товаров. Каждый месяц больше 7 млн человек покупают здесь технику, бытовые принадлежности, продукты, детские игрушки. «Маркет» постоянно растёт: у него уже семь фулфилмент-центров — логистических объектов, которые выполняют всю работу от отгрузки товара поставщиком до отправки к покупателю. Их общая площадь составляет 257 тысяч квадратных метров. А ещё у «Маркета» более 55 сортировочных центров, 5,2 тысячи пунктов выдачи и более 2 тысяч постаматов по всей стране.
Подмосковный фулфилмент-центр «Яндекс.Маркета» не просто склад, а сложный объект, где некоторые процессы происходят автоматически, без участия человека. На территорию в 80 тысяч квадратных метров (больше трёх Красных площадей) партиями приезжают товары от поставщиков: каждый груз распаковывают, проверяют, сортируют, хранят и распределяют по заказам. Процессами управляет ИТ-система «Яндекса», а 2,5 тысячи человек ей в этом помогают.
В каждой зоне — погрузки, хранения, сборки, упаковки — происходят свои процессы, которые звучат по-разному. Vс.ru прошёлся по огромному пространству логистического центра «Яндекс.Маркета»: записал всё, что увидел и услышал. А из производственных шумов сложил техно-трек.
Зона отгрузки и приёма товаров
У «Яндекс.Маркета» есть фулфилмент-центры в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Петербурге, Самаре и три в Подмосковье — поставщики отправляют грузы на ближайший. Сюда, в Софьино, в основном привозят партии товаров из Москвы и ближайших к столице городов.
В этой зоне всё шумит и гудит: по пространству передвигаются гидравлические подъёмники и сигналят «пешеходам» — здесь нужно соблюдать правила дорожного движения. По полу скользят световые лучи — это сигналы, установленные на подъёмниках, чтобы человек мог увидеть машину из-за угла.
Каждая машина с грузом приезжает в назначенное время согласно календарю в ИТ-системе, чтобы возле центра не выстраивались очереди из автомобилей. На разгрузку одной машины и приёмку уходит в среднем до одного часа, а за сутки в этой зоне выгружают и обрабатывают по 200–250 тысяч товарных единиц. Здесь работают 80 человек, и каждый обрабатывает по 280 единиц товара в час.
Разгрузка происходит быстро, но при этом никто не бегает и не суетится: сотрудники точно знают свои задачи и выполняют их почти по алгоритму. Разгружая машины, проверяют товар: все партии промаркированы QR-кодами, а система уже знает, что должно было сегодня приехать и в каком количестве. Работники смотрят, не повредилась ли упаковка, не потерялось ли что-то в дороге. Если с грузом что-то не так, товар отправляется обратно к поставщику.
После проверки сотрудники на гидравлических подъёмниках развозят товары по разным зонам отгрузки: в одну — мелкие товары до семи килограммов, в другую — крупногабаритные.
Дальше товары распаковывают и раскладывают по пластиковым контейнерам — боксам. Каждому боксу тоже присваивается свой код — так товар становится видимым для системы.
В зоне приёмки заметны камеры, они фиксируют рабочие процессы. Если что-то случится, можно быстро разобраться и решить проблему. Из этой зоны предметы отправляются на хранение.
Зона хранения
Крупногабаритные и мелкогабаритные товары хранятся отдельно. Первые — спайки пятилитровок с водой, большие упаковки кормов для животных — размещаются на палетах или невысоких ярусах. Вторые — шампуни, еда, игрушки, посуда, смартфоны — складываются в боксы и отправляются в мезонин.
Эта зона похожа на библиотеку, только на полках вместо книг стоят боксы с игрушками, шоколадками, бытовой техникой. Здесь так же тихо: слышны в основном шаги сотрудников и тихое пищание сканеров. Разве что пустые грохочущие тележки нарушают гармонию. Сюда приезжают только те товары, которые не требуют особых условий хранения: скоропортящимся продуктам и легковоспламеняющимся товарам путь сюда закрыт.
Пространство мезонина поделено так, чтобы товары разных категорий хранились отдельно друг от друга — например, корм для животных и детское питание не могут находиться на одном и том же стеллаже. Сотрудники следят, чтобы боксы стояли ровно и чтобы из них ничего не торчало, чтобы случайно не задеть что-нибудь плечом и не уронить.
В мезонине есть отдельный этаж для самых ценных товаров — например, смартфонов, ноутбуков, умных колонок и часов. Для доступа на этот этаж нужно разрешение от службы безопасности — его получают только самые опытные сотрудники.
Товары находятся в зоне хранения до тех пор, пока не придёт их время. Когда кто-то совершит заказ, ИТ-система пришлёт сотрудникам назначения через специальный терминал. В них указано, какие единицы нужно забрать со склада для дальнейшей отправки, а ещё проложен оптимальный маршрут.
Система составляет путевой лист так, чтобы сотруднику не приходилось бегать из одного конца склада в другой за разными товарами. Вместо этого он идёт по одной дороге и собирает всё нужное в пластиковый бокс, как герой компьютерной игры. Затем контейнеры по конвейеру отправляются в зону сортировки: теперь заказ ещё на шаг ближе к покупателю.
Сортировка и упаковка
В этом пространстве всегда стоит тихий гул конвейера и слышен шелест плёнки. Сюда приезжают товары из зоны хранения, здесь они распределяются по механизированной линии, она похожа на ствол дерева: в обе стороны от неё отходят другие линии, как ветки. У каждого ответвления стоит сканер QR-кодов на контейнерах. С его помощью товары автоматически перераспределяются по разным веткам — в зависимости от того, в какой район или город они поедут дальше.
Отправить посылку не туда почти невозможно. Если штрихкод на контейнере повредился или стёрся и потому не читается, контейнер едет в «штрафную» зону, где на него клеят новый стикер.
Когда товары рассортированы по направлениям и сгруппированы по заказам, их ещё раз проверяют — на этом этапе у сотрудников есть последняя возможность убедиться, что ничего не помялось и не протекло. Затем заказы упаковывают — каждый товар определённым способом, так, чтобы до места назначения всё приехало в целости. Хрупкие предметы — телефоны, бокалы, флаконы духов — заворачивают в пупырчатую плёнку, а бытовую химию помещают в отдельные пакеты.
Когда коробки с заказами укомплектованы, их ставят на палету — так, чтобы они не выступали за края и не повредились при погрузке. Электронный паллетайзер оборачивает палеты плёнкой, и грузы отправляются в сортировочные центры — уже оттуда курьеры развезут их по адресам.
P.S.
А вот и техно-трек, который получился после записи звуков маркетплейса: монотонного гудения конвейера, грохота тележек, шороха коробок и скрежета обёрточной плёнки.
Ежедневно из фулфилмента в Софьино по разным районам Москвы и городов Подмосковья разъезжаются сотни тысяч коробок, пакетов и свёртков. Покупатели выбрали что-то из >16 млн товаров для семьи, дома, ремонта, дачи, работы и отдыха — со скидками, акциями и кешбэк-баллами «Плюса».
В «Маркете» удобно не только делать ежедневные покупки, но и продавать. Партнёры могут поручить маркетплейсу хранение, обработку и доставку заказов в зависимости от выбранной модели работы. Комиссия с продажи при этом составляет от 2 до 9% (в зависимости от категории товара).
За подготовку трека благодарим Danny Mills (проект Estetika event)
Уже устал писать в форме обратной связи после каждого заказа: друзья, будьте бережливыми, подбирайте упаковку под размер товара! Каждый раз получаю то огромную коробку, где товар занимает 1/4, а остальное забито бумагой, то набор индивидуально завёрнутых в пупырку предметов, то коробку в коробке в коробке. Внутренний эколог негодует!
это кстати требование Я.М., пленка тоже
"Количество плёнки, бумаги и картона в «Яндекс.Маркете» чётко просчитано: чтобы не загрязнять среду лишней упаковкой, но при этом не повредить товары." - хреново значит оно просчитано, ну правда
Это по другому надо читать)Упаковки требуется дохрена, денег на это нужно много, поэтому мы ведём учёт и нормирование количества упаковочного материала на одно отправление.Несоразмерные коробки - следствие унификации - закупать тоннами и обрабатывать упаковку несколько бОльшего размера может быть дешевле, чем закупать (меньшими объемами) и поддерживать широкую линейку соразмерной упаковки
на озоне тоже самое
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Почему Яндекс-маркет не может настроить свой сайт?
В Яндекс-браузере не открывается сайт Яндекс-маркета !
Сапожник - без сапог?
Что делать пользователю после появления на экране такой надписи?
Комментарий недоступен
Заказал блок питания с доставкой в интервале 40 минут. Очень удобно, не нужно курьера ждать с 9 утра до 6 вечера.
Но в общении с курьером оказалось, что он через всю Москву 55 км вез мне этот блок питания.
В чем тут секрет логистики мне до сих пор не понятно.
подразумевается, что пвз ЯМ находится на районе и курьер приходит быстро. у вас, видимо, не в то отделение пришло
Комментарий удален модератором
Очевидно, что статья заказная и носит рекламный характер. На самом же деле, товары теряются не доехав до покупателя. Продавцам деньги за утерянные ЯМ товары возвращать отказываются по разным надуманным причинам. Проблема утери заказов не просто большая, а она огромная и страдает от этого, как конечный потребитель , так и продавец , который доверил товары компании, которая не отвечает за процессы внутри. В моём случае единица товара стоит от 40 000 руб. до 200 000 руб, пока не рубля не увидел на счёту за утерянные по вине сервиса товары. При необходимости могу предоставить прувы. Их более чем достаточно при каждодневном контакте со «службой поддержки».
Так в самой статье подписано, что материал спонсорский…
Видел подобную реализацию у уральского производителя сантехники
https://www.instagram.com/p/COKT9XviNnC/
М-да... В Амазоне уже минимум лет 5 как склады роботизированы, а Яндекс все ещё гордится тем что у них сотрудник склада "идёт по одной дороге и собирает всё нужное в пластиковый бокс, как герой компьютерной игры". А в других магазинах, наверное, крестьяне в лаптях с берестяными свитками в руках товары на складе ищут.
Какое-то типично "виш оно какое, заграничное, не чета нашенскому".
Реальность, разумеется, весьма далека от красивых фантазий и маркетинговых картиночек. Подавляющая часть складов Амазона роботизирована примерно так же, как на картинках выше. Там огромное количество ручного труда. Вы можете потратить несколько секунд времени и найти многочисленные видосы с отзывами работников складов Амазона. Либо вы можете просто задуматься, если там все склады уже 5 лет как роботизированы, то чем занимает миллион с лишним человек, который работает на Амазон? =)
Посыл моего сообщения не в том, что за границей лучше, а в том что у Маркета склад как склад, такой-же как у Озона, Вайлдберрис и других больших операторов. Гордиться тут особо нечем. Вот если бы была какая-то инновационная автоматизация, тогда да, интересно было бы почитать.
А можно ссылочку на видосы 1-2 летней свежести про подавляющую часть складов Амазона, которые "роботизированы" аналогичным образом.
Не очень понял вопрос. Вы хотите провалидировать мое утверждение о том, что значительная часть складов Амазона это огромный ангар с кучей людей и примерно такой же сортировочной станцией?
Вот тоже не понимаю: почему роботизированную систему не закупить: зачем пытаться своё делать: 1. Оснастили один склад. 2. Адаптировали. 3. Улучшили. :)
Выгодно
Комиссия с продажи при этом составляет от 2 до 9% (в зависимости от наличия подписки Яндекс.Плюс)
Негодование против ЯМ стало настолько велико, что они решили нам запустить пыль в глаза, только вот те, кто пользовался ЯМ и без ваших красивых сказок знает какая у вас там чудо-логистика, у меня, без преувеличения, проблемы с каждым вторым заказом.
Комментарий недоступен
Так и не понял. Вы рыбов продаете?
только показывают же, это ведь яндекс!
Просмотрел статью по диагонали. Ожидал увидеть каких-то роботов, которые хотя бы стоки проверяют, сортируют - не увидел. По сути склад не отличается от любого нормального фф центра типа Маршрута. Сортеры, погрузчики, а пикерством, пакерством занимаются по прежнему люди.
Вот если бы сборкой занимались не люди, а роботы, это было бы ВАУ эффект и прорыв в фулфилменте.
А так с ростом бизнеса вы растите косты на людей, поздравляю :)
Если бы таких роботов делали, которые комплектуют заказы вместо человека, этот прорыв явно сделал бы не Яндекс или даже Амазон, а скучная компания, занимающаяся промышленной роботизацей в сегменте b2b. И знали бы об этом только читатели профлитературы, а не все подряд. Никто не знает как называются станкостроительные фирмы
Склад яндекс маркета впечатляет, но вот сам магазин увы и ах
Постоянно заказываю в Яндекс. Маркете, очень удобно! Насчёт упаковки писала не раз в поддержку, что многовато ее, конечно. И коробки могли бы обратно забирать для постоянных клиентов или сдавать куда-то. А то постоянно их выбрасываю. Правда в спец контейнер. Но все же.
Сколько стоит курьер? Сколько стоит дестандартизация? Если 1000 типов товаров влезает в 20 разных типов упаковки зачем нужен 21 тип? Он и стоить будет очень дорого. Это никому не надо
не палимся, акк создан 24 августа)
Ждал видео а его нет
Хорошая рекламная статья, если бы в реале это всё ещё и работало! Товар теряется, магазины и покупатели несут убытки, поддержка на уровне детского сада и самое главное-всем сотрудникам откровенно плевать на проблемы клиентов, как покупателей, так и продавцов! Всё красиво только на словах или в рекламе...
вот кстати бочка взята из библиотеки сэмплов и звуки ударных -например райт тоже... короче это это фейк! очередой развод. если уже взялись делать field recording, то сделали бы целиком из звуков
Поздно, репутацию уже не вернуть.
Комментарий удален модератором
Огонь звуки!
Комментарий удален модератором
Ребята движутся в правильном направлении. Осталось поработать над логистикой, и все будет ок.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
"всем управляет ИТ-система Яндекса"???!! - не смешите мои тапки. Нет у них своей СRM. Слабо им!
Классный кейс, чуваки, респект)
Звуки просто класс!)
Роботы, везде роботы, живых людей превращают в роботов.
Привет Яндексу(начинал с перевода Библии, мало что понял)
Кликнула на рекламу исключительно ради техно. Послушаю и оценю, как только доберусь до наушников.
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Крутая идея с треком!
Еще бы закрытую вечерину замутить на территории какого-нибудь склада.
Здравствуйте, я являюсь продавцом на Яндекс Маркет нужна консультация по внутренней кухне склада Софьино, готов получить консультацию от работника (нынешнего или текущего) за вознаграждение. Телефон для связи 8-930-944-32-96. Очень нужна ваша помощь.
Save the rave! 🔥