Япония — рынок, о котором вы ничего не знаете Статьи редакции
Но можете узнать.
Материал подготовлен при поддержке ассоциации РОТОБО и консалтинговой компании SAMI Japan
Долгое время бизнес в Японии вели по концепции «дзайбацу». Она обозначала объединение компаний вокруг одной большой семьи, контролировавшей часть банковской сферы или другого крупного бизнеса.
На смену дзайбацу пришли «кэйрэцу» — в центре оказалась не семья, а партнёрские отношения между компаниями. Сейчас Япония, как и другие прогрессивные страны, становится более открытой. По соседству с загадочными кэйрэцу — привычные технологические стартапы.
Успехи и проблемы японской экономики
По мнению сооснователя консалтинговой компании SAMI Japan Хироси Макино, многие японские корпорации беспокоятся о том, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировой арене. Крупным компаниям приходится срочно перестраиваться и поспевать за стартапами, которые работают быстрее.
Стратегия пожизненного найма демотивирует японцев открывать собственный бизнес. Несмотря на это, в 2016 году японские стартапы привлекли более $1,9 млрд — на 20% больше в сравнении с предыдущим годом. Для сравнения, американские стартапы за этот период привлекли $41,6 млрд, российские — $293 млн.
Япония присматривается к стартапам и технологиям из других стран. Это вызвано экономической политикой Японии, которую называют абэномикой — по фамилии премьер-министра Японии Синдзо Абэ. По совокупному индикатору, учитывающему экономическое развитие, Япония находится на самом высоком уровне за последние годы.
Интерес к России
Японские корпорации сотрудничают с перспективными зарубежными стартапами — организуют хакатоны, инвестируют в технологии, проводят программу акселерации по модели открытых инноваций и создают корпоративные венчурные фонды.
Хироси Макино считает, что российский рынок пока является для Японии загадкой, но это должно измениться в 2018 году благодаря Году России в Японии и Году Японии в России.
За последние несколько лет японские корпорации начали сотрудничать с рядом российских компаний. Среди них, например, Qiwi, 14,9% которой приобрела японская торговая компания Mitsui. В 2011 году «Лаборатория Касперского» открыла токийское подразделение Kaspersky Lab Japan.
В 2016 году сервис CarPrice открыл офис в Токио, а в 2017 получил инвестиции от японского фонда Mitsui. В 2018 году российская компания VisionLabs запустила в Японии облачную платформу для распознавания лиц.
Бизнес-культура Японии
В стране распространён пожизненный наём, трудоголизм (японское слово «кароси» переводится как «смерть от переработки» — vc.ru) и скрупулёзное отношение к принятию решений — здесь не любят рисковать и ошибаться.
Однако культура ведения бизнеса меняется. Стартапы и венчурные инвестиции подразумевают риск, а пожизненный наём постепенно уходит в прошлое, как минимум, в стартапах.
У принципов ведения бизнеса в Японии и России есть и сходства, и отличия.
Сходства:
- Ценятся близкие и крепкие отношения. Большую роль играют знакомства и связи. Культура совместных застолий и обсуждения на них сделок тоже очень похожа.
- В японском бизнесе есть бюрократия и большое число документов — в России их тоже немало.
Отличия:
- Японцы любят планировать. На это тратят много времени и ждут детального плана и от партнёров.
- Коллегиальная система обсуждения, из-за которой решения могут приниматься долгое время.
Новые потребители и улучшение бизнес-процессов
По словам Хироси Макино, который связывает российские и японские компании, в последние годы увеличивается количество рискованных инвестиций, но сотрудничество с Японией интересно не только новыми раундами. Прежде всего, это возможность выйти на крупный потребительский рынок — страна находится на шестом месте по степени проникновения интернета.
У японских компаний можно научиться оптимизировать бизнес-процессы, посмотреть на практику непрерывного улучшения процессов кайдзен или систему организации канбан в деле.
Многие японские компании имеют список долгосрочных партнёров. Знакомство с ними может принести пользу стартапам при выходе на рынки Юго-Восточной Азии, Китая и США.
Как узнать больше
В середине февраля ассоциация РОТОБО и консалтинговая компания SAMI Japan проведут серию конференций в разных городах России. Их тема — перспективы и возможности выхода на японский рынок.
Цель конференций — собрать российских и японских представителей в области технологий, предпринимателей и инвесторов и дать им площадку для организации сотрудничества и обмена идеями.
Организаторы хотят решить проблему дефицита информации между Россией и Японией. Для этого РОТОБО и SAMI Japan приглашают представителей японских СМИ в сфере технологий, венчурных инвесторов, организации, принимающие зарубежные стартапы, а также венчурные компании, которые хотят расширить свою деятельность за границей.
12 февраля пройдёт первая конференция в Москве, 16 февраля в Казани и 19 февраля в Петербурге. На каждом из мероприятий будет время для нетворкинга. Посетить конференции можно бесплатно, заранее зарегистрировавшись.