Япония — рынок, о котором вы ничего не знаете Статьи редакции

Но можете узнать.

Материал подготовлен при поддержке ассоциации РОТОБО и консалтинговой компании SAMI Japan

Долгое время бизнес в Японии вели по концепции «дзайбацу». Она обозначала объединение компаний вокруг одной большой семьи, контролировавшей часть банковской сферы или другого крупного бизнеса.

На смену дзайбацу пришли «кэйрэцу» — в центре оказалась не семья, а партнёрские отношения между компаниями. Сейчас Япония, как и другие прогрессивные страны, становится более открытой. По соседству с загадочными кэйрэцу — привычные технологические стартапы.

Основное осталось неизменным — в Японии превыше всего ценят длительные и честные отношения с поставщиками и партнёрами

Успехи и проблемы японской экономики

По мнению сооснователя консалтинговой компании SAMI Japan Хироси Макино, многие японские корпорации беспокоятся о том, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировой арене. Крупным компаниям приходится срочно перестраиваться и поспевать за стартапами, которые работают быстрее.

Mitsubishi Group — один из первых дзайбацу. Группа компаний работает более чем в десяти отраслях

Стратегия пожизненного найма демотивирует японцев открывать собственный бизнес. Несмотря на это, в 2016 году японские стартапы привлекли более $1,9 млрд — на 20% больше в сравнении с предыдущим годом. Для сравнения, американские стартапы за этот период привлекли $41,6 млрд, российские — $293 млн.

Япония присматривается к стартапам и технологиям из других стран. Это вызвано экономической политикой Японии, которую называют абэномикой — по фамилии премьер-министра Японии Синдзо Абэ. По совокупному индикатору, учитывающему экономическое развитие, Япония находится на самом высоком уровне за последние годы.

Интерес к России

Японские корпорации сотрудничают с перспективными зарубежными стартапами — организуют хакатоны, инвестируют в технологии, проводят программу акселерации по модели открытых инноваций и создают корпоративные венчурные фонды.

Хироси Макино считает, что российский рынок пока является для Японии загадкой, но это должно измениться в 2018 году благодаря Году России в Японии и Году Японии в России.

Перекрёстный год — это хороший шанс познакомиться с людьми из другой страны, посещая экономические и культурные события.

С точки зрения бизнеса, 2018 год — отличное время для запуска российско-японских проектов, поскольку правительства выделили бюджет на их поддержку.

Хироси Макино, помогает российским стартапам выйти на японский рынок

За последние несколько лет японские корпорации начали сотрудничать с рядом российских компаний. Среди них, например, Qiwi, 14,9% которой приобрела японская торговая компания Mitsui. В 2011 году «Лаборатория Касперского» открыла токийское подразделение Kaspersky Lab Japan.

В 2016 году сервис CarPrice открыл офис в Токио, а в 2017 получил инвестиции от японского фонда Mitsui. В 2018 году российская компания VisionLabs запустила в Японии облачную платформу для распознавания лиц.

Японцы ценят время, безопасность и комфорт, именно поэтому 95% всех продаж проходят через дилеров новых автомобилей, для сравнения в России этот показатель составляет 7-10%.

Организация нашего бизнеса в Японии отличается от российского. В частности, в Японии всего два собственных офиса CarPrice, остальные точки — это наши местные партнеры. В России мы делаем ставку на развитие собственной розницы (порядка 60 точек в 25 городов).

Денис Долматов, генеральный директор CarPrice

Бизнес-культура Японии

В стране распространён пожизненный наём, трудоголизм (японское слово «кароси» переводится как «смерть от переработки» — vc.ru) и скрупулёзное отношение к принятию решений — здесь не любят рисковать и ошибаться.

Однако культура ведения бизнеса меняется. Стартапы и венчурные инвестиции подразумевают риск, а пожизненный наём постепенно уходит в прошлое, как минимум, в стартапах.

Spiber — один из самых дорогих японских стартапов, занимается разработкой синтетического шёлка и других органических материалов

У принципов ведения бизнеса в Японии и России есть и сходства, и отличия.

Сходства:

  • Ценятся близкие и крепкие отношения. Большую роль играют знакомства и связи. Культура совместных застолий и обсуждения на них сделок тоже очень похожа.
  • В японском бизнесе есть бюрократия и большое число документов — в России их тоже немало.

Отличия:

  • Японцы любят планировать. На это тратят много времени и ждут детального плана и от партнёров.
  • Коллегиальная система обсуждения, из-за которой решения могут приниматься долгое время.

Новые потребители и улучшение бизнес-процессов

По словам Хироси Макино, который связывает российские и японские компании, в последние годы увеличивается количество рискованных инвестиций, но сотрудничество с Японией интересно не только новыми раундами. Прежде всего, это возможность выйти на крупный потребительский рынок — страна находится на шестом месте по степени проникновения интернета.

Помимо того, что японцы, пожалуй, самые скрупулёзные тестировщики в мире, очень важную роль в Японии играют кросс-рекомендации партнеров и клиентов. Причём, конкурирующие системные интеграторы предпочтут получить дополнительную информацию друг у друга, нежели остаться без информации совсем.

Мы потратили год на выстраивание сети партнеров в Японии, участники которой свободно общаются, и даже готовы реализовывать совместно проекты на базе наших продуктов.

Александр Ханин, основатель VisionLabs

У японских компаний можно научиться оптимизировать бизнес-процессы, посмотреть на практику непрерывного улучшения процессов кайдзен или систему организации канбан в деле.

Многие японские компании имеют список долгосрочных партнёров. Знакомство с ними может принести пользу стартапам при выходе на рынки Юго-Восточной Азии, Китая и США.

Как узнать больше

В середине февраля ассоциация РОТОБО и консалтинговая компания SAMI Japan проведут серию конференций в разных городах России. Их тема — перспективы и возможности выхода на японский рынок.

Цель конференций — собрать российских и японских представителей в области технологий, предпринимателей и инвесторов и дать им площадку для организации сотрудничества и обмена идеями.

Организаторы хотят решить проблему дефицита информации между Россией и Японией. Для этого РОТОБО и SAMI Japan приглашают представителей японских СМИ в сфере технологий, венчурных инвесторов, организации, принимающие зарубежные стартапы, а также венчурные компании, которые хотят расширить свою деятельность за границей.

12 февраля пройдёт первая конференция в Москве, 16 февраля в Казани и 19 февраля в Петербурге. На каждом из мероприятий будет время для нетворкинга. Посетить конференции можно бесплатно, заранее зарегистрировавшись.

Подробнее