Европейцы пересаживаются на электромобили. А как скоро это сделают россияне?

Зачем нужен электротранспорт, как он переносит русские морозы и как обстоят дела с инфраструктурой.

Материал подготовлен при поддержке Sitronics Group

Европейские водители всё чаще предпочитают электромобили или гибридные авто, а не машины с бензиновым или дизельным двигателем: это и дешевле, и экологичнее. В 2020 году спрос на электрокары и гибриды вырос на 130%. А некоторые страны, например Норвегия, планируют полностью отказаться от автомобилей на бензине и дизеле уже через несколько лет.

Считается, что климат в России не очень подходит для электромобилей, а территория слишком большая — развить инфраструктуру для электрокаров будет сложно. Значит ли это, что электромобили в России останутся лишь «игрушкой для москвичей»?

На наши вопросы о будущем электромобилей отвечают эксперты и представители Sitronics Group — ИТ-компании, которая создаёт инфраструктуру для электромобилей: устанавливает зарядные станции и обслуживает их.

Алексей Катков
Председатель Совета директоров Sitronics Group,
управляющий партнёр АФК «Система»

Андрей Гурленов
Исполнительный директор Sitronics Electro

Сколько сейчас электромобилей в России?

Порядка 13 тысяч. При этом около половины этих автомобилей — подержанные Nissan Leaf. Их активно покупают в Сибири и на Дальнем Востоке: рядом Япония, а этот рынок перенасыщен электрокарами. При этом спрос на «электрички» растёт по всей стране. С января по май 2021 года продажи новых электромобилей в России выросли в 7 раз по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Зачем вообще покупать электромобиль?

У электромобиля сразу несколько преимуществ над обычными ДВС, то есть авто с двигателем внутреннего сгорания.

Во-первых, это экономия на топливе. Даже если брать в расчёт самый высокий тариф за электроэнергию — платить придётся в два-три раза меньше, чем за бензин. Кроме того, можно подключить многотарифный учёт, при котором ночью электроэнергия стоит дешевле.

Во-вторых, у электромобиля меньше узлов и агрегатов, нет коробки передач, топливного двигателя с необходимостью замены масла, насоса, фильтров. То есть обслуживать и ремонтировать электромобиль несколько проще, чем ДВС.

В-третьих, не нужно постоянно заправляться. Приехали домой, поставили на паркинге на зарядку, утром из розетки выключили — можно ехать. Причём не обязательно заряжаться каждую ночь, одного раза в три дня, если ездить на работу и обратно, будет достаточно.

Но ведь электромобили дороже ДВС?

Да, это правда. В зависимости от класса и модели разница может варьироваться от 50% (для легковушек) до 250% (для грузовых).

Многое упирается в стоимость аккумулятора: чем больше в нём кВт, тем дороже обойдётся батарея. Но стоимость кВт за десять лет снизилась: в 2010 году за 1 кВт нужно было заплатить 1200 долларов, сейчас — всего 137 долларов.

Алексей Катков, Председатель Совета директоров Sitronics Group, управляющий партнёр АФК «Система»

Шесть крупнейших автопроизводителей (Ford, General Motors, Mercedes-Benz, Volvo, Jaguar, Land Rover и китайский BYD) согласились полностью отказаться от ДВС к 2040 году и уже наращивают производство бюджетных «электричек», в том числе в виде коммерческой и коммунальной техники. Россия тоже запускает собственные легковые электромобили: в ближайшие годы должны появиться сразу три новых бренда: Zetta, «Кама» и проект «Моторинвеста». По прогнозам Минпромторга, в 2024 году выпуск «электричек» у нас превысит 100 тысяч штук в год.

Важно понимать, что хоть новый электромобиль и обойдётся дороже при покупке, но он дешевле в эксплуатации. Можно сравнить, например, во сколько обойдётся годовая эксплуатация Audi A6 и Tesla Model 3 при пробеге в 20 тыс. км в год (и тарифе на электроэнергию в 6 рублей за 1кВт/ч). Речь о таких критериях, как стоимость топлива, налоги, ТО и парковки для жителя Москвы. И получается 270 тысяч рублей против 37 тысяч рублей — экономия около четверти миллиона в год.

Сравнение трат на годовую эксплуатацию Audi A6 и Tesla Model 3

К тому же, самые дешёвые электромобили — подержанные Nissan Leaf — в РФ стоят от 300 тысяч рублей.

А само государство что делает для развития инфраструктуры под электромобили?

Правительство составило перечень пилотных территорий и федеральных трасс, на которых ещё до конца 2024 года должны появиться не менее 9,4 тысячи зарядных станций, из которых треть — быстрые: такие, которые заряжают батарею на 90% за 20 минут (а не за 5–6 часов). Государство субсидирует производство отечественных «электричек», развитие инфраструктуры, поощряет льготный лизинг на электрокары. В Москве, например, парковка для электромобилей бесплатна и нет транспортного налога.

Что же до батареи, то в среднем её хватает на 8–10 лет. Но и после этого срока она не выходит из строя — всего лишь снижает максимальную ёмкость на 10%.

А ездить-то на них в наших широтах вообще можно?

Есть расхожее мнение, что электромобили плохо подходят для России, потому что у нас почти полгода длится зима. Да, при морозе потребление батареи электромобиля выше на 18–25%. Но Канаде или странам Скандинавии это не мешает. А в России электромобили очень востребованы в холодных краях — в Сибири и на Дальнем Востоке. В Норвегии, к примеру, почти 80% продаваемых авто — «электрички».

Сколько сейчас вообще можно проехать на одной зарядке?

Пока что электромобили — это удел городов, потому что их средний запас хода — это 350–400 км при средней скорости в 90–100 км/час. Но в новых моделях запас хода постоянно увеличивается. Например, Volvo планирует увеличить дальность пробега до 1000 километров к 2025 году. Как только это случится, расстояния вообще перестанут иметь значение.

Если заряжаться в «домашних» условиях (на паркинге или от сети в частном доме), зарядка с с 15–20 до 80% займёт примерно 7–10 часов, а полная — 16–20 часов. Зарядная станция постоянного тока позволяет сократить это время до 3–4 часов, а наиболее быстрые зарядки справляются за 20–40 минут.

А заряжаться-то вообще где?

Рынок сейчас только формируется. В России около тысячи зарядных станций, установленных небольшими операторами, производителями и импортёрами.

Мы открыли свои зарядные станции в трёх городах — Москве, Нижнем Новгороде и Ульяновске. Наша глобальная цель — зайти во все крупные города-миллионники и установить ЭЗС вдоль ключевых трасс.

Андрей Гурленов, Исполнительный директор Sitronics Electro

А Sitronics в этом всём как участвует?

Мы поставляем зарядные станции, подключаем к электросетям, выполняем строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы и обслуживание. А также развиваем собственную ИТ-платформу для управления и мониторинга ЭЗС.

Чтобы зарядить авто на нашей станции, нужно установить мобильное приложение Sitronics Electro и привязать карту.

У вас можно зарядить любой электромобиль?

Почти. Электромобили отличаются портами зарядки и протоколами. Мы дописываем программное обеспечение практически «вживую», например, чтобы оно поддерживало зарядку китайских автомобилей через адаптер. Как раз адаптеры и позволяют заряжать все модели «электричек».

Также мы занимаемся роуминговой платформой, чтобы наши клиенты могли заряжаться на других станциях, не меняя приложения. Сегодня у каждой сети зарядных станций свой софт, своё приложение — это неудобно, и мы хотим эту проблему решить.

Больше о решениях Sitronics — по кнопке ниже.

0
454 комментария
Написать комментарий...
Алексей Бёрдов

Охотно верится что батареи не умрут после морозов. Обычное уже дело температура чуть ниже -30 и нет батареек. Нужно вызывать или идти покупать новые. Ибо замёрзли. Или можно перед ночью заносить батарейку. А что делать с батарейками литиевыми, чёрт его знает

Ответить
Развернуть ветку
Магомед Шереметьев

в москве куча тесл катается и ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Но опускается ли в Москве температура ниже -30?

Ответить
Развернуть ветку
Магомед Шереметьев

А живёт ли значимое количество потенциальных покупателей там, где опускается?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Сейчас нет. Но по итогу то все будут покупать электронку. И это огромная уязвимость. Я молчу уж про жару. Литейки её тоже не любят

Ответить
Развернуть ветку
Магомед Шереметьев

У вас нулевые познания в сфере аккумуляторов. Одних "литеек" десять видов с самыми разными характеристиками

все будут

Или не будут

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Водоро вполне может быть выгоден. Но встаёт вопрос куда бензит девать? Ели все пересядут на экологию то куда девать бензин?

Ответить
Развернуть ветку
Магомед Шереметьев

Это проблемы только производителя бензина

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Слишком много бензина будет и вот он ели будет просто вылеваться или сжигаться крайне не экологично. Но с евро нормами это сверх экологичная вещ

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

Даже с евронормами одна машина с ДВС выбрасывает 9 кг CO2 на 100 км - одноразовый пластик нервно курит в сторонке

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Но те же батареи куда не экологичные. Огромные гектары земли из которых чутка лития добывается убивает землю, воздух. А про переработку самих аккумуляторов Я совсем молчу

Ответить
Развернуть ветку
Yarro S

Когда хейтеры Маска узнали про добычу полезных ископаемых

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Зачем выдумывать. Добыча лития чуть сложнее добычи соли.
В воздух вообще никаких выбросов нет кроме испарения воды.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Литий очень часто получают как доп продукт от восстановления других элементов. Но процессы восстановления зачастую проще и выгоднее производить на больших площадях. И у лития частый компонент при восстановлении это хлор

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Это озера с солёной водой а не хлором. Насколько я знаю, из солёной воды литий достают простой содой.
Не исключаю что при производстве батарей могут использовать хлор но это уже на заводе и в замкнутом цикле.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Лев Толстой

Я смотрю на фото "убили гектары плодородных земель"?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Литий при восстановлении может мелкими осадками опадать на землю, и благодаря воде поподать не только в почву, но и в грунтовые воды. А литий не очень полезен для земли и растений

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Действительно какая может быть опасность от переизбытка металлов в организме человека, животных или растений. Давайте все будем пить воду с переизбытком свенца или радиоактивных элементов. Это ведь не вредит организма, а даже наоборот полезно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Это было к тому что литий когда попадает в подземные воды не испаряется ни куда, а подает к человеку из колодцев (для питья, душа или полива). И не будем забывать что испарения под действием нагрева солнца происходят. Это с осадками выподает осадками во многих километрах от места добычи и обогащения. Также пахотные земли будет очень тяжело сделать на месте добычи лития.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Да. Действительно. Ведь литий совсем не активный элемент и совсем не хочет соединятся при особых условиях с солью

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Основные места добычи это Китай, Австралия и Африка.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Я Африку дотошно не изучаю. Мне она не интересна. Я просто знаю что там добыча есть

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

В Бразилии, России, Австралии, Китае

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Ой, что это? Африка. Да откуда там литий вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Чё за бред. Если он дешёвый то это значит что он самый выгодный. Особенно выгодно если можно платить совсем чуть чуть. Не просто же из европейских стран и США переносили производство в Китай или другие страны. Где можно использовать рабский и детский труд

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Естественно он дешёвый. Какой смысл покупать дорогой особенно если покупатели не смогут приобрести итоговый продукт. Но производители или компании сбыта должны окупаться. Иначе это просто не имеет смысла

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Литий это лишь один из компонентов батареи. И также процентное соотношение тоже важно. Ведь от этого характеристики батареи могут изменится. Про масковкую оферту века Я молчу.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Что орнаменты закончились от незнания?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Оргументы

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Э слыш поясни за ценообразование

Ответить
Развернуть ветку
Магомед Шереметьев

На свалках аккумуляторов

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex G

ты гонишь

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Санкт-Петербург - на моей памяти - самое холодное было порядка -25°C в 2010 вроде бы. Периодические холода до -15°C - регулярно. ~6 миллионов населения.

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Иногда вполне себе да. Но там ипри - 20 становится весело с аккумулятором.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

И влажность и ветер тоже влияет. Может на градуснике быть -20. А из-за ветра и влажности ощущаться как -40 и ниже

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Разумеется. Но я не про ощущения от наслаждения искрящейся снегом и возможностью отморожения частей тела. А про ёмкость аккумулятора на морозе. В результате которой все плюсы авторов становятся минусами. Ну на современном этапе.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Что так трудно понять что батарея себя подогревает чтобы не уходить ниже границы где есть сильные потери ёмкости. Тратя 2% на подогрев батарея не теряет 30% из-за замерзания.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

В электрокарах комп не даёт батарее замерзать. Только нельзя оставлять машину на ночь с нулевым запасом без подключения.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

На утро тогда придётся её за заряжать. Не очень удобно и экономично. Особенно если нужно будет авто заряжать чуть ли не 3, а то и все 4 раза за сутки

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Она за ночь разрядится на 2%-3%. Зачем её заряжать?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Да если при -30 не нужно очень бережно обогревать батареи, которые могут просто взорваться. Весёлая ночка будет. Бах бадум

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Вам нечего не нужно делать кроме как раз в пару дней ставить машину на зарядку. BMS - battery management system сама следит за температурой и держит её на нужном уровне.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Чем ниже температура тем больше нужно тратить энергию на обогрев и поддержание нужной температуры. Тем более что машины то железные, а железо быстрее охлаждается, и нагреваемой железо быстро будет отдавать тепло. То есть энергия будит уходить в никуда. Что очень быстро будет истощать заряд батарей. Что приводит к тому что батареи быстро выходят из строя в следствии рециклов

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Бла-бла-бла. У нас в Канаде куча старых Модель S. Они про ваши теоретическии возрения не в курсе и спокойно ездят по 10 лет выдерживая канадские морозы.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

А ничего что в Канаде почти все города находятся на умеренном климатическом поясе. И сравнивать с российским за уральским климатом это нельзя. Даже на юге Западной Сибири температура может опуститься до -45 градусов Цельсия. И географически Сибирь находится на болотах. Я про безумные ветра молчу

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

А нечего что 90% россиян живут не в заподной Сибири а в европейской зоне где нет никаких-45

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Действительно. А ещё все добываемые ресурсы тоже находятся в западной России. И ведь если есть мировой тренд он совсем не коснётся людей в Сибири и на дальнем востоке. Знаешь сейчас начал образоваться тренд, чтобы люди переезжали из Западной России в деревни и малые города где их не коснётся ковидобесие

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Уже 20 лет тренд на то что люди сваливают с севера. При СССР их снабжали и кормили а сейчас там люди выживают. Половина жилья пустая стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong
Уже 20 лет тренд на то что люди сваливают с севера

Не 20, а 30, знаток. Как только исчезла Советская власть и северные надбавки.

Кстати, недавно смотрел ролик канадца, свалившего во Флориду и проклинающего родной Монреаль: «Север! Холод! Темнота!». Во, думаю, избалованные люди. Даже не широте Ставрополя им света мало

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Слабак

Ответить
Развернуть ветку
Giant Schlong

В кои-то веки соглашусь

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Наверное потому что тренд на урбанизацию есть. И крайне выгодно жить в больших городах где ты всегда найдёшь работу, развлечение и разные дивные вещи. Какой смысл жить в малом городе или деревне. Где из развлечений это бухать или с недавних пор в инете зависать. Работы то нет и не будет

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Потому что цены высоки. И жильё это никому не нужно. Если его можно купить и сдавать например. Как северяне делают. Но в принципе многие из деревень и малых городов переезжают в областные центры. Потому что они больше. Там больше возможностей

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

нет

Ответить
Развернуть ветку
motraL

Кто в Москве катается на Тесле держит ее в теплом гараже, так что да проблема имеет иметь место и в Москве, вот прямо сейчас в -20 очь любопытно посмотреть на запас хода. Во вторых, при текущем застрое Москвы 25этажками, когда машину просто не поставить, как заряжать весь этот парк? В России электрички в текущем их состоянии это игрушка для богатых, почему то все бросились в крайность, когда есть плагины!! Которые не жгут топливо в городе и могут ездить за раз более 1000км

Ответить
Развернуть ветку
Роман Архипов

1) Уже есть исследования о том, что при температуре от -10 до -20 запас хода на Тесле падает на 20%-40%, но даже в этом случае это более выгодный вариант по сравнению с авто на ДВС.

Читал иностранные статьи, но вот, например, русскоязычная: https://wroom.ru/news/11199.

2) Думаю, что каждый "умный" застройщик будет внедрять (или уже внедряет) ЭЗС-ки на своих парковках. Логично, что электровод предпочтёт недвижку в доме с зарядным хабом, чем без него.

3) Про гибриды справедливо, но всё же в большинстве случаев плагины тянут на электричестве не более 70 км, остальное - на бензине. И это всё равно полумеры. А если учесть, что у гибридов стоимость обслуживания такая же, как у обычного авто, то какой смысл?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Бёрдов

Ну это будет зависеть от цен на жильё. Если построенная многоэтажка на пару лямов будет стоить из-за парковки. То застройщик может соеденить её с внутренним двором. Или отказаться вообще. Можно много на этом сыкономить

Ответить
Развернуть ветку
451 комментарий
Раскрывать всегда