Европейцы пересаживаются на электромобили. А как скоро это сделают россияне?

Зачем нужен электротранспорт, как он переносит русские морозы и как обстоят дела с инфраструктурой.

Материал подготовлен при поддержке Sitronics Group

Европейские водители всё чаще предпочитают электромобили или гибридные авто, а не машины с бензиновым или дизельным двигателем: это и дешевле, и экологичнее. В 2020 году спрос на электрокары и гибриды вырос на 130%. А некоторые страны, например Норвегия, планируют полностью отказаться от автомобилей на бензине и дизеле уже через несколько лет.

Считается, что климат в России не очень подходит для электромобилей, а территория слишком большая — развить инфраструктуру для электрокаров будет сложно. Значит ли это, что электромобили в России останутся лишь «игрушкой для москвичей»?

На наши вопросы о будущем электромобилей отвечают эксперты и представители Sitronics Group — ИТ-компании, которая создаёт инфраструктуру для электромобилей: устанавливает зарядные станции и обслуживает их.

Алексей Катков
Председатель Совета директоров Sitronics Group,
управляющий партнёр АФК «Система»

Андрей Гурленов
Исполнительный директор Sitronics Electro

Сколько сейчас электромобилей в России?

Порядка 13 тысяч. При этом около половины этих автомобилей — подержанные Nissan Leaf. Их активно покупают в Сибири и на Дальнем Востоке: рядом Япония, а этот рынок перенасыщен электрокарами. При этом спрос на «электрички» растёт по всей стране. С января по май 2021 года продажи новых электромобилей в России выросли в 7 раз по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Зачем вообще покупать электромобиль?

У электромобиля сразу несколько преимуществ над обычными ДВС, то есть авто с двигателем внутреннего сгорания.

Во-первых, это экономия на топливе. Даже если брать в расчёт самый высокий тариф за электроэнергию — платить придётся в два-три раза меньше, чем за бензин. Кроме того, можно подключить многотарифный учёт, при котором ночью электроэнергия стоит дешевле.

Во-вторых, у электромобиля меньше узлов и агрегатов, нет коробки передач, топливного двигателя с необходимостью замены масла, насоса, фильтров. То есть обслуживать и ремонтировать электромобиль несколько проще, чем ДВС.

В-третьих, не нужно постоянно заправляться. Приехали домой, поставили на паркинге на зарядку, утром из розетки выключили — можно ехать. Причём не обязательно заряжаться каждую ночь, одного раза в три дня, если ездить на работу и обратно, будет достаточно.

Но ведь электромобили дороже ДВС?

Да, это правда. В зависимости от класса и модели разница может варьироваться от 50% (для легковушек) до 250% (для грузовых).

Многое упирается в стоимость аккумулятора: чем больше в нём кВт, тем дороже обойдётся батарея. Но стоимость кВт за десять лет снизилась: в 2010 году за 1 кВт нужно было заплатить 1200 долларов, сейчас — всего 137 долларов.

Алексей Катков, Председатель Совета директоров Sitronics Group, управляющий партнёр АФК «Система»

Шесть крупнейших автопроизводителей (Ford, General Motors, Mercedes-Benz, Volvo, Jaguar, Land Rover и китайский BYD) согласились полностью отказаться от ДВС к 2040 году и уже наращивают производство бюджетных «электричек», в том числе в виде коммерческой и коммунальной техники. Россия тоже запускает собственные легковые электромобили: в ближайшие годы должны появиться сразу три новых бренда: Zetta, «Кама» и проект «Моторинвеста». По прогнозам Минпромторга, в 2024 году выпуск «электричек» у нас превысит 100 тысяч штук в год.

Важно понимать, что хоть новый электромобиль и обойдётся дороже при покупке, но он дешевле в эксплуатации. Можно сравнить, например, во сколько обойдётся годовая эксплуатация Audi A6 и Tesla Model 3 при пробеге в 20 тыс. км в год (и тарифе на электроэнергию в 6 рублей за 1кВт/ч). Речь о таких критериях, как стоимость топлива, налоги, ТО и парковки для жителя Москвы. И получается 270 тысяч рублей против 37 тысяч рублей — экономия около четверти миллиона в год.

Сравнение трат на годовую эксплуатацию Audi A6 и Tesla Model 3

К тому же, самые дешёвые электромобили — подержанные Nissan Leaf — в РФ стоят от 300 тысяч рублей.

А само государство что делает для развития инфраструктуры под электромобили?

Правительство составило перечень пилотных территорий и федеральных трасс, на которых ещё до конца 2024 года должны появиться не менее 9,4 тысячи зарядных станций, из которых треть — быстрые: такие, которые заряжают батарею на 90% за 20 минут (а не за 5–6 часов). Государство субсидирует производство отечественных «электричек», развитие инфраструктуры, поощряет льготный лизинг на электрокары. В Москве, например, парковка для электромобилей бесплатна и нет транспортного налога.

Что же до батареи, то в среднем её хватает на 8–10 лет. Но и после этого срока она не выходит из строя — всего лишь снижает максимальную ёмкость на 10%.

А ездить-то на них в наших широтах вообще можно?

Есть расхожее мнение, что электромобили плохо подходят для России, потому что у нас почти полгода длится зима. Да, при морозе потребление батареи электромобиля выше на 18–25%. Но Канаде или странам Скандинавии это не мешает. А в России электромобили очень востребованы в холодных краях — в Сибири и на Дальнем Востоке. В Норвегии, к примеру, почти 80% продаваемых авто — «электрички».

Сколько сейчас вообще можно проехать на одной зарядке?

Пока что электромобили — это удел городов, потому что их средний запас хода — это 350–400 км при средней скорости в 90–100 км/час. Но в новых моделях запас хода постоянно увеличивается. Например, Volvo планирует увеличить дальность пробега до 1000 километров к 2025 году. Как только это случится, расстояния вообще перестанут иметь значение.

Если заряжаться в «домашних» условиях (на паркинге или от сети в частном доме), зарядка с с 15–20 до 80% займёт примерно 7–10 часов, а полная — 16–20 часов. Зарядная станция постоянного тока позволяет сократить это время до 3–4 часов, а наиболее быстрые зарядки справляются за 20–40 минут.

А заряжаться-то вообще где?

Рынок сейчас только формируется. В России около тысячи зарядных станций, установленных небольшими операторами, производителями и импортёрами.

Мы открыли свои зарядные станции в трёх городах — Москве, Нижнем Новгороде и Ульяновске. Наша глобальная цель — зайти во все крупные города-миллионники и установить ЭЗС вдоль ключевых трасс.

Андрей Гурленов, Исполнительный директор Sitronics Electro

А Sitronics в этом всём как участвует?

Мы поставляем зарядные станции, подключаем к электросетям, выполняем строительно-монтажные работы, пусконаладочные работы и обслуживание. А также развиваем собственную ИТ-платформу для управления и мониторинга ЭЗС.

Чтобы зарядить авто на нашей станции, нужно установить мобильное приложение Sitronics Electro и привязать карту.

У вас можно зарядить любой электромобиль?

Почти. Электромобили отличаются портами зарядки и протоколами. Мы дописываем программное обеспечение практически «вживую», например, чтобы оно поддерживало зарядку китайских автомобилей через адаптер. Как раз адаптеры и позволяют заряжать все модели «электричек».

Также мы занимаемся роуминговой платформой, чтобы наши клиенты могли заряжаться на других станциях, не меняя приложения. Сегодня у каждой сети зарядных станций свой софт, своё приложение — это неудобно, и мы хотим эту проблему решить.

Больше о решениях Sitronics — по кнопке ниже.

0
454 комментария
Написать комментарий...
xxx xxx

Какие в попу электромобили? В стране за год выросли продажи дошираков в 3 раза, у людей нет денег на продукты, они гавном этим перекусывают.

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

У одних нет денег, у других есть. Если даже у 10% населения есть средства на электрокары, это уже многомиллионный рынок.

Ответить
Развернуть ветку
motraL

Только такие люди не идиоты, они купят Линкольн Навигатор, а не идиотскую Теслу, продажи и общее кол-во характеризует наш рынок более чем ясно.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Люди купят лучшее а Тесла на сегодня лучший электрокар в мире.

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Лучший электрокар - это пока погрузчик на предприятии.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Кому как

Ответить
Развернуть ветку
Mike Notimportant

респект от водителя погрузчика 👍

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

Люди не покупают потому что нет инфраструктуры и машины еще дороже. Но есть один нюанс. Если вы сейчас почитаете новости авторынка, там буквально все производители списывают ДВС и переводят все затраты с ДВС на электро. Даже Тойота и американские масклкары на электро переходят. Что будут покупать богатые Россияне через 5-10 лет когда почти весь премиум будет на электро? Эту проблему стали потихоньку понимать даже наши власти.

Ответить
Развернуть ветку
Лев Толстой
Что будут покупать богатые Россияне через 5-10 лет когда почти весь премиум будет на электро?

Будут покупать 5-10 летние машины с двс. Рынок БУ авто в несколько раз больше рынка новых.

Ответить
Развернуть ветку
Ли Си Цын

Ага, щаз, разбежались люди с достатком десятилетние ушаты покупать. Позабавило.

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

Я про людей с деньгами. Кто сейчас на новых 8 цилиндровых Мерседесах, БМВ или Порше разьежаеться. Вряд ли они на 10 летнии машины пересядут. Эти люди как раз у власти и начинают понимать что нужно потихоньку готовиться, что бы и дальше на новом немецком премиум ездить через 10 лет.

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Ну каг-бэ в стране победившей демократии всё ещё зависит от регионов. И если в солнечной Калифорнии всё отлично, то ближе к границе с Канадой все не так радужно. Ну а в Европе в большинстве регионов климат помягче. И эксплуатация чистых электричек становится в определенной степени целесообразной.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Я в Канаде живу и езжу на Тесле. Никаких проблем от этого не испытываю, даже в гараж её не загоняю. Даже наоборот, я кайфую так как машина сама прогревается по расписанию и каждое утро я сажусь в прогреттую машину. За всю зиму ни разу стекла не скоблил. Ну и по снегу она прет отлично.

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Простите, если не секрет - а в каком городе или населенном пункте Канады вы живёте?

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Монреаль.

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Ну я в окрестностях Нерезиновска и в самом Нерезиновске. Отличие Монреаля - он находится на стыке нескольких климатических зон, но климат считается, как континентальный влажный. В Нерезиновске вроде-бы тоже умеренно-континентальный, но с ярко выраженной сезонностью. Условно - мне до Нерезиновска, в самом Нерезиновске и обратно нужно 260-300 км. При этом стартуя из теплого гаража не факт, что машина останется в таком же теплом гараже. Учитывая непредсказуемость погоды я не могу предсказать поведение аккумулятора. Ну и иногда в силу хобби приходится кататься отнюдь не по дорогам с асфальтом. В общем электроавтомобиль в наших климатических условиях - это роскошь, а не средство передвижения.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Модель 3 с большой батареей легко проедет 300км даже зимой.

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

А если 320-350? И ждать эвакуатор на морозе - удовольствие ниже среднего. Я вообще про МКАД (Магаданская кольцевая) не упоминаю. Там существуют рекомендации, как правильно машину жечь подольше, лишь бы не замёрзнуть.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Notimportant

🤦‍♂️
целых 300 км 🙆‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Вы таксист или дальнобойщик?
Средний дневной пробег в России 40км.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Notimportant

Вы ж в Канаде, вроде...
- или снова п*и*з*д*о*б*о*л?
"Бла-бла-бла. У нас в Канаде куча старых Модель S. Они про ваши теоретическии возрения не в курсе и спокойно ездят по 10 лет выдерживая канадские морозы."

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Я в Канаде но статистику знаю по нескольким странам

Ответить
Развернуть ветку
Mike Notimportant

у меня сын накручивает по Питеру ежедневно минимум 100 км (зам. гендира, между прочим, в электросетях)
- раз-два в неделю мотается по области (вплоть до Сланцев)
- пару раз в месяц - в Москву
- пользует Тундру на ГБО
- и он и жена недавно прикупили каждый себе по Тесле, но исключительно в городе
- и то только потому, что в Дубках у них частный дом и с зарядкой ночью в собственном дворе проблем нет
- в квартире же на Луначарского (20-й этаж), где лишь подземная парковка (практически во дворе) - гемор с зарядкой еще тот
- так что всяк кулик свое болото хвалит
- а каждый сверчок - знай свой шесток

Ответить
Развернуть ветку
Mike Notimportant

P.S. сорри за оскорбление со своей стороны (на эмоциях было) - просто я профессиональный электрохимик (и обучение и теория и практика) - и мне вот эта тема без глубокого погружения внутрь деталей давно уже оскомину набила
- оффтоп: доставляет, когда наши чинуши также рассуждают о водородной энергетике, не понимая, что речь там не о ГБО (где водород вместо смеси пропан-бутан), а о топливных элементах, по которым я и диплом писАл и практику в Москве на Щербаковскоской проходил (в далеком 1983-м)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

У меня до работы и обратно получится почти 40км. Тупо по кратчайшему пути, никуда не заезжая. И то и другое - в черте города.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

И? А кому-то 10 км, а кому-то 100км. В среднем получается 40км в день, которые любой электрокар покрывает.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

А я верю своему опыту за последнию зиму и статистике.
Кстати, китайцы считали проценты от китайского wlpt рейтинга который слишком оптимистичный и для Теслы он превышает 600км.
В статье кстати были цифры реального пробега, почему вы их не привели?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

У меня базовая Тесла и я летом спокойно проезжал на ней 350км с 3 пассажирами, кондёром, музыкой и скорости 115-119. На long range можно спокойно 450 проехать.
Зимой я проезжал 300км при минус 9.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

Канада хороший пример. Советую загуглить от куда канадцы энергию добывают. Там вроде 60% Гидроэнергетика, 7% другая возобновляемая энергия, 15% атом. Газ и уголь всего по 9%. Как видите, можно не только в солнечных регионах обойтись практически без угля и газа.

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Гидроэнергетика очень сильно зависит от рельефа местности. Ну и Канада - это ведь как Дальний Восток и Краснодарский край. Торонто Сочи и Владивосток находятся на одной широте. Но есть нюанс (ТМ).

Ответить
Развернуть ветку
Dimitri

Понятно что Гидроэнергетика не везде подойдёт. Это был просто пример что не обязательно только солнечные батареи ставить. Можно воду, ветер, геотермальные источники или хотя бы атом использовать.

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Разумеется. С гидроэнергетикой можно ещё и играть на пиковом потреблении. А мирный атом - наиболее экологичный и дешёвый, но им нельзя играть на пиках. Чернобыль, кстати - это как раз пример эксперимента применения атомной электростанции в различных режимах. Но тем не менее, на настоящем этапе технологического развития без газа, а в некоторых регионах и угля обойтись невозможно. Зелёная энергетика существует как дополнение, но не как основной источник. Проблема в стабильности и пиковом потреблении.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

У нас в провинции Квебек 100% идёт с ГЭС.

Ответить
Развернуть ветку
vasiliy vasiliyev

Повезло с географией. Рельеф позволяет. У меня придется пару районов затопить с весьма плачевными экономическими результатами. Недавно старейшая ГРЭС накрылась из-за экономической нецелесообразности.

Ответить
Развернуть ветку
451 комментарий
Раскрывать всегда