Грань между субъективностью и объективностью в дизайне: где она проходит и как снизить количество правок на проекте
Часто бывает, что при разработке макета дизайнеры опираются исключительно на личные предпочтения. Это уместно, но не везде и не всегда. Дизайнер веб-студии Пиробайт Дмитрий Соболь расскажет о том, в каких случаях лучше придерживаться объективных правил, а когда — полагаться на свой вкус.
Понимание того, где заканчивается субъективный взгляд на работу и начинается объективный поможет понять, какие из правок являются оправданными, а какие — «вкусовщиной».
Критерии объективности
Для начала определимся: дизайн — вещь объективная или субъективная? Больше объективная. Помимо личного вкуса, эмоций, интуиции и исходных данных от заказчика, специалист, работая над проектом, должен учитывать следующие критерии:
1. Функциональность и пользовательский опыт — это значит, что дизайн должен соответствовать заявленным функциям и быть удобным в использовании.
2. Эстетика — дизайн должен быть привлекательным и эстетически приятным.
3. Брендирование —дизайн должен соответствовать бренду и передавать его ценности и идентичность.
4. Инновационность —дизайн должен быть новаторским и уникальным.
Композицию. Благодаря использованию этого принципа можно акцентировать внимание пользователя в нужном месте. Это поможет передать суть проекта и сделать его привлекательным.
Контраст. Используется для привлечения внимания к определенным элементам, создания интересных композиций, выделения важной информации на странице и улучшения визуальной иерархии. Например, яркий цвет на темном фоне будет иметь бóльший контраст, чем тот же цвет на светлом.
Но этот пункт нужно использовать осторожно — сильно высокий контраст может раздражать глаз, а слишком низкий — быть незаметен. Поэтому при применении этого инструмента нужно учитывать особенности целевой аудитории, а не полагаться только на свои предпочтения.
Ритм. Создает визуальную гармонию и упорядоченность в дизайне, управляет вниманием зрителя и подчеркивает важные элементы. Достигается за счет повторения цвета, формы, текстуры, линии и других элементов.
Единство или связь между всеми элементами проекта. Используется для создания цельности и гармонии. Для достижения единства опять же нужен согласованный стиль, цветовая гамма и типографика.
Шрифт и цвет. Оба этих инструмента влияют на эмоциональную реакцию своей целевой аудитории. Поэтому при выборе шрифта и цвета для проекта дизайнер должен учитывать психологию их влияния.
Критерии субъективности
Насмотренность. Это визуальный опыт дизайнера, который помогает понимать, что хорошо, а что плохо.
Вкус. То есть способность адекватно осознавать и оценивать качество той или иной вещи.
Опыт, знания и навыки владения определенными инструментами. Тут без комментариев.
Субъективный взгляд на дизайн может оказать как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны, свое видение цвета или типографики может помочь дизайнеру создать уникальное решение, которое будет отличаться от других проектов.
С другой — субъективность в чистом виде может привести к созданию проекта, который не будет соответствовать целям и требованиям заказчика. Если дизайнер будет опираться исключительно на свой вкус, проект окажется непривлекательным для целевой аудитории, и тогда правок не избежать.
В каких случаях дизайнер может опираться на свой вкус?
Когда стоит задача разработать уникальную и интересную концепцию, выгодно отличающуюся от конкурентов. Тогда для придания проекту индивидуальности дизайнер может выбрать шрифт или цвет на свой вкус. Это также уместно там, где есть задача показать свой уровень и навыки: портфолио, кейсы, творческие проекты, конкурсные работы. Оговорка — у дизайнера должен быть высокий уровень насмотренности и хорошо сформированный вкус.
Как должно быть в идеале?
В идеале же дизайнер должен уметь совмещать и личные предпочтения, и объективные правила. Так, во-первых, не придется отчитываться за вкусовщину. Во-вторых, легче будет отстаивать свою позицию при защите макета, а в третьих, продукт получится успешным и понятным для своей аудитории.
Дизайнеры нашей студии работает исключительно по такому принципу. Если вам нужна разработка дизайна любой сложности, оставьте заявку на нашем сайте.
Если у вас есть задача разработать сайт или мобильное приложение, то напишите в Телеграм, мы это обсудим: https://t.me/sashadzen
Заказать разработку сайта, веб-сервиса или мобильного приложения на нашем сайте: https://vk.cc/cuglQZ
Партнерская программа, где мы платим от 10 000 до 200 000 рублей за контакты тех, кому нужен дизайн или разработка: https://vk.cc/cuglXT
Телеграм-канал Саши Комбарова про управление агентством, проектами, людьми: https://t.me/sasha_kombarov
Телеграм-бот, который бесплатно выдает чек-листы, памятки и регламенты по управлению, маркетингу, аналитике, дизайну и разработке: https://t.me/regulations_pyro_bot
когда дизайнер решил опираться на свой вкус
Лучше и не придумаешь 😁
Я бы от себя добавил, что что нужно не только соблюсти требования к дизайну, но и непередизайнить)
Баланс наше все)
Именно!
остановиться вовремя самое сложное
А правки от заказчика это больше к объективным или к субъективным сторонам можно отнести?
тут главное всегда на правки заказчика руководствоваться правилом КлиентВсегдаП. А как расшифровывать последнюю букву в аббревиатуре уже вам решать
Смотря какие это правки ;)
Кстати, вот что на этот счет думает chatgpt
Дизайн - это область, которую можно оценить как объективную, так и субъективную. С одной стороны, есть четкие принципы и правила, которые могут помочь создать успешный дизайн, такие как соответствие функции и формы, использование ярких цветовых решений итд. Эти принципы могут быть оценены и оспорены на основе фактов и доказательств.
С другой стороны, восприятие дизайна также может быть субъективным - то есть зависеть от вкуса, настроения и личных предпочтений каждого человека. Люди могут иметь разные мнения о том, что считать красивым, удобным или функциональным.
Таким образом, можно сказать, что дизайн сочетает в себе элементы объективной и субъективной оценок и зависит от определенного контекста и аудитории, которую он должен обслуживать.
Какой-то он толерантный стал, аж противно) Вроде что-то сказал и ничего толком в итоге не ответил.
Chatgpt неплохо так поднатаскался)
Любая оценка по своему определению исключительно субъективна и никак не может быть объективной.
Интересная статья. Спасибо)
Рады, что вам понравилось :)
Как доказать, что у тебя хороший вкус?))
надо спросить об этом чатгпт
У дизайнера не должно быть вкуса. Хотите вкуса, заказывайте у нейросети)
Интересное мнение🤔
Интересно) А что должно?
И получайте нечто подобное, с шестью пальцами
Или вот
Эхх, запомните уже наконец: "дизайн" - создание чего-то нового из ничего, а вот это все - это "верстка" из того, что уже есть. Именно поэтому для второго нужна эта тупая "насмотренность" (читай библиотека рефов), знание базовых правил верстки и вера в собственную гениальность. Для первого это все конечно тоже нужно, хотя и не обязательно, но все-же по сути - другое. Ценность продукта верстака действительно скорее объективна, ценность продукта дизайнера почти всегда субъективна, сечете разницу.
Верстак берет ̶к̶о̶н̶т̶е̶н̶т̶ ингредиенты и струячит из него блюдо, вкусное или не очень, дизайнер выращивает из головы новое растение или вид.
Речь немного о другом. Мы говорим о том, как сделать продукт одновременно и оригинальным, и понятным для своей аудитории. А для этого лучше не лезть в крайности, а соблюдать баланс, комбинируя личное с общепринятым.
С одной стороны в ваших словах есть некое зерно истины, с другой - есть ощущение что вы говорите о сферическом дизайнере в вакууме, который работает в идеальных условиях с идеальным заказом. На практике, даже Секстинскую Капеллу Микеланджело расписывал по определенному ТЗ и в определенном стиле, и это не помешало росписи стать шедевром.
Насмотренность можно развивать даже просто гуляя)
Это точно.
Только вот прогулки в некоторых местах могут антиэффект дать.)))
.
Ну вот, наконец-то от вас поступил дельный комментарий, а то все хейт да хейт)