(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(49180180, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(49180180, 'hit', window.location.href);

Грань между субъективностью и объективностью в дизайне: где она проходит и как снизить количество правок на проекте

Часто бывает, что при разработке макета дизайнеры опираются исключительно на личные предпочтения. Это уместно, но не везде и не всегда. Дизайнер веб-студии Пиробайт Дмитрий Соболь расскажет о том, в каких случаях лучше придерживаться объективных правил, а когда — полагаться на свой вкус.

Понимание того, где заканчивается субъективный взгляд на работу и начинается объективный поможет понять, какие из правок являются оправданными, а какие — «вкусовщиной».

Критерии объективности

Для начала определимся: дизайн — вещь объективная или субъективная? Больше объективная. Помимо личного вкуса, эмоций, интуиции и исходных данных от заказчика, специалист, работая над проектом, должен учитывать следующие критерии:

1. Функциональность и пользовательский опыт — это значит, что дизайн должен соответствовать заявленным функциям и быть удобным в использовании.

2. Эстетика — дизайн должен быть привлекательным и эстетически приятным.

3. Брендирование —дизайн должен соответствовать бренду и передавать его ценности и идентичность.

4. Инновационность —дизайн должен быть новаторским и уникальным.

Это база.

Чтобы этого достичь, дизайнер использует определенные принципы:

Композицию. Благодаря использованию этого принципа можно акцентировать внимание пользователя в нужном месте. Это поможет передать суть проекта и сделать его привлекательным.

Контраст. Используется для привлечения внимания к определенным элементам, создания интересных композиций, выделения важной информации на странице и улучшения визуальной иерархии. Например, яркий цвет на темном фоне будет иметь бóльший контраст, чем тот же цвет на светлом.

Но этот пункт нужно использовать осторожно — сильно высокий контраст может раздражать глаз, а слишком низкий — быть незаметен. Поэтому при применении этого инструмента нужно учитывать особенности целевой аудитории, а не полагаться только на свои предпочтения.

Ритм. Создает визуальную гармонию и упорядоченность в дизайне, управляет вниманием зрителя и подчеркивает важные элементы. Достигается за счет повторения цвета, формы, текстуры, линии и других элементов.

Единство или связь между всеми элементами проекта. Используется для создания цельности и гармонии. Для достижения единства опять же нужен согласованный стиль, цветовая гамма и типографика.

Шрифт и цвет. Оба этих инструмента влияют на эмоциональную реакцию своей целевой аудитории. Поэтому при выборе шрифта и цвета для проекта дизайнер должен учитывать психологию их влияния.

Критерии субъективности

Насмотренность. Это визуальный опыт дизайнера, который помогает понимать, что хорошо, а что плохо.

Вкус. То есть способность адекватно осознавать и оценивать качество той или иной вещи.

Опыт, знания и навыки владения определенными инструментами. Тут без комментариев.

Субъективный взгляд на дизайн может оказать как положительное, так и отрицательное влияние. С одной стороны, свое видение цвета или типографики может помочь дизайнеру создать уникальное решение, которое будет отличаться от других проектов.

Светлые насыщенные цвета, шрифт и типографика сочетаются с общим стилем, фотографии передают нужные эмоции и настроение.

С другой — субъективность в чистом виде может привести к созданию проекта, который не будет соответствовать целям и требованиям заказчика. Если дизайнер будет опираться исключительно на свой вкус, проект окажется непривлекательным для целевой аудитории, и тогда правок не избежать.

Сайт французской компании, которая занимается производством обуви, одежды и аксессуаров. Выглядит стильно, но с точки зрения функциональности не всем такое решение может понравиться. Велик шанс того, что пользователь уйдет, не успев в нем разобраться

В каких случаях дизайнер может опираться на свой вкус?

Когда стоит задача разработать уникальную и интересную концепцию, выгодно отличающуюся от конкурентов. Тогда для придания проекту индивидуальности дизайнер может выбрать шрифт или цвет на свой вкус. Это также уместно там, где есть задача показать свой уровень и навыки: портфолио, кейсы, творческие проекты, конкурсные работы. Оговорка — у дизайнера должен быть высокий уровень насмотренности и хорошо сформированный вкус.

Что делать, чтобы повысить насмотренность и сформировать хороший вкус?

— Смотреть много и каждый день. Это заложит фундамент из 1000 решений, на базе которого мозг будет генерировать новые идеи. Отсматривать работы можно на сайте Awwwards, Behance, Dprofile, CSSline, Lapa Ninja, The FWA, One Page Love, Httpster, Dribbble

— Разбирать работы других дизайнеров, чтобы в дальнейшем использовать хорошие решения в своих проектах. Оценивать пропорции, композицию, детали и сочетания цветов. Анализировать, чтó нравится и почему.

— Читать книги, статьи на VC и других площадках. Они помогут избежать ошибок в проектировании сложных интерфейсов. Из книг горячо рекомендую Илью Бирмана «Пользовательский интерфейс. Электронный учебник», в ней раскрываются ключевые принципы хорошего интерфейса.

— Исследовать и вдохновляться. Изучать разные области, работы известных дизайнеров, тренды и инновации.

Как должно быть в идеале?

В идеале же дизайнер должен уметь совмещать и личные предпочтения, и объективные правила. Так, во-первых, не придется отчитываться за вкусовщину. Во-вторых, легче будет отстаивать свою позицию при защите макета, а в третьих, продукт получится успешным и понятным для своей аудитории.

Дизайнеры нашей студии работает исключительно по такому принципу. Если вам нужна разработка дизайна любой сложности, оставьте заявку на нашем сайте.

Если статья была полезна, оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш блог. А чтобы не пропустить новые материалы, следите за анонсами в нашем Телеграм-канале

Если у вас есть задача разработать сайт или мобильное приложение, то напишите в Телеграм, мы это обсудим: https://t.me/sashadzen

Заказать разработку сайта, веб-сервиса или мобильного приложения на нашем сайте: https://vk.cc/cuglQZ

Партнерская программа, где мы платим от 10 000 до 200 000 рублей за контакты тех, кому нужен дизайн или разработка: https://vk.cc/cuglXT

Телеграм-канал Саши Комбарова про управление агентством, проектами, людьми: https://t.me/sasha_kombarov

Телеграм-бот, который бесплатно выдает чек-листы, памятки и регламенты по управлению, маркетингу, аналитике, дизайну и разработке: https://t.me/regulations_pyro_bot

0
65 комментариев
Написать комментарий...
невыносимый

когда дизайнер решил опираться на свой вкус

Ответить
Развернуть ветку
Пиробайт
Автор

Лучше и не придумаешь 😁

Ответить
Развернуть ветку
Никита Липатов

Я бы от себя добавил, что что нужно не только соблюсти требования к дизайну, но и непередизайнить)
Баланс наше все)

Ответить
Развернуть ветку
Пиробайт
Автор

Именно!

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Зибарева

остановиться вовремя самое сложное

Ответить
Развернуть ветку
Иван

А правки от заказчика это больше к объективным или к субъективным сторонам можно отнести?

Ответить
Развернуть ветку
ничего не бойся
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
невыносимый

тут главное всегда на правки заказчика руководствоваться правилом КлиентВсегдаП. А как расшифровывать последнюю букву в аббревиатуре уже вам решать

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Пиробайт
Автор

Смотря какие это правки ;)

Ответить
Развернуть ветку
невыносимый

Кстати, вот что на этот счет думает chatgpt

Дизайн - это область, которую можно оценить как объективную, так и субъективную. С одной стороны, есть четкие принципы и правила, которые могут помочь создать успешный дизайн, такие как соответствие функции и формы, использование ярких цветовых решений итд. Эти принципы могут быть оценены и оспорены на основе фактов и доказательств.

С другой стороны, восприятие дизайна также может быть субъективным - то есть зависеть от вкуса, настроения и личных предпочтений каждого человека. Люди могут иметь разные мнения о том, что считать красивым, удобным или функциональным.

Таким образом, можно сказать, что дизайн сочетает в себе элементы объективной и субъективной оценок и зависит от определенного контекста и аудитории, которую он должен обслуживать.

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Какой-то он толерантный стал, аж противно) Вроде что-то сказал и ничего толком в итоге не ответил.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Пиробайт
Автор

Chatgpt неплохо так поднатаскался)

Ответить
Развернуть ветку
момент сознания

Любая оценка по своему определению исключительно субъективна и никак не может быть объективной.

Ответить
Развернуть ветку
Котей

Интересная статья. Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Пиробайт
Автор

Рады, что вам понравилось :)

Ответить
Развернуть ветку
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Как доказать, что у тебя хороший вкус?))

Ответить
Развернуть ветку
невыносимый

надо спросить об этом чатгпт

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Oleg Sukhoveev

У дизайнера не должно быть вкуса. Хотите вкуса, заказывайте у нейросети)

Ответить
Развернуть ветку
Степан Грачев

Интересное мнение🤔

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Пиробайт
Автор

Интересно) А что должно?

Ответить
Развернуть ветку
Иван

И получайте нечто подобное, с шестью пальцами

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Или вот

Ответить
Развернуть ветку
Точка Лагранжа

Эхх, запомните уже наконец: "дизайн" - создание чего-то нового из ничего, а вот это все - это "верстка" из того, что уже есть. Именно поэтому для второго нужна эта тупая "насмотренность" (читай библиотека рефов), знание базовых правил верстки и вера в собственную гениальность. Для первого это все конечно тоже нужно, хотя и не обязательно, но все-же по сути - другое. Ценность продукта верстака действительно скорее объективна, ценность продукта дизайнера почти всегда субъективна, сечете разницу.
Верстак берет ̶к̶о̶н̶т̶е̶н̶т̶ ингредиенты и струячит из него блюдо, вкусное или не очень, дизайнер выращивает из головы новое растение или вид.

Ответить
Развернуть ветку
Пиробайт
Автор

Речь немного о другом. Мы говорим о том, как сделать продукт одновременно и оригинальным, и понятным для своей аудитории. А для этого лучше не лезть в крайности, а соблюдать баланс, комбинируя личное с общепринятым.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Иван

С одной стороны в ваших словах есть некое зерно истины, с другой - есть ощущение что вы говорите о сферическом дизайнере в вакууме, который работает в идеальных условиях с идеальным заказом. На практике, даже Секстинскую Капеллу Микеланджело расписывал по определенному ТЗ и в определенном стиле, и это не помешало росписи стать шедевром.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Анастасия Мартынова

Насмотренность можно развивать даже просто гуляя)

Ответить
Развернуть ветку
Пиробайт
Автор

Это точно.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Иван

Только вот прогулки в некоторых местах могут антиэффект дать.)))

Ответить
Развернуть ветку
Точка Лагранжа

.

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Ну вот, наконец-то от вас поступил дельный комментарий, а то все хейт да хейт)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
62 комментария
Раскрывать всегда