Qiwi

Финтех за МКАДом: как Екатеринбург и Казань стали центрами развития нового бизнеса QIWI

В начале этого года в контуре группы QIWI появилась компания «Биллинг Онлайн Решения». Эта компания развивает новое направление B2B-бизнеса группы – решения для сферы ЖКХ. Зачем QIWI этот рынок и почему новый бизнес развивается не в головном офисе в Москве, а в Казани и Екатеринбурге?

Почему ЖКХ?

QIWI не первый год развивает продукты для бизнеса на разных отраслевых рынках. К таким относятся наш интернет-эквайринг, дистанционное банковское обслуживание, массовые выплаты, white label-решения (например, когда компания из нефтяной отрасли хочет запустить собственный банковский продукт и таргетировать его на клиентов своих заправок), сервисы для работы с самозанятыми. Поиск новых рынков для финтех-компаний – непрерывный процесс. Одним из наших новых сегментов стало ЖКХ, наряду с сервисами для CPA-маркетинга, фудтеха, Big Data и других рынков.

ЖКХ – сложный и недообслуженный современными технологиями рынок. С другой стороны, во многих российских регионах осваиваются инновации, а немыслимая еще лет пять назад идея переноса коммунальных услуг в онлайн стала реальностью тысяч домохозяйств.

В начале этого года QIWI купила часть бизнеса и привлекла в штат сотрудников компаний «Биллинг Онлайн» из Екатеринбурга и «Открытый город» из Казани, которые занимались развитием сервисов для ЖКХ. На их основе появилась новая компания «Биллинг Онлайн Решения», объединяющая опыт платежных сервисов QIWI и экспертов рынка ЖКХ.

С одной стороны, биллинговый бизнес ЖКХ, связанный с тарификацией, выставлением счетов жильцам и обработкой платежей был качественно новым направлением для QIWI. С другой, наш многолетний опыт на платежном рынке открывал большие возможности. Нужна была база, основа для нового бизнеса, которая позволила бы развивать актуальные решения для этой отрасли. Исследуя рынок, мы нашли эту базу в Екатеринбурге и Казани.

Денис Грибков
Генеральный директор «Биллинг Онлайн Решения»

Финтех для «умного города»

Многие прорывные технологии развиваются далеко за МКАДом. Аудит рынка, проведенный QIWI в прошлом году, показал, что самую высокую экспертизу на рынке биллинговых услуг для рынка ЖКХ имела екатеринбургская компания «Биллинг Онлайн». Она и стала отправной точкой для нового направления.

У QIWI уже был опыт плотной работы с партнером из Екатеринбурга – банком для предпринимателей «Точка». После присоединения к QIWI команда в Екатеринбурге начала развивать биллинговую SaaS-систему «Биллинг Эксперт». Это личный кабинет для жильцов многоквартирных домов с возможностью передачи показаний счетчиков, оплаты и проверки начислений, а также учета всех платежей и задолженностей.

Второй площадкой для развития «Биллинг Онлайн Решения» стала Казань и ее проект «Открытый город», созданный для социального развития региона. Татарстан, который много лет шел к созданию технологичной городской среды, можно смело ставить в пример успешной программы развития региона. По данным исследования Института статистических исследований ВШЭ, республика занимает вторую строчку рейтинга субъектов РФ по индексу социально-экономических условий инновационной деятельности, а еще – второе место в рейтинге CNews Analytics по налоговым условиям для ИТ-компаний.

Команда в Казани продолжила развитие проекта «Открытый город» уже в рамках QIWI. Ее основным продуктом стала онлайн-система для приема и обработки обращений населения по коммунальным проблемам. Когда жильцу нужно, к примеру, вызвать сантехника, он не звонит на линию поддержки, а оставляет онлайн-заявку в личном кабинете своей УК, там же отслеживает ее выполнение и оценивает качество работ. Для этого система объединяет в себе управляющие компании, РСО, подрядчиков, администрацию регионов.

От Waterfall к Agile

Традиционному крупному бизнесу часто недостает гибкости процессов для интеграции внешней экспертизы, а стартапы не всегда готовы адаптироваться к структурам с высоким уровнем бюрократии. Намного эффективнее внешняя экспертиза интегрируется в технологичные компании. Финтех обладает необходимой гибкостью и адаптивностью – для компаний этого рынка это ключевые факторы существования и роста. Как изменился формат работы региональных команд, ставших частью QIWI?

Адаптация новых компаний в контур QIWI не была быстрой. Структурные изменения и переход к новой методологии работы – процесс, который требует времени и отдачи с обеих сторон. Тем не менее, за полгода в «Биллинг Онлайн Решения» была с нуля создана новая оргструктура, ушедшая от вотерфольной модели к agile-методологии по аналогии с тем, как работает QIWI. Появились спринты для разработчиков, зоны ответственности разделились не по должностям и почасовой работе, а по ролям и результату.

Сейчас в «Биллинг Онлайн Решения» работает 77 человек, из которых всего 10 новых, остальные – те, кто перешел из «Биллинг Онлайн» и «Открытого города». Штат разделился на 4 команды: разработчики, сопровождение, бухгалтерия и коммерция.

Большинство наших сотрудников позитивно восприняли переход в QIWI и новый формат, потому что намного проще работать, когда ты четко видишь цели и личные и командные результаты и понимаешь, что твои скилы действительно нужны – это основа здоровой корпоративной культуры.

Александр Костылев
Технический директор «Биллинг Онлайн Решения»

Изменения были и в формате коммуникации: раньше многие сотрудники общались с менеджментом на «вы» и по имени-отчеству, теперь же абсолютно со всеми общение перешло на «ты». Акцент в работе полностью перешел на горизонтальные связи, поэтому в офисах не стало руководителей, только тимлиды команд, который не дают указания, а направляют. Офисы из Екатеринбурга и Казани находятся в непрерывной коммуникации: для выполнения многих крупных проектов и задач создаются проектные команды из экспертов двух офисов.

Еще одно нововведение, которое биллинговое направление переняло у QIWI – это «Демо-дни», или открытые конференции для сотрудников, на которых команды делятся результатами своей работы за прошедший спринт и планами на ближайший период.

Демо-дни начали проводиться в Екатеринбурге сразу после основания новой компании. Команды из обоих офисов делились своими успехами и сложностями, рассказывали о реализованных кейсах. Сначала было непросто: для команд это был совершенно новый опыт, но со временем качество Демо сильно выросло. Ивенты стали полезным форматом для развития внутренних коммуникаций. Люди, которые до этого работали в разных компаниях и занимались разными проектами, смогли погрузиться в работу друг друга, получить представление о том, как развивается компания.

И в Казани, и в Екатеринбурге команды переехали в новые офисы. В Екатеринбурге – в феврале, в Казани из-за пандемии и удаленной работы переезд был отложен и случился в июне. В QIWI всегда обращалось большое внимание на условия работы сотрудников в офисе, где они проводят большую часть времени. Офисы для новых сотрудников были сделаны максимально комфортными, с удобными рабочими местами, переговорками, кухнями и зонами для неформального общения.

Что дальше?

Новое направления бизнеса QIWI занимается развитием «умной» городской и жилищно-коммунальной среды. Это digital-инфраструктура не только для ЖКХ компаний и региональных властей, но и для жильцов по всей России. Какой она станет?

Сейчас в «Биллинг Онлайн Решения» на базе биллинговой платформы параллельно развивается два продукта: личный кабинет жильцов с возможностью оплаты коммунальных услуг и система «Открытого города» для подачи и отслеживания заявок управляющим компаниям. В ближайшем будущем эти продукты будут объединены в единый интерфейс. Это значит, что жильцы смогут совершать все действия в одном окне своего личного кабинета. Без очередей, долгого ожидания на линии поддержки и нервов. В то же время бизнес ЖКХ получит автоматизированный сервис, который ускорит, в разы упростит процессы и поднимет уровень клиентского сервиса. На это будет нацелена работа команд в Екатеринбурге и Казани в ближайшем будущем. Так будет воплощаться подход QIWI к созданию сервисов для бизнеса и людей.

0
23 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Felki

надеюсь моя сотка, стыренная вами с моего киви кошелька помогла вам в развитии этого бизнеса

Ответить
4
Развернуть ветку
Кирилл Петровский

Почему Казань олицетворяет мечеть? 

Ответить
3
Развернуть ветку
Denis Novikov

Потому что эта мечеть находится в кремле?

Ответить
2
Развернуть ветку
Кирилл Петровский

И что?

Ответить
0
Развернуть ветку
Denis Novikov

Похоже вы не были в Казани и не видели Кул-Шариф

Ответить
3
Развернуть ветку
Кирилл Петровский

Видел, он не является символом Казани. Это мультикультурный город, далеко не мусульманский. У Казани есть другие отличительные символы для идентификации. 

Ответить
2
Развернуть ветку
Irek Mingazov

Потому что Кул-Шариф это не только мечеть, а многими узнаваемый архитектурный объект.
Кул-Шариф большинством ассоциируется не мечетью, а именно символом Казани. Так что тут все справедливо. 
А на счет мультикультурного города. 
При виде Храма Василия Блаженного вы же не задаетесь вопросом почему он олицетворяет Москву? Хотя Москва не менее мультикультурный город. Там и мусульман, и иудеев, и просто светских людей в общем кол-ве наверное больше, чем православных. 

Ответить
2
Развернуть ветку
Кирилл Петровский

Узнаваемый? Большинство не отличит его от мечети в Грозном, например. Аульные чиновники Татарстана всеми силами пытаются показать, что Казань – татарский и мусульманский город, хотя это даже и близко не так. 
Храм Василия Блаженного олицетворяет Москву, потому что он построен 500 лет назад (при взятии Казани, кстати) и стал символом сам по себе. Кул Шариф построили 15 лет назад из политических соображений, так что не надо здесь подменять понятия.

Ответить
2
Развернуть ветку
Denis Novikov

Не знаю, что вы так прицепились к религиозной составляющей. Сколько живу в Казани - не замечал чтобы на национальность и вероисповедание обращали внимание.

Ответить
2
Развернуть ветку
Кирилл Петровский

Смотрели выпуск ФБК про Татарстан? Национальный состав госуправления не смущает?

Ответить
0
Развернуть ветку
Denis Novikov

Да я только рад. Благодаря текущей власти столицы и республики город постоянно развивается. Именно поэтому мы сюда и переехали.
Это касается не только самой Казани.

Ответить
1
Развернуть ветку
Кирилл Петровский

А чего ещё?

Ответить
0
Развернуть ветку
Denis Novikov

Дороги. Например

Ответить
1
Развернуть ветку
Кирилл Петровский

Понятно, значит вы пока ещё мелко плаваете, раз ещё не поняли куда приехали. 

Ответить
0
Развернуть ветку
Denis Novikov

Мне нужна была комфортная среда для моей семьи - я её получил

Ответить
0
Развернуть ветку
Denis Novikov

Ак-Барс Арена, Башня Сююмбике или Загс?
Я просто сам тут живу и мне стало теперь интересно какой

Ответить
0
Развернуть ветку
Кирилл Петровский

Чаша(казан) подходит отлично

Ответить
0
Развернуть ветку
Sergey Khohlachev

Зилант.

Ответить
0
Развернуть ветку
Denis Novikov

Хороший вариант, кстати

Ответить
0
Развернуть ветку
Раис Нигматуллин

Наконец-то дождался. Это отличный и необходимый сервис: личный кабинет для оплаты всех услуг по ЖКХ. В данный момент , в Уфе, мне приходит пять разных квитанций и постоянная путаница.

Ответить
0
Развернуть ветку
Раис Нигматуллин

Вот бы ещё разные налоги туда в личный кабинет засунуть, было бы здорово.

Ответить
0
Развернуть ветку
Раис Нигматуллин

Удивительно, как это ТинькофБанк, Яндекс и Сбер пропустили такую золотую жилу, как навести порядок в системе оплаты ЖКХ

Ответить
0
Развернуть ветку
Дмитрий

Абсолютные кидалы. НИКОГДА не пользуйтесь киви, если переживаете за сохранность своих средств.

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 23 комментария
Вы ВТБ или календарь праздников?

Зачем в мобильном приложении ВТБ каждый день показывают клиентам, какой сегодня день в истории? Нет, я очень уважаю Эйзенштейна, Сезанна и Винни-Пуха, но вам не кажется, что клиенты заходят совсем не за этим?

Яндекс.Директ меняет формат работы корректировок в Конверсионных стратегиях. «Нас не просили, но мы сделали!»

В конце Декабря 2021-го года Яндекс.Директ анонсировал изменение формата работы корректировок ставок для кампаний с конверсионными стратегиями. Теперь выставленная корректировка будет влиять не на стоимость клика, а на конечную стоимость конверсии. Что это, и как это повлияет на эффективность и окупаемость рекламы — разберём сегодня в статье.

В Москве появился фонд, инвестирующий в перспективные транспортные проекты

Фонд развития московского транспорта будет поддерживать стартапы, разрабатывающие прорывные технологии.

Как пандемия изменила рынок онлайн-страхования

Выяснили и рассказываем, как изменился онлайн-спрос на услуги страхования с начала пандемии.

Аллилуйя: платные комментарии на vc.ru существуют

Не замечали в статьях на vc.ru про крупные банки (да и не только про банки) странные комментарии? Вдруг десятками слетаются любители бренда и начинают его защищать от нападок. Исследую, существует ли рынок платных комментариев для «Виси‎», и уже нашел первые следы.

Токсичная маркетинг-тусовка: как у номинального директора по маркетингу Самолета подгорело от нашего кейса

Наш c Digital Bands кейс про продажу квартир на PornHub завирусился после публикации на VC. По сути мы были первопроходцами: до нас никто не продавал недвижимость на порносайтах. Получили награду, опубликовали кейс — и хапнули негатива от коллег по цеху и приближенных к маркетингу. Но одно дело — комментарии среднестатистического спеца под…

«Инновации — это поле для сражений»

Как фуд-ритейл внедряет новые технологии.

«Холакратия, любимые мемчики и прозрачность»: программист о работе в Точке, моделинге и запуске треков на Spotify

Точка — это про людей. Про сотрудников, которые создают удобный банк для бизнеса. Мы запускаем серию интервью с нашей командой, чтобы рассказать, как у нас всё устроено.

Субботний самопиар на vc.ru

Делимся в комментах ссылками на свои проекты и скидками для висян!

Статус бота Veles
Услуга «Дарите акции» от Тинькофф Инвестиции – когда брокер забирает 30% подарка
null