Финтех за МКАДом: как Екатеринбург и Казань стали центрами развития нового бизнеса QIWI
В начале этого года в контуре группы QIWI появилась компания «Биллинг Онлайн Решения». Эта компания развивает новое направление B2B-бизнеса группы – решения для сферы ЖКХ. Зачем QIWI этот рынок и почему новый бизнес развивается не в головном офисе в Москве, а в Казани и Екатеринбурге?
Почему ЖКХ?
QIWI не первый год развивает продукты для бизнеса на разных отраслевых рынках. К таким относятся наш интернет-эквайринг, дистанционное банковское обслуживание, массовые выплаты, white label-решения (например, когда компания из нефтяной отрасли хочет запустить собственный банковский продукт и таргетировать его на клиентов своих заправок), сервисы для работы с самозанятыми. Поиск новых рынков для финтех-компаний – непрерывный процесс. Одним из наших новых сегментов стало ЖКХ, наряду с сервисами для CPA-маркетинга, фудтеха, Big Data и других рынков.
ЖКХ – сложный и недообслуженный современными технологиями рынок. С другой стороны, во многих российских регионах осваиваются инновации, а немыслимая еще лет пять назад идея переноса коммунальных услуг в онлайн стала реальностью тысяч домохозяйств.
В начале этого года QIWI купила часть бизнеса и привлекла в штат сотрудников компаний «Биллинг Онлайн» из Екатеринбурга и «Открытый город» из Казани, которые занимались развитием сервисов для ЖКХ. На их основе появилась новая компания «Биллинг Онлайн Решения», объединяющая опыт платежных сервисов QIWI и экспертов рынка ЖКХ.
Финтех для «умного города»
Многие прорывные технологии развиваются далеко за МКАДом. Аудит рынка, проведенный QIWI в прошлом году, показал, что самую высокую экспертизу на рынке биллинговых услуг для рынка ЖКХ имела екатеринбургская компания «Биллинг Онлайн». Она и стала отправной точкой для нового направления.
У QIWI уже был опыт плотной работы с партнером из Екатеринбурга – банком для предпринимателей «Точка». После присоединения к QIWI команда в Екатеринбурге начала развивать биллинговую SaaS-систему «Биллинг Эксперт». Это личный кабинет для жильцов многоквартирных домов с возможностью передачи показаний счетчиков, оплаты и проверки начислений, а также учета всех платежей и задолженностей.
Второй площадкой для развития «Биллинг Онлайн Решения» стала Казань и ее проект «Открытый город», созданный для социального развития региона. Татарстан, который много лет шел к созданию технологичной городской среды, можно смело ставить в пример успешной программы развития региона. По данным исследования Института статистических исследований ВШЭ, республика занимает вторую строчку рейтинга субъектов РФ по индексу социально-экономических условий инновационной деятельности, а еще – второе место в рейтинге CNews Analytics по налоговым условиям для ИТ-компаний.
Команда в Казани продолжила развитие проекта «Открытый город» уже в рамках QIWI. Ее основным продуктом стала онлайн-система для приема и обработки обращений населения по коммунальным проблемам. Когда жильцу нужно, к примеру, вызвать сантехника, он не звонит на линию поддержки, а оставляет онлайн-заявку в личном кабинете своей УК, там же отслеживает ее выполнение и оценивает качество работ. Для этого система объединяет в себе управляющие компании, РСО, подрядчиков, администрацию регионов.
От Waterfall к Agile
Традиционному крупному бизнесу часто недостает гибкости процессов для интеграции внешней экспертизы, а стартапы не всегда готовы адаптироваться к структурам с высоким уровнем бюрократии. Намного эффективнее внешняя экспертиза интегрируется в технологичные компании. Финтех обладает необходимой гибкостью и адаптивностью – для компаний этого рынка это ключевые факторы существования и роста. Как изменился формат работы региональных команд, ставших частью QIWI?
Адаптация новых компаний в контур QIWI не была быстрой. Структурные изменения и переход к новой методологии работы – процесс, который требует времени и отдачи с обеих сторон. Тем не менее, за полгода в «Биллинг Онлайн Решения» была с нуля создана новая оргструктура, ушедшая от вотерфольной модели к agile-методологии по аналогии с тем, как работает QIWI. Появились спринты для разработчиков, зоны ответственности разделились не по должностям и почасовой работе, а по ролям и результату.
Сейчас в «Биллинг Онлайн Решения» работает 77 человек, из которых всего 10 новых, остальные – те, кто перешел из «Биллинг Онлайн» и «Открытого города». Штат разделился на 4 команды: разработчики, сопровождение, бухгалтерия и коммерция.
Изменения были и в формате коммуникации: раньше многие сотрудники общались с менеджментом на «вы» и по имени-отчеству, теперь же абсолютно со всеми общение перешло на «ты». Акцент в работе полностью перешел на горизонтальные связи, поэтому в офисах не стало руководителей, только тимлиды команд, который не дают указания, а направляют. Офисы из Екатеринбурга и Казани находятся в непрерывной коммуникации: для выполнения многих крупных проектов и задач создаются проектные команды из экспертов двух офисов.
Еще одно нововведение, которое биллинговое направление переняло у QIWI – это «Демо-дни», или открытые конференции для сотрудников, на которых команды делятся результатами своей работы за прошедший спринт и планами на ближайший период.
Демо-дни начали проводиться в Екатеринбурге сразу после основания новой компании. Команды из обоих офисов делились своими успехами и сложностями, рассказывали о реализованных кейсах. Сначала было непросто: для команд это был совершенно новый опыт, но со временем качество Демо сильно выросло. Ивенты стали полезным форматом для развития внутренних коммуникаций. Люди, которые до этого работали в разных компаниях и занимались разными проектами, смогли погрузиться в работу друг друга, получить представление о том, как развивается компания.
И в Казани, и в Екатеринбурге команды переехали в новые офисы. В Екатеринбурге – в феврале, в Казани из-за пандемии и удаленной работы переезд был отложен и случился в июне. В QIWI всегда обращалось большое внимание на условия работы сотрудников в офисе, где они проводят большую часть времени. Офисы для новых сотрудников были сделаны максимально комфортными, с удобными рабочими местами, переговорками, кухнями и зонами для неформального общения.
Что дальше?
Новое направления бизнеса QIWI занимается развитием «умной» городской и жилищно-коммунальной среды. Это digital-инфраструктура не только для ЖКХ компаний и региональных властей, но и для жильцов по всей России. Какой она станет?
Сейчас в «Биллинг Онлайн Решения» на базе биллинговой платформы параллельно развивается два продукта: личный кабинет жильцов с возможностью оплаты коммунальных услуг и система «Открытого города» для подачи и отслеживания заявок управляющим компаниям. В ближайшем будущем эти продукты будут объединены в единый интерфейс. Это значит, что жильцы смогут совершать все действия в одном окне своего личного кабинета. Без очередей, долгого ожидания на линии поддержки и нервов. В то же время бизнес ЖКХ получит автоматизированный сервис, который ускорит, в разы упростит процессы и поднимет уровень клиентского сервиса. На это будет нацелена работа команд в Екатеринбурге и Казани в ближайшем будущем. Так будет воплощаться подход QIWI к созданию сервисов для бизнеса и людей.
надеюсь моя сотка, стыренная вами с моего киви кошелька помогла вам в развитии этого бизнеса
Почему Казань олицетворяет мечеть?
Потому что эта мечеть находится в кремле?
И что?
Похоже вы не были в Казани и не видели Кул-Шариф
Видел, он не является символом Казани. Это мультикультурный город, далеко не мусульманский. У Казани есть другие отличительные символы для идентификации.
Потому что Кул-Шариф это не только мечеть, а многими узнаваемый архитектурный объект.
Кул-Шариф большинством ассоциируется не мечетью, а именно символом Казани. Так что тут все справедливо.
А на счет мультикультурного города.
При виде Храма Василия Блаженного вы же не задаетесь вопросом почему он олицетворяет Москву? Хотя Москва не менее мультикультурный город. Там и мусульман, и иудеев, и просто светских людей в общем кол-ве наверное больше, чем православных.
Узнаваемый? Большинство не отличит его от мечети в Грозном, например. Аульные чиновники Татарстана всеми силами пытаются показать, что Казань – татарский и мусульманский город, хотя это даже и близко не так.
Храм Василия Блаженного олицетворяет Москву, потому что он построен 500 лет назад (при взятии Казани, кстати) и стал символом сам по себе. Кул Шариф построили 15 лет назад из политических соображений, так что не надо здесь подменять понятия.
Не знаю, что вы так прицепились к религиозной составляющей. Сколько живу в Казани - не замечал чтобы на национальность и вероисповедание обращали внимание.
Смотрели выпуск ФБК про Татарстан? Национальный состав госуправления не смущает?
Да я только рад. Благодаря текущей власти столицы и республики город постоянно развивается. Именно поэтому мы сюда и переехали.
Это касается не только самой Казани.
А чего ещё?
Дороги. Например
Понятно, значит вы пока ещё мелко плаваете, раз ещё не поняли куда приехали.
Мне нужна была комфортная среда для моей семьи - я её получил
Ак-Барс Арена, Башня Сююмбике или Загс?
Я просто сам тут живу и мне стало теперь интересно какой
Чаша(казан) подходит отлично
Комментарий недоступен
Хороший вариант, кстати
Наконец-то дождался. Это отличный и необходимый сервис: личный кабинет для оплаты всех услуг по ЖКХ. В данный момент , в Уфе, мне приходит пять разных квитанций и постоянная путаница.
Вот бы ещё разные налоги туда в личный кабинет засунуть, было бы здорово.
Удивительно, как это ТинькофБанк, Яндекс и Сбер пропустили такую золотую жилу, как навести порядок в системе оплаты ЖКХ
Абсолютные кидалы. НИКОГДА не пользуйтесь киви, если переживаете за сохранность своих средств.