Свой среди чужих: как стать своим в новой компании и быстро адаптироваться
На новой работе нас неизбежно окутывает тревога и страх. Мы переживаем о том, как влиться в команду, как показать себя эффективным на испытательном сроке, как оправдать ожидания. На помощь приходят простые правила, которые помогут адаптироваться в новом коллективе.
При выходе на новую работу сотрудник проходит адаптацию сразу по 4 направлениям:
- Социальная. Ваша задача — познакомиться с культурой компании, ее правилами, особенностями. Вероятно, уже на этапе онбординга вам расскажут про то «как у нас принято». Не стесняйтесь на таких встречах задавать вопросы. Во многих компаниях на время испытательного срока за новым сотрудником закрепляется наставник. Если такого проводника вам не дали, узнайте у коллег или HR-специалиста, где можно познакомиться с культурой компании, принципами работы и получить другие полезные инсайты. Это поможет быстрее оценить обстановку и адаптироваться к ней. Также советуем познакомиться поближе со своей командой и не стесняться обращаться за помощью к коллегам.
- Психологическая. Вам предстоит погрузиться в новый коллектив — со всеми его особенностями и негласными правилами. Пока вы еще не освоились, любое действие может вызывать у вас тревогу. Стоит ли отправлять коллеге в качестве благодарности стикер, можно ли обратиться к этому задумчивому дизайнеру в наушниках или лучше не отвлекать его от работы? Подобные мысли могут приходить к вам много раз за день — и это норма.
- Организационная. Вы узнаете, как выстроены рабочие процессы в компании — как связаны между собой разные отделы, кто за что отвечает и к кому можно обратиться с тем или иным вопросом. Хорошо, если у вас есть наставник или бадди — тогда все организационные вопросы можно задать непосредственно ему. Если наставника нет, выберите наиболее дружелюбного коллегу и смело обращайтесь к нему, и не бойтесь задавать вопросы руководителю.
- Профессиональная. Вы привыкаете к новым трудовым требованиям, а возможно, и к новой профессиональной роли. Вы сравниваете себя с новыми коллегами, анализируете свои сильные и слабые стороны, понимаете, какие навыки необходимо подтянуть и чему научиться. Это довольно энергоемкий процесс, поэтому первое время вам может быть некомфортно и страшно, даже может активироваться «синдром самозванца». Но важно помнить, что это временные проблемы, которые сами пройдут через пару месяцев, когда вы освоитесь. Обязательно проводите с вашим руководителем встречи one-to-one примерно раз в неделю, через которые вы сможете получать обратную связь. Не бойтесь ее запрашивать. Чем больше вы будете открыты в самом начале, тем быстрее вы адаптируетесь, сможете раскрыть весь свой профессионализм и проявить себя.
До 3 месяцев сотрудник считается новичком — не зря этот период совпадает с испытательным сроком. Должно пройти от 6 до 12 месяцев, чтобы вы почувствовали себя полноценным членом команды. Период адаптации у всех вызывает тревогу, так как перед вами новый путь, и не все в нем для вас понятно. Вас ждут новые открытия, новые горизонты и перспективы. Относитесь к нему, как к начинающемуся проекту. Не думайте, что вы один столкнулся с тревогой или неуверенностью. Наоборот, выделите себе на этот проект время от 3 до 12 месяцев, и распишите, каким вы видите себя в каждый из отрезков. Разбейте свой период адаптации на короткие отрезки и пропишите, чего вы ждете на каждом этапе и какие задачи перед вами стоят (знакомство с командой, встречи с руководителем, достижение целей на испытательном сроке и другие).
Как вести себя в первый день
Обычно новичка представляет команде руководитель. Если у вас такого представления не было, познакомьтесь со всеми самостоятельно. Но не стоит ударяться в крайности — например, в первый же день рассказывать сотрудникам, какие цветы вы сажаете на даче и как зовут вашего питомца.
Если коллектив большой, запомнить все имена и должности в первый же день бывает сложно. Даже если вас уже представили команде, не бойтесь переспросить информацию — лучше вежливо уточнить имя коллеги в личной беседе один на один, чем перепутать его позже в важном письме или на переговорах.
Немного пообщайтесь с коллегами на нейтральные темы. Например, спросите, куда они предпочитают ходить на обед. Если вас позовут с собой на ланч, обязательно соглашайтесь, даже если обычно обедаете в одиночестве. Время, проведенное вместе с коллегами, поможет вам быстрее влиться в коллектив.
Как вести себя в первые 3 месяца
Старайтесь больше наблюдать за работой команды. Однако если вы видите, что ваше предложение может улучшить показатели отдела или решить старую проблему — не стесняйтесь проявлять инициативу.
Настало время больше и смелее коммуницировать с коллегами. Вы уже знаете, к кому можно обращаться с вопросами по работе, а кто поддержит ваше предложение вместе сходить на обед. Но все еще старайтесь вести себя нейтрально: не злоупотреблять иронией и сарказмом, если вы к ним склонны, и не навязывать свою компанию, если видите, что коллеги хотят пообщаться один на один.
В любой непонятной ситуации просите обратную связь у руководителя и коллег. Вы еще не так давно в компании, и результат проделанной за это время работы может быть не очевиден. На регулярных встречах спрашивайте руководителя, что, на его взгляд, было сделано хорошо, а что можно было бы улучшить. Это добавит «плюсик» к вашему имиджу инициативного и неравнодушного сотрудника.