{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Свой среди чужих: как стать своим в новой компании и быстро адаптироваться

На новой работе нас неизбежно окутывает тревога и страх. Мы переживаем о том, как влиться в команду, как показать себя эффективным на испытательном сроке, как оправдать ожидания. На помощь приходят простые правила, которые помогут адаптироваться в новом коллективе.

Татьяна Мощагина

Руководитель по продвижению бренда работодателя и внутренним коммуникациям Работа.ру

При выходе на новую работу сотрудник проходит адаптацию сразу по 4 направлениям:

  • Социальная. Ваша задача — познакомиться с культурой компании, ее правилами, особенностями. Вероятно, уже на этапе онбординга вам расскажут про то «как у нас принято». Не стесняйтесь на таких встречах задавать вопросы. Во многих компаниях на время испытательного срока за новым сотрудником закрепляется наставник. Если такого проводника вам не дали, узнайте у коллег или HR-специалиста, где можно познакомиться с культурой компании, принципами работы и получить другие полезные инсайты. Это поможет быстрее оценить обстановку и адаптироваться к ней. Также советуем познакомиться поближе со своей командой и не стесняться обращаться за помощью к коллегам.
  • Психологическая. Вам предстоит погрузиться в новый коллектив — со всеми его особенностями и негласными правилами. Пока вы еще не освоились, любое действие может вызывать у вас тревогу. Стоит ли отправлять коллеге в качестве благодарности стикер, можно ли обратиться к этому задумчивому дизайнеру в наушниках или лучше не отвлекать его от работы? Подобные мысли могут приходить к вам много раз за день — и это норма.
  • Организационная. Вы узнаете, как выстроены рабочие процессы в компании — как связаны между собой разные отделы, кто за что отвечает и к кому можно обратиться с тем или иным вопросом. Хорошо, если у вас есть наставник или бадди — тогда все организационные вопросы можно задать непосредственно ему. Если наставника нет, выберите наиболее дружелюбного коллегу и смело обращайтесь к нему, и не бойтесь задавать вопросы руководителю.
  • Профессиональная. Вы привыкаете к новым трудовым требованиям, а возможно, и к новой профессиональной роли. Вы сравниваете себя с новыми коллегами, анализируете свои сильные и слабые стороны, понимаете, какие навыки необходимо подтянуть и чему научиться. Это довольно энергоемкий процесс, поэтому первое время вам может быть некомфортно и страшно, даже может активироваться «синдром самозванца». Но важно помнить, что это временные проблемы, которые сами пройдут через пару месяцев, когда вы освоитесь. Обязательно проводите с вашим руководителем встречи one-to-one примерно раз в неделю, через которые вы сможете получать обратную связь. Не бойтесь ее запрашивать. Чем больше вы будете открыты в самом начале, тем быстрее вы адаптируетесь, сможете раскрыть весь свой профессионализм и проявить себя.

До 3 месяцев сотрудник считается новичком — не зря этот период совпадает с испытательным сроком. Должно пройти от 6 до 12 месяцев, чтобы вы почувствовали себя полноценным членом команды. Период адаптации у всех вызывает тревогу, так как перед вами новый путь, и не все в нем для вас понятно. Вас ждут новые открытия, новые горизонты и перспективы. Относитесь к нему, как к начинающемуся проекту. Не думайте, что вы один столкнулся с тревогой или неуверенностью. Наоборот, выделите себе на этот проект время от 3 до 12 месяцев, и распишите, каким вы видите себя в каждый из отрезков. Разбейте свой период адаптации на короткие отрезки и пропишите, чего вы ждете на каждом этапе и какие задачи перед вами стоят (знакомство с командой, встречи с руководителем, достижение целей на испытательном сроке и другие).

Как вести себя в первый день

Обычно новичка представляет команде руководитель. Если у вас такого представления не было, познакомьтесь со всеми самостоятельно. Но не стоит ударяться в крайности — например, в первый же день рассказывать сотрудникам, какие цветы вы сажаете на даче и как зовут вашего питомца.

Если коллектив большой, запомнить все имена и должности в первый же день бывает сложно. Даже если вас уже представили команде, не бойтесь переспросить информацию — лучше вежливо уточнить имя коллеги в личной беседе один на один, чем перепутать его позже в важном письме или на переговорах.

Немного пообщайтесь с коллегами на нейтральные темы. Например, спросите, куда они предпочитают ходить на обед. Если вас позовут с собой на ланч, обязательно соглашайтесь, даже если обычно обедаете в одиночестве. Время, проведенное вместе с коллегами, поможет вам быстрее влиться в коллектив.

Как вести себя в первые 3 месяца

Старайтесь больше наблюдать за работой команды. Однако если вы видите, что ваше предложение может улучшить показатели отдела или решить старую проблему — не стесняйтесь проявлять инициативу.

Настало время больше и смелее коммуницировать с коллегами. Вы уже знаете, к кому можно обращаться с вопросами по работе, а кто поддержит ваше предложение вместе сходить на обед. Но все еще старайтесь вести себя нейтрально: не злоупотреблять иронией и сарказмом, если вы к ним склонны, и не навязывать свою компанию, если видите, что коллеги хотят пообщаться один на один.

В любой непонятной ситуации просите обратную связь у руководителя и коллег. Вы еще не так давно в компании, и результат проделанной за это время работы может быть не очевиден. На регулярных встречах спрашивайте руководителя, что, на его взгляд, было сделано хорошо, а что можно было бы улучшить. Это добавит «плюсик» к вашему имиджу инициативного и неравнодушного сотрудника.

Общая рекомендация — будьте умеренны, доброжелательны и тактичны. С такими людьми всегда приятно иметь дело, они комфортны в работе и в общении. Чем дальше, тем уверенней вы будете себя чувствовать, и тогда, возможно, сами начнете задавать правила игры в коллективе. Удачи!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда