{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Робопрактика для бизнес-аналитиков: как это было

Мы в red_mad_robot регулярно запускаем Робопрактики — бесплатные мероприятия, где рассказываем про технологии, методологии, подходы и процессы, которые используем в разработке digital-продуктов. Проводим их для QA-инженеров, мобильных и бекэнд-разработчиков — это один из наших способов делиться знаниями и практическим опытом, а также находить и прокачивать новых ребят. А самых сильных практикантов приглашаем работать в компанию. Рассказываем, как это было, и делимся опытом и полезными материалами.

Этой весной мы впервые провели Робопрактику для бизнес-аналитиков. Решили разработать собственную программу, так как хотели за короткий срок дать максимум знаний без необходимости официального трудоустройства в red_mad_robot. Была и дополнительная цель — потренироваться в выступлениях и презентациях на внешнюю публику, поэтому Робопрактика стала для нас безопасной площадкой, чтобы оттачивать эти навыки. На практику позвали московских ребят, которые уже начали разбираться в аналитике, но еще не успели прокачать базовые аналитические навыки.

Как отбирали кандидатов

Попасть на Робопрактику было несложно: все желающие прошли небольшое практическое задание и оставили заявку с информацией о себе — контактные данные, место работы или учебы, краткое описание опыта. По готовой части функциональных требований необходимо было указать, какие из них не соответствуют критериям качества, а также описать структуру метода в формате REST.

Мест на практику было всего 15, а заявок мы получили значительно больше. Решение принимали не только исходя из результатов тестового задания, но и с учетом портрета кандидата.

Основные критерии, на которые мы ориентировались при отборе участников Робопрактики.

Как проектировали программу (спойлер: как продукт!)

Состав программы

Робопрактика для нас такой же продукт, как и остальные, только не в диджитал-сфере. Именно поэтому мы использовали те же этапы, что и в работе над цифровым продуктом: вторичный анализ рынка курсов и программ, определение целевой аудитории, формирование целей, задач и KPI, которых хотели бы достичь, расчёт стоимости реализации, разработка программы, промышленная эксплуатация (проведение самой робопрактики), рефлексия по результатам.

В разработке программы мы учитывали нашу ЦА — начинающих аналитиков, поэтому в блоки для изучения мы включили то, что обязательно понадобится в работе и является базой, а именно:
- этапы процесса производства диджитал-продукта,
- клиент-серверное взаимодействие и AP,
- артефакты аналитика: функциональные требования, спецификации API,
- подходы к работе с продуктом и клиентом.

В итоге за полтора месяца практиканты прослушали 7 лекций по основным темам.

Производство и виды аналитиков

Цель лекции — познакомиться с этапами проектов и ролями внутри проекта, видами аналитиков (бизнес, системный, продуктовый, аналитик данных) и их зонами ответственности, чтобы понять, за какие задачи и результаты отвечает каждый из них, а также, как строится их взаимодействие.

Работы на старте проекта. Брифинг клиента

В продуктовой разработке важно глубоко понимать цели бизнеса и потребности пользователей, поэтому в рамках этой темы рассказали, как и с помощью каких артефактов делаем это на старте проекта.

Архитектура

Обсудили участие бизнес-аналитиков в ее проектировании, особенности при разработке веб- и мобильных приложений, в каких сегментах сети должны располагаться компоненты и какой уровень технической подготовки мы считаем необходимым для бизнес-аналитиков.

Проектирование фичей

Поговорили про разделение ответственности между бизнес-аналитиком и дизайнером, работу со спринтами и про способы, как наиболее эффективно погружать команду в контекст задачи.

Выявление, сбор и формализация требований к фиче

Познакомили ребят с критериями качества требований и сформированным шаблоном, с которым удобно и понятно работать как проектной команде, так и клиенту.

Клиент-серверное взаимодействие

Определили разницу между REST vs SOAP vs GraphQL, и обсудили, как бизнес-аналитики и разработчики взаимодействуют при проработке спецификаций API.

Проектные мероприятия

Рассказали про этапность и типовые мероприятия, которые используются в методологиях гибкой разработки, так как аналитик – участник этого процесса и ему важно знать, что и в какой последовательности происходит.

Теория важна, но практика ещё важнее: поэтому мы придумали проект, в рамках которого ребятам было необходимо спроектировать сервис по бронированию мест на пляже, на этапе MVP – в рамках одного отеля. На основе этого проекта проводили лекции и воркшопы, а ребята выполняли домашние задания.

2 воркшопа

Практиканты работали в группах и готовились к выполнению домашнего задания, а мы проверяли, насколько у ребят развиты софт-скиллы — лидерские качества, командная работа, умение брать ответственность за командный результат и презентовать его.

Первый воркшоп посвятили определению потребностей бизнеса, а его результатом стал итоговый список вопросов клиенту по различным сегментам: цели и задачи бизнеса и продукта, потребности пользователей. Ответы на эти вопросы послужили основой для заполнения Паспорта продукта (рассказываем про него ниже).

На втором воркшопе мы разбирали вопросы технического характера, которые нужно задать на старте проекта, чтобы определить, какие системы, контуры и хранилища данных уже есть на стороне клиента/партнеров, и какие системы нужны для реализации продукта. После обработки ответов на эти вопросы формируется High Level Diagram (HLD), которую практиканты уже дорабатывали дома сами.

4 домашки

Участники Робопрактики самостоятельно закрепляли изученный теоретический материал – ведь как аппетит приходит во время еды, так и вопросы появляются тогда, когда сам сталкиваешься с выполнением задачи.

  • Паспорт продукта — наш внутренний артефакт, где описан образ продукта, который мы делаем. Он состоит из 3-х смысловых блоков — бизнес, пользователи и продукт. Эти блоки декомпозируются на более мелкие, которые объясняют, что за продукт, почему и для кого мы делаем.
  • High Level Diagram (HLD) — верхнеуровневая архитектура разрабатываемого продукта.
  • Feature list — декомпозиция функциональности для дальнейшей оценки работ.

Презентация итогов домашней работы — этап, похожий на питчинг проекта инвестору или клиенту. Ребята презентовали спроектированный продукт, отвечали на вопросы и аргументировали свое решение.

2 менторские встречи

Менторские встречи — это регулярные мероприятия в рамках компании red_mad_robot, у каждого в команде есть свой ментор. Практикантам мы предоставили возможность опробовать менторские встречи в демо-режиме в конце Робопрактики с бизнес-аналитиками red_mad_robot и до финальной защиты домашних заданий разобрать вопросы, которые появились при самостоятельной работе, получить от ментора обратную связь, на какие темы стоит сделать упор персонально каждому из участников.

Кроме того, это хорошая возможность погрузиться в нашу корпоративную культуру. Выдавать и получать регулярный фидбек, обучаться и обмениваться профессиональными мнениями внутри практики – не пустые для нас слова.

В рамках первой менторской встречи мы обсуждали вопросы практикантов, а уже на второй ребята презентовали свои проекты. Все домашние задания объединили в единую презентацию продукта и рассказали о нём с разных сторон: бизнесовая – что за продукт мы делаем, для кого, какие его цели и миссия, техническая – какая будет архитектура, и проектная – какие фичи и в какой последовательности нужно разработать.

Так ребята защищали продукт ментору

Целевой результат

Мы ожидали, что все участники в процессе Робопрактики подчерпнут для себя новые знания и смогут использовать их в работе, а также закроют базовые скиллы, которые мы в red_mad_robot считаем необходимыми для бизнес-аналитиков уровня джуниор и джуниор +.

Ребята, которые остались работать у нас, сейчас активно применяют полученные знания на практических задачах. Другие участники делились с нами, что полученный опыт помог им устроиться в другие компании. С кем-то из ребят мы поддерживаем общение на другие темы, связанные с развитием практики аналитики.

Как это было

Формат выбрали комбинированный. Сначала встретились очно: провели ознакомительную лекцию в офисе red_mad_robot, на которой рассказали про запланированную программу и узнали друг друга лучше. В онлайн-формате по вечерам проводили лекции и практические сессии.

Мы также собирались с ребятами на одном из внутренних мероприятий — вместе смотрели всемирную конференцию для разработчиков от Apple (WWDC), чтобы пообщаться в неформальной обстановке и еще больше погрузить участников в нашу корпоративную культуру.

Ожидание vs реальность: отзывы участников

Про впечатления практикантов

Несмотря на то, что мы ожидали, что придут джуны, по факту уровень практикантов был разнородный. Более опытные ребята хотели узнать про процессы, подходы и лучшие практики, аналитики помладше хотели подтянуть технические знания, мидлам было интересно узнать побольше про работу с продуктом и его связку с бизнес-целями клиента.

Мы попросили ребят поделиться впечатлениями, и вот что они рассказали.

Ожидал прокачаться в системном анализе, так как понимал, что что-то западает, но не было понимания, что именно, было сложно общаться с разработчиками. В динамике ожидания менялись. В процессе стажировки понял, что у меня хорошая база прикладного опыта и он вполне рабочий, стал четче понимать свои сильные и слабые стороны.

Робопрактика помогла закрыть пробелы по технической части, теперь есть понимание, куда двигаться дальше. Теперь могу обучать аналитиков внутри своей компании, внедряю новые подходы.

Я бы порекомендовал программу аналитикам, которые находятся на уровне между джуном и мидлом, и тем, кто никогда не работали с аутсорс-разработкой.

Глеб Костенко, практикант

Ожидания были высокие, в основном я хотел получить не просто лекционный материал, а познакомиться с реальным кейсом работы бизнес-аналитика — и в целом команды разработки: от проджекта до продакта.

Программа очень крутая, дает большой пласт знаний. Для меня почти всё в новинку, хотел понять роль в проектах, как формируется бриф, какой процесс работы команды, какие скиллы нужны. После Робопрактики я получил работу, правда она больше в сторону бизнес-анализа, но это уже не так важно

Владимир Зайцев, практикант

Ожидала посмотреть на процессы аналитики внутри другой компании, какие задачи решают, в каком формате создают артефакты, получить знания по архитектуре.

Я бы, наверное, рекомендовала Робопрактику ребятам, которые работают 1-2 года в бизнес-анализе или в смежных ролях, которым хотелось бы посмотреть чем занимаются «эти ваши бизнес-аналитики» :)

Катя Марченко, практикант

Фидбэк практикантов позволил нам понять, что Робопрактика подходит по уровню аналитикам, переходящим из джунов в мидлов, и, несмотря на то, что база «как писать требования» у всех есть, ребята смогли почерпнуть для себя что-то новое в тех темах, которые западали: бизнес, технологии, продукт, пользователи.

Про впечатления лекторов

Кроме того, что важно было делиться опытом, мы хотели помочь с развитием бизнес-аналитикам внутри red_mad_robot. Например, прокачать те навыки, которые очень важны для бизнес-аналитика, но не являются базовыми — как планировать работы и прорабатывать риски, выступать публично и готовить презентации материалов, фасилитировать и организовывать мероприятия. Вот, какими мыслями поделились некоторые из лекторов Робопрактики.

Было сложно выбрать, каким именно образом собрать лекцию в презентацию, чтобы практикантам потом было удобно ей пользоваться, поэтому у меня возникало много корректировок в процессе подготовки и проведения лекции, зато сейчас есть бесценный опыт для работы над ошибками.

Кристина Братцева, бизнес-аналитик

Как оказалось, довольно трудно перестроиться и переложить все процессы и опыт в теоретический материал так, чтобы глядя на презентацию не возникало вопросов: «А как это должно работать?», но здорово помогло то, что у нас в отделе многие темы уже проработаны и собрана хорошая база знаний, которую можно было переиспользовать в подготовке.

Ксюша Толокольникова, бизнес-аналитик

Как мне показалось, иногда сложности могли возникнуть при сохранении внимания аудитории в онлайне, я бы подумал, как еще лучше это делать. А в целом, это очень крутая активность. Во-первых, это отличная практика для нас самих, потому что позволяет еще раз через себя пропустить тот материал, которым пользуешься на ежедневной основе. Во-вторых, позволяет прокачать навык публичных выступлений.В третьих, позволяет получить обратную связь относительно инструментов и подходов которые они используют.

Влад Филиппов, бизнес-аналитик

В итоге получилось, что Робопрактика помогла не только транслировать знания вовне, но и докачать их внутри — вместе с практикантами учились и мы сами, только немного другим навыкам.

Новой Робопрактике для бизнес-аналитиков — быть

Если кратко, то результаты принесли пользу участникам, организаторам и компании в целом.

  • Два практиканта уже закрыли испытательный срок и работают в red_mad_robot.
  • Трое ребят написали, что мы помогли им прокачаться и найти новую работу, с остальными мы тоже сохранили контакт и продолжаем

    общаться уже за рамками Робопрактики.

В планах на будущее – продолжать проводить подобные мероприятия, поэтому оставайтесь на связи, в следующем году мы вернемся с новостями о новой Робопрактике. Если у вас есть идеи, какие темы будет полезно разобрать в рамках следующего потока, мы ждем вас в комментариях!

Полезные материалы

Со всеми, кто подавал заявки на участие в практике, мы делились списком полезных материалов, в котором собрали базовый набор информации по направлениям: бизнес, технологии, продукт, пользователи.

Бизнес-анализ

Сбор, формализация и критерии качества требований

Описание бизнес-процессов

Клиент-серверное взаимодействие

Интервьюирование бизнеса и пользователей

Soft skills

Информационная безопасность

Архитектура

Презентация

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда