Как Ростелеком внедряет Human2Human-подход к продажам
Рассказываем об образовательном проекте «Большие гонки» для сегмента B2O, который мы реализовали в прошлом году вместе с агентством «2Юли».
B2O – это сегмент, клиентом которого являются операторы связи. Продукты сегмента – сложные комплексные технологические решения; продажа подразумевает долгие переговоры, кропотливую совместную работу с клиентом и большое количество факторов, которые влияют на результат.
«Ростелеком» меняется, а значит трансформация из классического телекома в IT-компанию подразумевает новый подход к коммуникации с клиентами и продажам. Почти 200 сотрудников B2O-продаж участвовали в увлекательной игре, в конце которой каждый из них научился human-to-human подходу в продажах услуг. А в декабре 2020 года «Ростелеком» получил премию «Эффективное образование» за лучший корпоративный образовательный проект.
Но ещё больше впечатляют конкретные достижения наших гонщиков. Они, напомним, продавцы, так что свои успехи измеряют в деньгах. Обо всём по порядку.
Что такое Human-to-human или как строить доверительные отношения
Как пишет Брайан Кремер, если вы смогли что-то продать, вы получили клиента на один день, но если вы искренне кому-то помогли, вы приобрели клиента на всю жизнь. Для успешного продвижения товаров/услуг нужно говорить с клиентом на его языке, стремиться к максимальной простоте и придумывать персонализированные предложения.
Свою концепцию человечной коммуникации Брайан описал в книге «There Is No B2B or B2C: It's Human to Human», прочесть саммери можно на Smart Reading здесь. Такой подход к продажам называется human-to-human, или H2H. Суть его проста: любая продажа, будь то носки или услуги связи — это отношения между людьми. И успех здесь на стороне того, кто общается по-человечески.
В своей работе с клиентами H2H-компании применяют вот такие принципы:
Будьте проще. Меньше говорите, больше слушайте.
- Будьте отзывчивы. Помогайте людям сами, и пусть ваш бренд и ваши продукты помогают людям.
- Выполняйте обещания. Только так вы завоюете доверие клиентов.
- Общайтесь на понятном языке, без шаблонов.
- Напортачили — извинитесь, причем искренне. Тогда вероятность, что клиент поймёт, простит и забудет, намного выше.
Что еще важно для H2H-компании?
Эмпатия
О том, что надо настроиться на одну волну с клиентом, говорит и Дэниел Пинк в книге «To Sell Is Human». Принцип АВС (Always Be Closing / Всегда закрывай сделку), говорит он, больше не работает. Теперь в продажах важны другие штуки — например, attunement (созвучие). Это когда ты чувствуешь эмпатию по отношению к своему клиенту и можешь смотреть на ситуацию его глазами.
Внимание к мелочам
H2H-компании много внимания уделяют мелочам. Когда-то в Starbucks придумали писать имена покупателей на стаканчиках. Вроде бы просто, но как располагает. А работники «Диснейленда» каждый день открывают двери парка на пять минут раньше — чтобы сотворить маленькое чудо для тех, кто с самого утра томится в очереди.
Нескучность
Компании, проповедующие H2H-подход, стремятся быть интересными и непохожими на других. Но это не просто отстраивание от конкурентов, это реальное желание быть нескучными.
Американская сеть бургерных In-N-Out когда-то давно придумала «секретное меню»: это бургеры, которых нет в меню, но их названия передаются из уст в уста, и все работники знают рецепты. Подходишь к кассе, заговорщицким голосом просишь «Зверя» – и получаешь бургер с горчицей, солеными огурцами, луком и двойной порцией специального соуса. А авиакомпания Virgin Atlantic очень заморочилась, придумывая салоны своих самолетов. Их розово-фиолетовая подсветка оставляет неизгладимое впечатление от полета.
Образовательная программа для B2O называется «Большие гонки» – и эта концепция поддерживается на каждом этапе обучения:
- не участники, а гонщики,
- не вебинары, а пит-стопы,
- не упражнения, а тест-драйвы,
- не этапы обучения, а общая гонка и Гран-При,
- не шаблонное оформление слайдов и раздатки, а в «гоночном» стиле.
Что было дальше?
Первым делом нужно было провести диагностику — поговорить с участниками и представителями бизнеса. Коллеги из «2Юли» провели кастдев:
Уже хорошо:
Ценят клиентов, поддерживают с ними отношения, являются их «адвокатами» внутри компании
- Делают все зависящее, чтобы ускорить обработку запроса клиентов
- Умеют поддержать диалог, слышат и хорошо формулируют мысли
- Хорошо знают продукты
- Хотят учиться новому, чтобы говорить с техническими специалистами на одном языке
Можно улучшить
- «Важно учиться проводить ценовые переговоры»
- «Иногда тяжело общаться со статусными людьми, большими директорами на стороне клиента»
- «Работа с возражениями – это самое сложное»
- «Как удерживать лояльность в критических ситуациях, когда от клиента сыпятся жалобы и претензии?»
- «Как заинтересовать клиента, который удовлетворен работой с другими операторами?»
- «Как зайти к операторам, у которых остался осадок от прошлого взаимодействия, и начать с ними партнерские отношения?»
Проанализировав итоги кастдева и изучив специфику компании, была составлена программа именно под задачи «Ростелекома». Отправными точками стали новые ценности компании – познакомьтесь с ними здесь.
Как покорили сердца участников обучения
Взрослые люди не всегда могут найти время для тренингов, а уж домашки мало кто любит ещё со времён школы. Решение: максимально неформальное общение в чате и на вебинарах, удобная обратная связь, геймификация, примеры и задания на базе реальных кейсов компании. Такое же искреннее, человеческое общение сложилось с участниками проекта.
В Телеграм-чате (кстати, обучение началось в то же время, когда Роскомнадзор объявил о снятии блокировок, так что не пришлось долго уговаривать участников перейти на Телеграм) действовали вот такие правила:
ДА:
- Общению на ты
- Шуткам и мемам
- Доброжелательности
- Честности
НЕТ:
- Шаблонам
- Негативу
Такая легкая, человечная коммуникация — ключ к тому, чтобы обучение проходило комфортно для всех. Как-никак, впереди предстояли три месяца обучения. И гонщики это оценили.
Как обучали H2H-подходу
Человечности в продажах можно научить! Отрабатывать навыки H2H-коммуникации нужно на собственном примере: неформально, но содержательно общаемся с коллегами и тренерами. При этом важно апгрейдить свою деловую переписку: избавляться от шаблонов и добавлять искренности, прокачиваться в психологии, например, учиться работать с возражениями.
Клиповое мышление – это давно наша данность. Не будем стонать, как всё плохо и что вокруг нас сплошные рыбки Дори, способные удерживать внимание в течение всего девяти секунд. Во-первых, мы не считаем, что всё плохо. Во-вторых, нет научных доказательств, что рыбки такие уж забывчивые. А еще они способны обучаться! Так что нечего обижать рыбок, давайте лучше придумывать, как увлечь и замотивировать современного менеджера.
Нашим решением стала мультиформатность. Внимание участника надо удержать, и проще это делать разными способами. В нашем арсенале интерактивные вебинары-дуэты, видео разных мастей, чат-тренинги, раздатка и даже интервью с руководством компании.
Вот какие контентные инструменты использовали мы:
Чат-бот
Нам помогал чат-бот Юлик. Во-первых, он не раздражается на учеников, не теряет терпения, не устает и всегда готов помочь. Во-вторых, он сохраняет историю переписки. Можно отмотать назад, проверить себя, что-то повторить. И наконец, он подбадривает учеников, напоминает о несданных заданиях и ненапряжно вовлекает в образовательный процесс.
Вот что умеет Юлик:
- Юлик узнавал гонщика по ФИО и отсылал задания прямо в личку;
Он напоминал о сроках сдачи домашки;
- Он автоматически выгружал домашку в гугл-доки, чтобы ее можно было быстро и удобно проверить;
- Юлик еще подсчитывал баллы за выполненные задания разной сложности и составлял общую турнирную таблицу.
Кроме того, Юлик был очень милым и приветливым — по всем законам H2H-подхода.
Даже когда Юлик подтупливал, это не так раздражало гонщиков. Они просто говорили, что заметили какой-то косяк, а подрядчик быстренько его чинил — и все были счастливы. Ключ к успеху в подобной ситуации очень простой: надо честно признаться, что есть проблема, извиниться и что-то реально сделать. Вторая сторона, будь то ваш клиент или ученик, обязательно оценит и будет лояльнее и спокойнее.
Видео
Ученые подсчитали, что видео на 60% эффективнее закрепляет материал и при этом требует на 40–60% меньше времени для его подачи. Так что мы за видео во всех его вариациях: вебинары – никаких говорящих голов, только живое общение, постоянные интерактивы и онлайн-обсуждение в чате; мотивирующие видео в телеграме – среди кучи текстовых сообщений «видеокружок» сразу выделяется, так что это отличный способ взбодрить участников и наладить человеческие взаимоотношения); скринлайвы – этот динамичный и наглядный формат отлично подходит для объяснения правил переписки. Круто ещё, что создаётся ощущение, как будто все происходит в твоём личном телефоне — понятное дело, это располагает и способствует запоминанию.
Интервью с вице-президентом
Когда руководитель открыт к диалогу со своими сотрудниками, это дорогого стоит. А когда этот диалог удается встроить в рамки образовательного курса, когда руководство включается в обучение, то вы получаете высокую мотивацию участников, интерес к процессу и доверие. Во время «Больших гонок» мы провели пит-стоп с вице-президентом по работе с операторами связи Наталией Крючковой, и это было очень полезно и круто. Вице-президент рассказала не только о планах компании, но и о своем собственном карьерном росте (с самых низов). Кажется, это впечатлило наших слушателей чуть ли не больше всего. А потому что human-to-human подход так и работает.
Раздатка
Это обязательный формат, неважно, распечатываешь ты чек-лист или довольствуешься электронным вариантом, раздатка помогает закрепить самое основное.
И напоследок: весь мультиформат рассыпется на отдельные кусочки, если его не упаковать правильно, не связать одно с другим. Например, поддерживали гоночную тему и в лексиконе (гонщики, пит-стопы, тест-драйвы – вот это всё), и в оформлении. Ну и мы запустили целый лендинг, где хранится вся информация по курсу, разработали фирменный стиль и сделали стикеры для Телеграма.
Учимся продавать по-новому
Клиентоцентричность — наш главный принцип, ему мы следуем в своей работе и этому же обучали гонщиков. Формула любви между клиентом и продавцом состоит из трёх действий: обучить, вовлечься, помочь. На языке продаж это означает:
а) назначить встречу, круто к ней подготовиться и провести удачные переговоры;
б) составить ценностное предложение под клиента;
в) предоставлять супер-сервис «с горочкой».
Компания McKinsey подсчитала: клиентоцентричные компании прибыльнее других на 60%. Ориентация на клиента – наша фишка, и этому же мы учили гонщиков.
Якко ван дер Кой, основатель образовательной компании Winning Design, говорит о принципиально новом формате отношений с клиентом. У вас, говорит он, должна случиться любовь, а для этого нужны три действия: обучить – вовлечься – помочь (educate – commit – assist).
Формула любви такая: продавец обучает клиента, чтобы тот принял решение о покупке. Потом продавец вовлекается в процесс, принимает на себя определённые обязательства – короче, коммитится на успех клиента. А на третьем этапе помогает по ходу дела, и ни в коем случае не бросает клиента.
Если перевести на язык продаж, то получится следующее:
- отлично подготовиться к встрече;
- подготовить персональное ценностное предложение;
- постоянно сопровождать клиента, потому что отношения с ним продолжаются и после покупки.
Шаг 1. Формулируем гипотезу
Гипотеза – это магическое слово. Оно выдает в вас не заурядного продавца, а суперпрофессионала, который относится к своей работе как к важнейшей миссии. Хотя будем честны: сформулировать хорошую гипотезу не так легко, поэтому вы и правда должны быть профи. Итак, гипотеза – это конкретная идея, чем вы и ваш продукт будут полезны клиенту. Прежде чем выдвигать такую идею, вы должны тщательно изучить бизнес клиента, продумать его потенциальные проблемы и понять, чем вы можете помочь.
Ваша цель – не продать любой ценой, а подтвердить, что у клиента есть проблема, и убедить, что вы – решение этой проблемы. Гипотезы помогают назначить встречу (особенно это актуально для холодных контактов) и затем провести успешные переговоры. Поверьте, очень сложно устоять перед проработанной и четко структурированной гипотезой.
Шаг 2. Готовим персональное ценностное предложение
На этом этапе клиентоцентричность никуда не девается. Во главу угла мы ставим успех клиента и помним, что он покупает не товар или услугу, а ценность, которую этот продукт даст именно ему. Для этого надо серьёзно изучить бизнес-показатели клиента и понять, на какие из них вы реально можете повлиять.
Шаг 3. Не бросаем клиента
Для начала несколько цифр:
– Привлечь нового клиента в 6-7 раз дороже, чем удержать существующего.
– Когда вы продаете товар или услугу новому потенциальному клиенту, шансы на успех составляют 5-20%. Но когда вы ту же самую услугу продаете существующему клиенту, вероятность успеха взлетает до 60-70% (согласно Marketing Metrics).
Если после подписания договора клиенту не хватает внимания, он уйдет от продавца. Поэтому крутой сервис однозначно решает.
К чему пришли
Три месяца насыщенного обучения, 200 человек из разных регионов, всё только в онлайне? Challenge accepted! — вот с таким настроем мы стартовали в июне. Да, треки на «Больших гонках» не были простыми, зато финиш получился фееричным. Делимся некоторыми цифрами.
В результате обучения у участников программы наблюдался рост выручки и заметное достижение улучшения условий по сделкам для компании.
Коммерческие данные мы разгласить не можем. Но вот один из примеров: сделку, по которой сотрудник вел переговоры с клиентом около 6 мес., удалось не только закрыть, но и получить заказ на доп. проект в следующем году уже на бОльшую сумму. И только одна эта сделка окупила затраты на программу.
Этот текст вдохновлён бизнес-сериалом от агенства «2Юли», читайте его полностью здесь.
Иллюстрации: Юлия Гуськова