{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Менеджмент продукта и стоицизм

Одна из недавних рассылок Mind the Product неожиданно началась с рассуждений о том, как философы-стоики могут помочь менеджеру продукта. Автор решил применить рассуждения Эпиктета о балансе между самомнением и неуверенностью к нашей области. С одной стороны, легко зазнаться и почувствовать себя самым умным, а с другой, можно скататься в крайнюю форму аналитического паралича. На мой взгляд, у стоиков есть гораздо более интересный и полезный для менеджеров продукта принцип.

До недавнего времени про стоиков не помнил вообще никто. Единственная древнегреческая философская школа, название которой попало в массовую культуру – это гедонисты, спасибо роботу-гедонисту из Футурамы. Гедонисты вместе с Эпикурейцами, которым своего робота не досталось, предлагали максимизировать положительные эмоции в качестве ответа на вопрос «Как человеку хорошо жить». Не очень-то подходит продактам, постоянно работающим с неизвестностью и решающим задачи вида «пойди туда не знаю куда».

Стоики оппонировали гедонистами и предлагали свой ответ на вопрос. Гонка за положительными эмоциями, во-первых, не эффективна из-за гедонистической толерантности – со временем мы привыкаем к явлениями, которые нас радовали. Первый положительный отзыв пользователя в сторе – это ого как круто, надо всем переслать, а тысячный просто ложится в статистику. Во-вторых, человек не может полностью избежать негативных событий. Особенно если этот человек – менеджер продукта. Большая часть идей летит к корзину ещё на первых этапах, пользователи на тестах не видят кнопок и жмут куда попало, метрики не растут, регулирование мешает делать красивые продукты, везде сплошная засада.

Стоики предлагают воспринимать жизнь, а в нашем случае менеджмент продукта, как серию испытаний и источник уникального опыта. Подобный взгляд превращает работу в квест. Когда вы играете в игру, вам не интересно десять раз проходить один и тот же уровень, вы хотите развития сюжета, новых загадок и более сильных противников. Мы привыкли к тому, что в играх интерес растет вместе со сложностью. Стоический подход превращает работу менеджера продукта даже не в идеальную игру, а идеальный набор игр. Сегодня шутер, завтра стратегия, послезавтра квест-пиксельхантинг. И уровни каждый раз разные, ни один не повторяется.

Если использовать стоический подход в ежедневной практике, то вы получаете дополнительный источник мотивации, который работает по принципу «чем больше проблем, тем интереснее». Чтобы разобраться с тем, как оно работает, можно начать с книги William Irvine, A Guide to the Good Life: The Ancient Art of Stoic Joy или послушать подкаст Ивана Ямщикова на ту же тему.

Ссылки:

Ещё больше интересных заметок о менеджменте продукта в телеграм-канале Ахой. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда