Нейросети, пейзажи и крутые повороты: как мы запускали Сбербанк Онлайн 10.0
Обновление — у вас в смартфоне, а история его создания — в этой статье.
Представьте, вы готовите большое обновление приложения, которым пользуются десятки миллионов человек. Что в него войдёт? Наш ответ: много пользы и кое-что «для души». Рассказываем, как работали над июльским запуском Сбербанк Онлайн, почему он получился именно таким и какие сложные решения нам пришлось принимать в процессе.
Зачем нам большие обновления мобильного приложения
Несколько лет назад приложение Сбербанк Онлайн обновлялось 2-3 раза в год. Каждый такой релиз был событием и для клиентов, и для команды. Со временем приложением стали пользоваться десятки миллионов человек, которые хотели больше новых фич и как можно скорее. Да и банку было важно максимально быстро выводить сервисы в «цифру». Поэтому постепенно мы стали выпускать обновления всё чаще — и сейчас релизы на iPhone и на Android выходят раз в 3 недели. В каждом обновлении есть разное количество заметных и не очень изменений, над которыми работают команды по всему банку.
Такой релизный ритм хорош тем, что команды могут быстро выкатывать новые сервисы, не боясь опоздать к очередному запуску. Но когда фичей и релизов слишком много, привлечь внимание к ним становится сложно. Мы не рассчитываем, что пользователи будут отслеживать каждое обновление, но и совсем пропадать с радара клиентов нам не хочется. Поэтому мы решили время от времени делать большие обновления Сбербанк Онлайн: несколько ярких функций и заметных улучшений собираем в один релиз и сопровождаем его мощным продвижением. Такой запуск помогает сделать акцент на самых важных изменениях, определяющих будущее Сбербанк Онлайн.
Подготовка большого релиза идёт параллельно с улучшением базовых функций по комментариям наших клиентов — здесь у нас ещё много работы, она никогда не останавливается.
В прошлом октябре мы сделали первое большое обновление с Открытками, Сторис, новыми штрафами и историей операций. Результаты нам понравились. Следующий запланировали на середину 2019-го.
18 июля обновлённый Сбербанк Онлайн появился в магазинах приложений.
Делай раз: персонализация
Главной темой запуска мы сделали персонализацию. Мы уже копали в этом направлении, когда перерабатывали поиск, но это было только начало. Пришло время взяться за главный экран. По традиции банковских приложений он представляет собой разрастающийся список секций — от карт и вкладов до валют и инвестиций. Его стандартное строение отражает скорее линейку продуктов банка, а не интересы конкретного клиента.
В то же время каждому человеку нужны конкретные функции — от переводов до оплаты компьютерных игр. Логично было бы сделать так, чтобы каждый клиент видел на главном экране только нужные ему фичи. Мы сделали первый шаг в этом направлении. В «шапке» появились Действия — персонализированные карточки, которые подбираются специальными алгоритмами. Примеры карточек — «Перевести маме», «Оплатить интернет».
В плане персонализации ближайшим ориентиром из других индустрий для нас был e-commerce. Многие интернет-магазины предлагают релевантные товары на основе профиля человека. В Действиях мы начали делать что-то подобное: алгоритмы подбирают операции, которые сейчас могут быть актуальны клиенту.
Ещё мы поработали с, казалось бы, банальной вещью — списком банковских карт. У большинства наших клиентов открыты всего одна-две карты. Но у остальных (а это миллионы людей) три карты и больше. Список карт в таком случае занимает целый экран, вклады и другие разделы опускаются ещё ниже. Поэтому мы, во-первых, сделали так, чтобы в начале списка были карты, к которым клиент обращается чаще всего. Во-вторых, если у вас есть запасные неиспользуемые карты, приложение теперь их просто скрывает.
Делай два: больше эмоций
Второй блок изменений связан с эмоциями.
Первая эмоциональная фишка появилась в Сбербанк Онлайн в 2015-м. Это было «Приветствие» — короткая заставка, когда приложение здоровается по имени и показывает анимацию в зависимости от времени суток. Эта, на первый взгляд, простая штука всем быстро полюбилась и разошлась на мемасы.
Мы не раз собирались изменить дизайн заставки, но всё откладывали, и со временем она стала выглядеть совсем «олдскульно». И вот наконец всё сложилось: заметные изменения в функциях мы органично дополнили новым приветствием. После проигрывания заставка становится подложкой главного экрана. Анимация перетекает на главный экран, продолжая проигрываться там. Приложение окрашивается в цвет неба — алый на закате, глубокий синий ночью и так далее. Такой фон выглядит суперсвежим, необычным, динамичным — на контрасте со стандартным зелёным, который был у нас всегда. Вот правда, это изменение для нас большая дизайнерская смелость, и результат нам самим очень нравится.
Бонус: мы добавили к приветствию персонализацию. Сделали специальные заставки для Москвы, Питера, Алтая и других мест, список постепенно пополняется. В планах не только географические темы, но и другие — праздничные, например.
Плюс к эмоциям: мы добавили в iPhone-приложение звуки и вибрации. Хотели, чтобы клиентам было проще различать события — например, когда оплата прошла успешно и когда её надо подтвердить. Что может быть логичнее звона монеток, когда на карту приходят деньги? Проверили на себе: с таким звуком улыбка от зачисления зарплаты становится ещё шире.
А еще здорово, что звуки пригодились и незрячим пользователям: для них с помощью звуковых акцентов работа со Сбербанк Онлайн стала ещё немного проще.
Добавим драмы
Подготовка к обновлению была безумным периодом для всей команды. Хотите драмы? Сейчас будет. Вот, например: до запуска нам пришлось дважды кардинально поменять подход к клиентскому опыту.
Крутой поворот №1. Сначала мы хотели сделать карточки Действий горизонтальными и разместить их в верхней части главного экрана. Истории в таком случае сдвигались в отдельную ленту под картами клиента. Однако в какой-то момент мы осознали, что и Действия, и Истории — это персонализированные сущности, которые стали занимать два пространства на главном экране, хотя по своей сути близки. А ещё на небольших смартфонах Истории были так низко, что без скролла их почти не было видно. Нам не хотелось убирать их далеко от клиента.
В результате решили объединить два этих раздела. Клиент первым делом увидит именно ту вкладку, которую сам выбрал, — с Действиями, Историями или Финансами.
Вывод: дискуссии команд с разными точками зрения иногда помогают найти подход, который несёт добро пользователям.
Крутой поворот №2. Изначально мы планировали сделать так: после входа появляется заставка, которая затем продолжает проигрываться в верхней части главного экрана. В это время загружаются карточки с Действиями, и за счёт анимации прогрузка главного экрана не напрягает.
Однако в реальной сборке всё выглядело не так, как мы рассчитывали. Хотя элементы загружались с прежней скоростью, анимация и условное «пустое пространство» создавали впечатление, что всё происходит очень долго.
Мы стали быстро менять подход. Теперь, как только вы видите главный экран, на нем сразу есть карточки действий «по умолчанию» и Истории, которые через пару мгновений отъезжают, сменяясь персональными действиями. Ощущение пустоты и долгой загрузки ушло.
Простой вывод отсюда: иногда восприятие важнее объективной метрики и нужно ориентироваться именно на него.
Что получилось
В первую неделю после запуска уже больше 60% наших пользователей заходили в Сбербанк Онлайн с новой версии. Конечно, некоторые нас критиковали, но большинству обновление понравилось: средняя оценка в App Store и в Google Play установилась в районе 4,8+ звезд. Это очень позитивный результат, особенно с учётом того, что часто после ярких изменений дизайна рейтинг скачет, пока пользователи привыкают к новому интерфейсу. Мы же обошлись без падения оценки, да ещё и немного её увеличили, ура!
И ещё пару цифр, которыми готовы поделиться сейчас.
За неделю карточками действий воспользовалось более миллиона клиентов. Это хороший старт и повод продолжить работать над алгоритмами и над фичей в целом.
Заодно у нас получилось привлечь внимание к «старым» фичам. Например, баланс «Спасибо» теперь располагается в «шапке» (вкладка «Финансы»). Людям стало удобнее заходить туда — число пользователей раздела выросло в 2,9 раз.
В этом релизе мы зашли на новую для себя территорию, и пользователи позитивно восприняли эти изменения, несмотря на то, что нам ещё далеко до идеала. Для нас оценка клиентов — самый главный сигнал, что стоит продолжать в том же духе.
А планируется ли введение приветствий на основание остатка средств на карте?
Например "Привет, Нищеброд. Если хочешь посмотреть, как выглядят деньги, зайди в демо-режим".
Тогда лучше с рекомендациями... Привет, нищеброд, Александр! Какой сегодня чудесный день! У вас на карте 200 рублей - рекомендуем купить шаурму и бутылку светлого пива. Хорошего дня!
Самое важное изменение, которое вы могли бы сделать, это сократить список привилегий раза в три-четыре. Неважно, какое у вас красивое приложение если я не могу им пользоваться, ограничив в правах, которые ему не нужны.
Это список из Google Play:
This app has access to:
Device & app history
- retrieve running apps
- read sensitive log data
Storage
- read the contents of your USB storage
- modify or delete the contents of your USB storage
Camera
- take pictures and videos
Location
- approximate location (network-based)
- precise location (GPS and network-based)
- access extra location provider commands
Device ID & call information
- read phone status and identity
Phone
- directly call phone numbers
- read phone status and identity
Microphone
- record audio
Photos/Media/Files
- read the contents of your USB storage
- modify or delete the contents of your USB storage
Identity
- find accounts on the device
Contacts
- read your contacts
- find accounts on the device
Wi-Fi connection information
- view Wi-Fi connections
Other
- receive data from Internet
- view network connections
- change network connectivity
- run at startup
- modify system settings
- control vibration
- full network access
- close other apps
- change your audio settings
- connect and disconnect from Wi-Fi
- control Near Field Communication
- pair with Bluetooth devices
- prevent device from sleeping
Им похер.
Вообще в стор нужно жаловаться, наверное.
Приложение злоупотребляет доступом к данным.
Комментарий недоступен
Ну что вы начинаете!? Товарищ майор же не может быть в неведении!
Сделайте уже черновики в платежах.
Ужасно бесит, когда ты 10 минут заполняешь всякие инн, р/c. (чтобы сделать перевод другой организации)
Потом принимаешь входящий звонок, 5 минут разговариваешь.
Возвращается в приложении, хочешь закончить платеж, а тут бац, нужно опять по новой заполнять реквики.
Логично было предложить: продолжить черновик или начать новый платеж?
Ну и касаемо "эмоциональная фишке", на отдыхе где другой часовой пояс (типа Кубы), забавно когда мне показывают заставку по московскому времени, тип "добрый день+солнышке", а у меня тут ночь.
Можно же сделать проверку и показывать заставки по локальному времени?
И сделайте пжл, чтобы я сам мог конфигурировать под себя нижнее меню.
Зачем мне там "диалоги" "на карте " и так далее ( я в эти вкладки только что зашел, чтобы чекнуть что там)
Я хочу чтобы там просто было 3 наиболее удобные для меня функции.
Сохранять введенные данные тем самым следовать базовому принципу дизайна — не.
Сделать иллюстрашки для городов — ДА!
Ну кстати локацию они отслеживают - в Москве московская заставка, не в Москве стандартная. Я в какой-то момент было подумал что даже по местам Москвы заставка меняется, потому что был на ВДНХ, а в заставке Гагарин, но нет.
вот эти вот заставки не настраиваемые - такой шлак. Можно не тратить 1,5 секунды на заставочки а сразу запускаться, нет? И если они мне не нужны, можно я все отключу или хотя бы выставляю моноцветный фон?
В настройках можно сменить.
А вот и нет. Потому что нет никакой разницы, как оформлен продукт, если он неконкурентоспособен. Никакие свистелки и перделки не заменят процент на остаток и кэшбек, которые есть в других банках. А так да, всё очень красиво.
Комментарий недоступен
сделайте уже возможность закрыть карту в вашем банке через приложение, а не в отделении банка
Хотим, есть в плане, спасибо за фидбек
Лучше бы вместо своих спасибо бонусов бесполезных сделали конкурентный кэшбэк. Кому нужны все эти обновления если все люди (ок, большинство) используют сбер только как способ расчета если где-то карты не принимают.
По-прежнему не могу пользоваться этим дерьмом
Интересно наблюдать за тем, как меняется Сбер. Но отсутствие кэшбэка, низкий % по вкладам для меня минус, поэтому пользуюсь их картой только для быстрых небольших расчетов.
Там кэшбек бонусами Спасибо, которые можно тратить в озоне (где продается все что угодно)
Комментарий недоступен
Уже работаем над этой функцией
Темную тему для своего приложения сделайте всё-таки iOS 13 задаёт тренды, соответствуйте пожалуйста.
Сделаем, в планах, спасибо за предложение
Как часто разработчики Сбера обсираются?
- Раз а три недели, при публикации новой версии.
На скрине персонализация, личное приветствие и бла-бла-бла от бракоделов Сбера.
Комментарий недоступен
А карта хоть твоя?
Ох ребята, как хорошо что не пошел к вам работать. Как не вносили новшеств и инноваций , так и не вносите. Простой копипаст от конкурентов и его видоизменение.Я хотя бы до пенсии застану тот момент, когда сбер сам что-то годное придумает, а?
Зашёл в приложение, пролистал до курсов валют: USD Купить 66,33; Продать 64,16. Хорошо, идём в перевод между своими счетами с рублёвой карты на долларовую. Курс конверсии 67,88. Ок.
При переводе конкретно с карты на карту действует курс процессинговой системы, он отличался от курса Сбербанк Онлайн, который вы видите на главном экране. Чтобы курс Сбербанк Онлайн сохранялся, переводите в любой другой комбинации (ваши карта-счет, вклад-вклад, вклад-карта и т.д.).
Приложение неплохое, но в чате с банком получаю ответы, что карту мы вам не можем выслать в город где вы находитесь возвращайтесь в то отделение где вы числитесь. Это несколько печалит. В красивой обертке но тот же набор услуг.
Комментарий недоступен
приложение приятно для глаза выглядит, и вполне функционально. все просто и понятно. больше от него и не требуется. так что работа в целом проделана очень хорошая.
Приложение, конечно, более-менее удобное (пользоваться можно), а банк все равно говно.
Можно ли как-то удалить персональную информацию (фото, запись речи) которые делают выши цигане Маринки в офисах?
Заявление на отзыв согласия на обработку биометрических персональных данных можно написать в отделении
А можно добавить киллерфичу? Скрыть все приветствия, заставки, сторизы и диалоги?
Ребята, двухфакторная аутентификация по смс признана небезопасной еще в 2016 году. Когда вы этот косяк уберете?
А что безопасно в 2019? *правда интересно
Сбербанк списал со счета детские пособия на троих детей за полгода.Деньги исчезли,обращения игнорируются . Куда катится мир?
Ради интереса скачал. На экране входа сразу 5 багов.
Не занимайтесь разработкой. У вас это плохо получается.