Сбербанк
2 117

Sberseasons: как в Сбербанке устроены оплачиваемые стажировки для студентов

Руководитель программы стажировок, студенты и разработчик «СбербанкОнлайн» рассказывают, какими проектами стажеров уже пользуются топ-менеджеры банка, в чем плюсы и минусы большой корпорации и как за три месяца молодежь учится «хардам» и выходит на работу.

В закладки

Программа оплачиваемых стажировок в банке запустилась в 2017 году. Мы тогда реализовали программу «Сберлето» – это был один сезон двухмесячных стажировок. Набрали 45 человек, увидели, что у студентов с высоким потенциалом есть интерес к компании, а бизнес доволен качеством подготовки стажеров. И мы решили в 2018 году расширить программу и провести стажировку в три сезона длительностью в три месяца. Первая волна началась в Москве, потом мы присоединили Санкт-Петербург, Самару, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск и Воронеж – города, где много студентов с хорошими компетенциями в области IT. Мы получили 20 000 заявок, на стажировку к нам вышло порядка 500 стажеров.

В 2019 году стажировки у ребят будут длительнее — от трёх до шести месяцев. Мы оценили самые востребование компетенции в банке и расширили направления стажировки. Сейчас стажировки доступны не только в области ИТ, но и в маркетинге, HR и других направлениях.

Когда студенты подают заявку (успеть нужно до 5 марта), они сначала заполняют анкету с открытыми вопросами. Мы спрашиваем, какими навыками кандидаты обладают, просим рассказать об успехах в учёбе и достижениях, над какими проектами уже работали и какие задачи хотели бы решать на стажировке.

Так как в этом году мы получили больше заявок от бизнеса на стажеров, мы решили оптимизировать очный этап, и добавить четыре вопроса в формате видеоинтервью. Таким образом, заочно познакомившись с кандидатом ещё до собеседования, мы сможем понять, на какие задачи можно пригласить стажера и с какой командой он лучше сработается. Помимо заполнения анкеты и прохождения видеоинтервью некоторые ребята из IT-направления до очного собеседования получают от нас боевые тесты. Мы проверим «харды» на направлениях java, java script и мобильной разработке. Другим ребятам тесты могут быть предложены после собеседования с руководителем. Сами собеседования начнутся в середине марта.

В первые дни стажировки руководитель знакомит студента с командой, ставит задачи на период стажировки, объясняет, какой материал нужно найти, чтобы выполнить задачу, с какими внутренними документами нужно ознакомиться. В банке каждый руководитель формирует программу стажировки для студента самостоятельно. Первые недели стажировки обычно уходят на знакомство со структурой банка, решением небольших задач, знакомством с нашими внутренними правилами и стандартами. Далее ребята плотнее подключаются к работе команд и решают боевые задачи.

Стажеров при выполнении задач курируют наставники, тем не менее на стажировке не просто. Сбербанк – это очень большая компания. При решении рабочих задач, ты можешь и не подозревать о том, на сколько твой проект может быть связан с другими процессами в банке, какое количество контактных лиц входит в процесс, где получить всю необходимую информацию и как всех организовать.

При всём этом, банк очень быстро меняется. После стажировки ребята могут оценить на собственном опыте, что для внедрения инновации достаточно нескольких месяцев. Так в розничном бизнесе студенты за стажировку сделали новое приложение Meetuper – оно позволяет задавать вопросы онлайн во время конференций и вести цепочки обсуждений. Это приложение активно используется сейчас во время крупных мероприятий с участием топ-менеджмента банка.

С другой стороны, мы понимаем, что не у всех студентов могут оправдаться ожидания и они могут быть не готовы к работе в крупных корпорациях по разным причинам. В любом случае это отличный опыт. Стажировка развивает в ребятах такие важные навыки как самостоятельность, структурность, инициативность, умение работать в команде, ответственность за принятые решения – это важные soft skills для будущего развития.

Мы не гарантируем трудоустройство после стажировки. Мы хотим показать студентам внутреннюю корпоративную культуру банка, нашу IT-трансформацию. Но три месяца работы над общим проектом очень сплачивают – руководители, конечно, не хотят отпускать сильных ребят и стараются найти для них вакансии. Так, каждый третий студент в прошлом году получил работу, а каждому второму мы продлили стажировку – это что-то вроде отстроченного оффера. Мы гибкие, понимаем, что многие ребята учатся, поэтому иногда трудоустраиваем даже на неполный рабочий день.

Сегодня работодатели хотят видеть помимо «хардов» развитые софт скилс. Наша программа стажировок – это отличная возможность приобрести практический опыт, развить кругозор, прокачать свои навыки и получить новые, а также, приобрести важные полезные контакты(нетворкинг)и сделать первый шаг к построению своей карьеры.

Я училась на третьем курсе НИУ ВШЭ, на факультете информатики и вычислительной техники, и решила, что пора получать опыт работы. Я занималась data-science, поэтому подавала заявку на это направление. Довольно сложно было предугадать, какой отдел тебе подойдет больше, поэтому перед собеседованием я выбрала департамент по работе с проблемными активами практически наугад.

Мне достаточно быстро дали шанс попробовать себя в задаче, над которой только-только начинали работать: модель выбора оптимального времени контакта с должником.

Задача заключалась в том, чтобы предсказать по поведению клиента, когда ему лучше звонить, когда он с большей вероятностью возьмет трубку и погасит задолженность. Мы вместе с коллегами думали, откуда взять новые данные и как комбинировать модели, чтобы вероятность нашего предсказания была более правдивой. Итог всегда один: должнику лучше совсем не звонить. Но если серьезно, это зависит от времени работы с каждым клиентом, предыдущих статистик связи с ним – для каждого вычисляется оптимальное время.

Когда стажировка подходила к концу, руководители сказали, что довольны моей работой и готовы продолжать сотрудничество. Так как я в тот момент училась на третьем курсе, а над более комплексными задачами требовалось работать полный день, мне предложили продлить стажировку и остаться в Сбербанке. Сначала я работала с моделями машинного обучения, но к осени мы решили, что мне лучше развиваться в работе непосредственно с данными, так что сейчас я с другой командой – занимаюсь датаинженерией.

Я в университете изучала анализ данных, но это были игрушечные работы и игрушечные данные. В Сбербанке же получилось прикоснуться ко всем трудностям, с которыми сталкивается data-scientist. Не всегда данные хорошие, иногда в них есть сложные скрытые зависимости, о которых ты мог не знать, а они портят результаты.

На стажировке начинаешь понимать особенности работы больших компаний. У меня была задача – исследовать новые данные, чтобы понять, можем ли мы добавить их в текущую модель. Я достаточно много времени потратила на эту задачу, и в какой-то момент обнаружила, что Сбербанк большой и часто происходит так, что не о всех задачах других отделов слышно – большинство из того, над чем я трудилась, уже было решено частично другим отделом. Несмотря на то, что в нашей большой корпорации много общих ресурсов, куда мы выкладываем свои работы, не всегда удается избежать вот такого дублирования задач. Но это часть опыта работы в большой корпорации.

Я попал на стажировку по направлению Data Science. Но к сожалению, не всё сложилось, как я ожидал. Я работал с большим объемом данных, но задачи были несложными. Я просил более серьезные задачи, но меня к ним не подключили. Я был немного разочарован, но решил дать стажировке второй шанс, так как видел, что у ребят в других подразделениях все иначе.

Я подал заявку во второй раз, прошел отбор и попал в другой департамент – Центр управления наличным денежным управлением. Новый руководитель на собеседовании, узнав о том, что у меня уже был опыт стажировки в Сбербанке, взял меня.

Я работал над прогнозированием сумм загрузки в банкоматы, сумм спроса и прогнозированием оптимального графика инкассации.

Я рад, что решил попробовать ещё раз. Мой новый руководитель рассказал мне о структуре данных, о полях в базе данных, о том, что они значат и как с ними работать. Мне продлили стажировку, но уже пообещали, что возьмут в штат, как только появится вакансия.

На собеседовании мы обязательно смотрим, сработается ли человек с коллективом, потому что стажёр подсаживается в реальные команды к наставникам. В этом случае акцент смещён на практику. Это тоже неплохо: если человек захочет, он легко сможет получить теоретические знания из мануалов, учебников, документации Apple, в конце концов.

У меня было три стажёра. Они пришли с базовыми представлениями о том, что такое мобильная разработка и как писать код. Но их уровня не хватало, чтобы можно было брать их на младшую позицию в команду. В отличие от школьников, которые слушали лекции, выполняли домашнее задание, эти ребята должны были сразу участвовать в реальных проектах. Такая работа отнимает много времени, но она даёт большую отдачу.

Ребята были очень мотивированы. Под мотивацией я понимаю желание разбираться, понять, что происходит, даже если не всё сразу получается. Важно не опускать руки и продолжать пробовать. Мне повезло, мои стажёры были именно такими. В итоге за два месяца стажировки их навыки сильно выросли. Сначала исправляли дефекты, а под конец начали писать небольшие фичи, которые усовершенствовали функциональность. После стажировки по итогам собеседования двое получили в Сбербанке постоянную работу.

Во время второго семестра магистратуры я попробовал поступить на стажировку в Sberseasons. Мы с одногруппниками думали, что будет легко: мы же из магистратуры Сбербанка, думали, нам чуть ли не квоту отдельную выделят. Но ничего подобного – мы провалили первый тур, как полные неудачники. Я вообще по образованию гуманитарий, мне сложно конкурировать с технарями. Но тут я взялся за голову, стал учиться, смотреть ролики на ютьюбе и курсере – и прошёл во второй поток Sberseasons. Это было по-настоящему круто! И, конечно, я решил: «Ну всё, я буду показывать себя как могу».

На welcome-встрече стажёров нам раздали несколько интересных проспектов и предложили поучаствовать в челленджах – например, вместо вечернего сериала смотреть TED и рассказывать о стажировке в инстаграме с хештегом #Sberseasons. Я решил, что буду делать посты о каждом дне сорокодневной стажировки – и делать это так, чтобы другим студентам было полезно читать. Дал себе слово, что не буду врать. Если будет, например, плохая столовая или руководитель меня не будет понимать – так и напишу. Буду объективен, а иначе зачем это нужно? В итоге я искал темы для каждого поста, участвовал во всех встречах, находил крутые события, о которых будет нескучно читать, и моя стажировка стала гораздо интереснее для меня самого.

И главное, во время Sberseasons я познакомился со своим будущим руководителем, который занимается роботизацией процессов в Корпоративном Блоке. А столовка, к слову, здесь просто бомбическая.

Подать заявку
{ "author_name": "Сбербанк", "author_type": "editor", "tags": ["sberseasons"], "comments": 0, "likes": 10, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "sberbank", "id": 59598, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 01 Mar 2019 11:52:36 +0300" }
{ "id": 59598, "author_id": 137210, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/59598\/get","add":"\/comments\/59598\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/59598"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 137210 }

Комментариев нет 0 комм.

Популярные

По порядку

0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }