{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Если человек не боится ошибок — это наш человек»: как устроена работа в «Сбермаркете»

Рассказываем, как компания стала лидером рынка доставки продуктов и кто отвечает за счастье сотрудников.

Бизнес-модель «Сбермаркета» — доставка товаров с полок магазинов. Собственных складов у компании нет, «Сбермаркет» использует их вместе с партнёрами-ритейлерами. Например, в сентябре в «Метро» открыли склад на 1000 м², где представлено 10 тысяч самых популярных товаров. Среди партнёров «Сбермаркета» сейчас 120 торговых сетей, включая «Ленту», «Ашан», «Магнит» и «О’Кей». Каждый день «Сбермаркет» доставляет около 150 тысяч заказов клиентам в 150 городах — от Калининграда до Владивостока.

Как компания пришла к экспресс-доставке

Первые попытки быстрой доставки предприняли ещё осенью 2020 года. Тогда формат не прижился — клиенты по-прежнему предпочитали доставку впрок. Но переход к «экспрессу» был неизбежен: в пандемию покупатели чаще хотели «радовать себя здесь и сейчас». К тому же аудитория «Сбермаркета» помолодела за последний год: 15% клиентов — люди в возрасте 18–24 лет, и они любят импульсивные покупки.

Активно развивать экспресс-доставку в «Сбермаркете» начали в апреле 2021 года, то есть примерно на два года позже основных конкурентов — X5Group, «Самоката», «Яндекс.Лавки», «ВкусВилла». Доля быстрых заказов сейчас — чуть больше 30%, а к концу декабря «Сбермаркет» хочет выйти на соотношение 50:50. За 9 месяцев 2021 года «Сбермаркет» увеличил оборот на 219% — до 36,2 млрд рублей — и стал лидером на рынке доставки продуктов.

Какие есть отделы и кто решает их проблемы

Три года назад в команде было около 25 человек, из них всего 5 разработчиков. Теперь в офисе больше 3000 сотрудников, а общий штат партнёров, отвечающих за логистику, сборку и другие операционные задачи, — больше 30 тысяч человек. При выходе на рынок экспресс-доставки сильно менять команду не пришлось, исключение — отдел разработки: сегодня там больше 500 специалистов. «Сбермаркет» переманивал их у конкурентов: Delivery Club, Ozon и других.

Вся компания условно разделена на семь больших отделов: операций, продукта, доставки, аналитики и эффективности, развития, финансово-юридический, а также HR. Изначально департаментов было 13, но в процессе часть из них объединили — так коммуникация стала быстрее и проще.

У каждого направления есть вице-президент, а у каждой команды — свой лидер. Чтобы бюрократических процессов с ростом компании было меньше, в «Сбермаркете» придерживаются модели «однопоточного руководства» (single-threaded ownership), при которой финальное слово остаётся за руководителем направления. Если возникла проблема, лидер может посоветоваться с коллегами из любых департаментов. Но даже если гендиректор считает, что лучше сделать иначе, в рамках своей команды лидер принимает решение сам.

Если решение не придумывается, зовут на помощь специальную команду, которая занимается «эффективностью по запросу» — BizOps, или business operations. Она состоит из бывших сотрудников «большой тройки» (McKinsey, BCG, Bain) и входит в штат компании. По запросу гендиректора или одного из вице-президентов команде выделяют одного BizOps-сотрудника: 100% своего рабочего времени он занимается поставленной задачей. Изучает зоны ответственности в департаменте, выясняет, на каком этапе что-то пошло не так, кто с кем должен пообщаться, чтобы проблема решилась, и так далее. Консультант ведёт проект до тех пор, пока всё не наладится.

Кроме того, команда пополняет базу знаний — следят за тем, чтобы информация с внутренних образовательных мероприятий не терялась и чтобы форматы, в которых она сохраняется, были в едином стиле.

Обучение сотрудников

Для офисных работников есть внутреннее обучение — штатные тренеры проводят тренинги и вебинары, в том числе дистанционно: лекции в записи размещаются на учебном портале «Сбермаркета». За этот год их было уже 105, в них поучаствовали 1205 человек. Всего, по статистике «Сбермаркета», активно проходят обучение 66% от общего числа штатных сотрудников. В компании считают, что это хороший показатель.

Сотрудники могут ходить на лекции и мероприятия корпоративного университета Сбербанка (на повышение квалификации отправляют сюда же). В программе офлайн- и онлайн-курсы по гибким и жёстким навыкам, преподают лидеры направлений и топ-менеджеры компании. А ещё — приглашённые спикеры: например, основатель Bridgewater Associates Рэй Далио, автор бестселлера «Идеальный руководитель» Ицхак Адизес и мотивационный оратор Брайан Трейси.

К разработчикам в «Сбермаркете» особое отношение: здесь, как в Google, придерживаются принципа «engineer is the king». Компания мотивирует каждого заниматься развитием личного бренда, менеджеры DevRel-отдела подбирают для них подходящие конференции, устраивают хакатоны.

Чтобы сотрудники перенимали лучшие наработки мирового рынка электронной торговли, для них устраивают экскурсии в офисы западных лидеров индустрии. Например, недавно часть команды ездила в стамбульский офис Getir — самую большую сеть складов в Европе. А разработчики в январе поедут в Кремниевую долину — встречаться с представителями Amazon, а также Instacart и DoorDash — американских лидеров по доставке еды.

Фокус на счастье

Бонусами в виде курсов английского или массажных кресел в офисе в «Сбермаркете» не завлекают: считают, что за счёт этих «фишек» компании уже давно не выигрывают. И всё же эмоциональное состояние сотрудников в приоритете — заботится о нём «команда счастья».

«Команда счастья» (должности сотрудников отдела внутри компании так и называют — «happiness manager», то есть «менеджер счастья») входит в отдел корпоративной культуры HR-департамента. Свой менеджер счастья есть у каждой команды из 10–15 человек, его главная задача — делать всё, чтобы сотрудники были довольны. Для этого менеджеры придумывают различные неформальные активности на неделю: квизы, спортивные мероприятия, вечеринки.

В компании уверены, что даже маленький жест — например, доставка капкейков сотруднику домой на день маркетолога — может поднять настроение и сделать человека чуточку эффективнее. Мероприятия делают разных масштабов: от тимбилдингов в кулинарной студии до крупных межрегиональных корпоративов. Про один из крупных ивентов «Сбермаркет» даже рассказывал в своём блоге.

Чтобы не гадать, что нужно сотрудникам, каждый квартал в компании измеряют «индекс счастья». Сотрудников просят оценить уровень стресса на работе и спрашивают, например, насколько эффективными кажутся им рабочие встречи, хвалят ли их за хорошую работу, достаточно ли у них внутренних ресурсов для закрытия важных проектов. На основе результатов составляют реальный индекс и в течение года следят за тем, как меняются показатели. Документ помогает корректировать все процессы в компании и работу самого HR-департамента.

Если у сотрудника есть идея новой активности, он может предложить её директору по корпоративной культуре, и на неё выделят средства. Так появилась «Фабрика подкастов»: двое сотрудников «Сбермаркета» — Сергей Красильников и Эля Козырева — придумали её специально, чтобы интегрировать в компанию новичков. В выпусках они рассказывают, чем живёт компания, что происходит в работе разных отделов, и берут интервью у своих же коллег. Темы для эфиров выбирают сами сотрудники. Некоторые эпизоды доступны не только сотрудникам компании — например, выпуск про менторство можно послушать здесь.

Дмитрий Зборовский
Вице-президент «Сбермаркета» по искусственному интеллекту и эффективности платформы

«Знаю-знаю, так все говорят, но я искренне верю, что самое главное у нас — это команда, которую мы собрали, и атмосфера, которую мы в ней поддерживаем. Мы все — «команда перваков»: наш гендиректор занимает эту должность впервые, я впервые руковожу ИИ, операционный директор тоже на этой позиции раньше не работал. С выходом на рынок экспресс-доставки нам всем пришлось быстро повзрослеть — но мы справились и попали в топ игроков доставки продуктов.

У нас нет никаких комитетов для принятий решений, нет заграждающих процессов согласований, никаких инструкций, как «надо» и «не надо» делать, — мы собрали людей, которые умеют брать ответственность за свою работу, а мы, в свою очередь, полностью доверяем им процессы. Эта открытость и помогает нам так быстро расти — да, с ней растут риски, но это цена, которую приходится платить. Правда, пока крупных ошибок в компании не было — верим, что это тоже результат отношения к людям.

Крутым специалистам мы всегда рады. Но нам важен не столько опыт, сколько умение быстро приспособиться к происходящему на рынке. Экспертные знания и опыт быстро устаревают, а иногда опыт даже начинает играть против кандидата. Если человек способен быстро освоить навык, не боится оступиться и берёт ответственность за ошибки — это наш человек».

Осторожных людей в «Сбермаркете» не ищут — в компании поддерживают культуру fail fast: лучше предложить нестандартное решение и ошибиться, чем всё делать по привычным и устаревшим инструкциям.

Спрос на специалистов в «Сбермаркете» постоянный. Но вот кого ищут в первую очередь:

  • программистов со знанием разных языков, data-scientists, ML-инженеров;
  • специалистов в операционной части сборки заказов: от фулфилментов и управления даркстор-складами до логистов и аналитиков;
  • маркетологов, менеджеров по продажам, дата-алгоритмистов, разработчиков RTB-платформ и всех, кто поможет развить рекламную часть платформы.
0
69 комментариев
Написать комментарий...
Ochered Syka

Странно вот что, компания пишет статью на сайте, на котором она чуть ли не в топах по жалобам и рассказывает при это, какие они охуенные! Вы там че? Совсем ку-ку 🤪?

Объясню для дебилов из сбера.
Это как есть у вас во дворе мальчик, полный долбоеб и неадекват, никто не хочет с ним дружить, потому что как только начинаешь с ним дружить, он выкидывает какую-то хуйню, типа какашками в тебя кидается.
И вот никто во дворе с ним не дружит. Проходит некоторое время и во двор выходит мама этого мальчика, которая собирает вокруг себя всех детей и начинает рассказывать им, какой охуенный у неё сын!
И все такие смотрят и думают, она че, дура?

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Литвинов

Справедливости ради стоит отметить, что доставка продуктов питания и доставка техники - это как я понимаю два разных сервиса. а на доставку продуктов жалоб я не видел.

Ответить
Развернуть ветку
Jay Green

у них модель изначально ущербная. Они абсолютно не мониторят остатки. В итоге если заказывать хорошие продукты или редкие позиции, готовься к нескольким звонкам курьеров. Сервис должен экономить мое время, да и вообще для интровертов. А тут, о ужас!, звонки!
На кой черт они нужны когда есть вкусвилл со скидосиками?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Фоменко

Вкусвилл вам со склада выгребет всегда все самое старое, ибо гребут сотрудники Вкусвилл - проверено неоднократно. Без претензий, просто к этому надо быть готовым. Сама тоже заказываю.
А сборщики СМ всегда возьмут самое свежее, ибо им неважно, есть в магазине просрочка или нет.
Да, всегда сложно с редкими позициями. Но для них и существуют дарксторы. А так, не устану повторять, пока вы формируете корзину и сборщик идёт к полке - ваша редкая позиция уже лежит в тележке у офф-лайн покупателя. И пока он не дойдет до кассы, никто об этом не узнает

Ответить
Развернуть ветку
Святослав Костылев

То есть вы хотите сказать, что на магазинах корректные остатки, а те в свою очередь отображаются в приложении. это не так работает)))

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Фоменко

А как? В больших сетях с нормальным уровнем автоматизации так. Возможно, на синхронизацию остатков время требуется, да.
Или вы думаете, в Ашанах вручную в конце дня остатки сверяют? Или даже в Магнитах?

Ответить
Развернуть ветку
Artyom Omelkov

Самое старое это что? Фрукты и овощи на развес? А дата изготовления на продуктах в упаковках как? Она не учитывается? Логики не пойму.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Фоменко

1. Вкусвилл (также, например, и Самокат). Вот сидите вы на складе, собираете заказы. И, если (для примера) у вас 2 пакета молока, у одного срок годности кончается завтра, у другого через 3 дня, вы положите в заказ то, которое завтра пришлось бы списать (потому что, возможно, не буду утвержать, но списать вообще могут на вас). За просрочку точно ничего хорошего не будет. Но зато склад легко учитывать, это даркстор, никаких покупателей, только сборщики. Даже если собираюь где-то во Вкуссвиле не в дарксторе, а в магазине, это все равно делают сотрудники.
2. Сбермаркет. Я работаю на СМ, в магазин захожу чисто как покупатель. Моя премия зависит от того, как оценит заказ получатель. Плюс, может, чаевые накинет. Мне плевать, будет в Ашане, Метро и иже с ними просрочка. Я выберу с полки самое свежее. Но есть минус: я подхожу к полке, товара нет. Может, уже у кого-то в тележке. Или куплен. Или взяли, а выложили на кассе/положили на другую полку, лень было возвращать

Ответить
Развернуть ветку
Artyom Omelkov

Но ведь "доволен покупатель или нет" работает и в случае со Вкусвилом как и со СМ - попадается просрочка у них больший отток покупателей в итоге.
Я, как потребитель, за качественные услуги за мои деньги, часто заказываем во Вкусвиле и если срок продукта подходил к концу нам всегда звонили и прямым текстом спрашивали "срок заканчивается тогда-то, будете брать?"...
Возможно, это человеческий фактор и зависит не от сети, а от конкретного человека, который собирает заказ, поэтому я не думаю, что Вкусвил так уж отличается от СМ.

Ответить
Развернуть ветку
66 комментариев
Раскрывать всегда