SEO Юрий Титов
6 131

SEO в «Туту.ру»: как устроена командная работа

Меня зовут Юрий, я руковожу командой SEO в «Туту.ру». В сезон посещаемость сайта превышает 1 млн человек в сутки, основную долю трафика мы получаем как раз за счёт поискового продвижения.

В закладки
Аудио

Исторически более десяти лет назад мы начинали с того, что вывешивали тысячи страниц с расписанием между станциями и оптимизировали каждую под соответствующие запросы. Тогда так никто не делал. С тех пор многое изменилось, но трафик с поиска по-прежнему ежегодно растёт.

Начнём с того, что за десять лет я ни разу не видел командной работы в SEO. Точнее, коллективы видел, но там каждый специалист копал своё направление. Практически каждый спец — индивидуалист. Одна из наших задач была в том, чтобы научить людей работать совместно и обмениваться опытом.

Профит для сотрудников — в получении большого количества новых знаний за очень короткий срок, а для компании — в том, что остаются носители уникального знания.

Обычный инхаусный процесс подразумевает, что у SEO-специалиста есть задача, и он её расписывает для разработчиков (backend, frontend, копирайтеры и так далее). Но относительно редко происходят совместные обсуждения, то есть редки случаи, когда для решения сложной задачи устраивается мозгоштурм.

Возможно, причина в том, что мелькает мысль в духе: «Результат в мою пользу не пойдёт (авторитет, слава, деньги и так далее)». А, возможно, SEO-специалист мыслями глубоко погрузился в свои задачи и погружаться в чужие не хочет или нет времени.

Поэтому многое из того, что один человек решить не в силах или где сложно заметить саму возможность улучшений в принципе, просто не реализуется никогда.

В других областях задачки-неберучки решаются мозговыми штурмами. Команда с беком, тестировщиком, аналитиком делает больше. Я пытаюсь применить эту модель к SEO последние несколько лет, и это получается.

Обычно у нас процесс работы организован так, что есть отдельный ответственный SEO-специалист за каждый крупный раздел сайта. Например, есть раздел «Поезда» на «Туту.ру» (есть ещё «Авиа», «Туры», «Автобусы», «Электрички»).

Основной SEO-специалист от своего раздела в другие разделы не ходит и над другими разделами не работает. Применяя же командный подход, на одну неделю бросаем все силы на «Поезда» (называем это «SEO-спринт»). К поездатому SEO-специалисту приходят остальные, кто работал над другими разделами, в подчинение на неделю. А, например, через месяц уже он на неделю отправляется в подчинение к спецу из другого раздела.

Это ещё и ротация: ты отдыхаешь от обычной работы.

Часто бывает так, что двум разным людям какая-то новая тема особенно интересна, но объединиться они при обычной работе не смогли (так как работают каждый в своём разделе). Такое частенько бывает. Не было бы ощущения команды — не начали бы вместе делать.

Чем этот подход хорош ещё — компетенции и исследования очень быстро тухнут. Рынок меняется постоянно, надо внедрять инновации быстро. Кто-то нашёл ключевую точку роста — мы тут же перебросили туда все усилия, совместно решили задачу, получили важный опыт, кейс в портфолио, снова разошлись по своим проектам. Так команда очень хорошо поднимает свои навыки.

Организация SEO-спринта

Устроили мозговой штурм, искали точки роста

Важно было не критиковать друг друга.

Разошлись подумать на два–три дня. Каждый искал свои точки роста, смотрел те области, которые ему интересны, где он видит наибольший потенциал

Это наиболее сложный период: необходимо врубиться в новую область, изучить непривычные страницы, всё неизвестно. И на всё — пара дней. Кто-то щупал семантическое ядро на предмет расширения. Кто-то анализировал перелинковку, кто-то — поведенческие факторы. Кто-то изучал конкурентов и так далее.

Конечно, каждый SEO-специалист это умеет — и умеет хорошо. Но что-то новое находилось почти всегда. Супераудит сайта — за три дня.

Встреча для обсуждения точек роста

Составили список задач для дальнейшего изучения. Каждый выбрал себе две–три (редко больше) задачи на следующую неделю. Как правило, из того списка, что сам же и нашёл, но иногда и чужие направления вызывали живой интерес. Некоторые задачи уходили паре специалистов — обычно именно они оказывались самыми огненными в итоге.

В середине ещё раз собирались, чтобы обсудить промежуточные результаты, а через неделю собрались на полтора часа с уже написанными заданиями разработчикам. Составили табличку с полным списком и колонки с оценками.

Пошли демократическим путём: открытое голосование за задачу (включая свои). Но оценку коллег не видишь, пока сам не проголосуешь. Это позволяет если не избежать, то хотя бы ослабить негативные эффекты группового влияния («огруппление мышления» и так далее).

Заранее заготовили карточки с оценками и поднимали их по команде. Результат голосования заносили в табличку, считали среднее арифметическое, по нему сортировали. Лучшие задачи вылезали наверх. Итог — в табличке. Оценку вели одним числом — от 1 до 5. В неё закладывались и трудоёмкость задачи, и ожидаемый эффект для SEO (читай «полученный для "Туту.ру" профит»).

Можно похоливарить на эту тему, но, по нашему опыту, когда голосуют опытные специалисты, знающие возможности разработки, этого вполне достаточно. Если одна из оценок выбивалась (например, все поставили четыре или пять, а один влепил «кол»), то последний обосновывал свою позицию, при желании любой мог пересмотреть свою оценку, но не более чем на один балл.

Оценки были такие:

1 балл: «Подождёт, как-нибудь потом».

2 балла: «Хотелось бы в течение полугода сделать».

3 балла: «Хорошая задача».

4 балла: «Перспективно, потенциально выгодно».

5 баллов: «Ааа!! Срочно, горим, как без этого можно жить!»

В итоге выбирали 10–15 задач из более чем 30

Пусть не удивляет количество: при разработке одной точки роста выплывает две–три и более задач.

Через две–три недели специалист, чей раздел «продвигали», докладывал о результатах

Какие задачи сделаны и какой профит получен (если его удавалось оценить).

Результат — отличный. За полтора года мы провели уже пять таких SEO-спринтов. Конечно, этот подход подойдёт не всем компаниям, успешно реализовать его получится тоже не у всех. Поначалу лезли самые разные подводные камни, но последние два спринта были уже очень гладко организованы.

Разница с «одинокими» подходами — налицо. Когда SEO-специалист — одиночка, то и сам команду не соберёшь, опыт надо где-то мучительно получать (а тему одиночкам мало кто «палит»). Также в команде можно быстро делать большие задачи — это прямо дикий кайф от решения.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Юрий Титов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 13, "likes": 36, "favorites": 95, "is_advertisement": false, "subsite_label": "seo", "id": 58894, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 19 Feb 2019 10:14:56 +0300" }
{ "id": 58894, "author_id": 255972, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/58894\/get","add":"\/comments\/58894\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/58894"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199127 }

13 комментариев 13 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
1

"Мозговой штурм" в инхаусе, на регулярной основе - годно. А как при таком подходе выстроен KPI seo-шника (результативность)?

Ответить
3

Конечно мы смотрим за видимостью сайта в поисковых системах, за трафиком, за продажами через SEO-канал. Однако внедрение строгих KPI считаем не целесообразным: толковый сеошник сможет придумать способ как обмануть и накрутить любой KPI: мы пробовали придумать универсальный показатель эффективности - не получается. Всегда есть краевой случай, или даже несколько, когда каждый конкретный KPI не работает. Руководитель же, если он погружен в работу - всегда знает, кто из его сотрудников работает на полную, а кто работает "спустя рукава".

Ответить
0

а разве нельзя ДЛЯ КРУПНЫХ ПРОЕКТОВ kpi seoшника выстроить по позициям ключей, конечно если семантикой занимается не сам исполнитель?

Ответить
0

Наиболее эффективным как раз является составление семантического ядра именно тем сеошником, который и продвигает сайт/раздел. Вам же эти фразы и продвигать потом - вначале нужно трезво оценить, приведут ли найденные фразы целевую аудиторию, понять какие страницы оптимизировать (новые или существующие), оценить трудоемкость работ (и их целесообразность), и т.д.

Ответить
0

Не плохо. Молодцы. Командная работа рулит! Интересно сколько выходит по финансам, или один сеошник или целая команда?

Ответить
2

Зарплаты раскрывать не готов, это не в правилах компании. Но хороший специалист не будет работать "ниже рынка". А дальше умножайте на размер вашей команды.

Ответить
1

В Бездну список! Лучше расскажите что и как делаете. Всё таки Туту - не совсем типичный проект.

Ответить
0

авиасейлс круче

Ответить
2

Очень конструктивная критика.

Ответить
–1

Статья полная вода. Нету никакой инструкции что и как делать. То есть алгоритм шагов. На что нужно обращать внимание, что нельзя делать, что можно делать или исправить и как? Какие коды или скрипты нужно применять? Так что автор шалапунь.

Ответить
0

А ключ от квартиры где деньги лежат?

Ответить
0

Круто. Возьмете в команду?

Ответить
0

Какой-то извращенный мутант Scrum'а. Автор, хоть бы первоисточник "своих идей" указал — методологии Agile, Scrum. Кому интересно - почитайте "scrum революционный метод управления проектами" джеффа сазерленда.

Там и воды не будет, и идей для реализации/вдохновения куда больше.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }