Как запустить свой Netflix? (часть 1)

Netflix сегодня — не только пример успешной компании по производству и стримингу контента, но и мечта многих — создать свой маленький онлайн-кинотеатр, который будет приносить несколько миллиардов долларов ежегодно.

С чего начать, что необходимо знать и почему для запуска своих видеостриминговых сервисов не стоит создавать «велосипед», а можно воспользоваться существующими профессиональными сервисами по работе с видео, разобралась команда Kinescope.

Что такое онлайн-кинотеатр сегодня?

Современный онлайн-кинотеатр – сложная экосистема связанных между собой сервисов и приложений. Это уже не просто сайт или апп в смартфоне, куда загрузили библиотеку фильмов. Масштабы сервисов и требования пользователей сделали из того же Netflix не только глобальную развлекательную, но и технологическую IT-компанию, которая должна вовремя адаптироваться ко всем трендам. Один из них – просмотр контента на больших экранах дома. И это только с первого взгляда простая задача.

Больше, качественнее и “умнее” становятся не только смартфоны, но и домашние телевизоры. Смарт-системы позволяют реализовывать самые разные функции, например, интуитивное управление пультом в виде указки, голосовые интерфейсы управления TV, как полноценным развлекательным центром, куда в том числе интегрируется множество технологий: умный дом, всевозможные виджеты и приложения. Ко всему этому должны адаптироваться и системы онлайн-кинотеатров.

Требования к идеальному кинотеатру

На данный момент можно выделить пять основных технических требований к идеальному онлайн-кинотеатру, чтобы он закрывал основные потребности пользователей и грамотно работал технически.

Кроссплатформенность

Сервис должен работать на разных типах устройств и быть одинаково эффективным на смартфонах, смарт ТВ, а также на игровых и OTT приставках, которые уже давно превратились в полноценные медиакомбайны.

Что это значит на практике? Пользователь должен иметь возможность начать смотреть контент на одном устройстве, а после бесшовно перейти на другое с сохранением удобства интерфейса. Для реализации необходимо постоянное тестирование работы сервисов на клиентских устройствах. Если мы говорим о крупных игроках на рынке OTT (метод предоставления видеоуслуг через интернет, которым пользуются большинство онлайн-кинотеатров), то зачастую их отделы тестирования оснащены двумя типами стендов:

  • Физический стенд – проверка работы на реальных устройствах, которую невозможно провести с помощью эмулятора. Так, для теста, например, на телевизоре Samsung 2014 года, нужно физически иметь телевизор Samsung 2014 года.
  • Виртуальный стенд – дистанционная проверка работы на устройствах. И здесь зачастую нужен дополнительный подрядчик, например BrowserStack и Selectel. С помощью них возможно протестировать работу сервиса или приложения на большем количестве устройств - прежде всего мобильных, которые установлены в ЦОД.

При совмещении физического и виртуального стендов и автоматизации тестирования возможно обеспечить бесперебойный процесс поставки в самых различных пользовательских сценариях.

Качество контента

Раз уже и в YouTube можно смотреть видео в 4K, то в онлайн-кинотеатре это опция должна работать обязательно. Люди привыкли потреблять контент в хорошем качестве и чувствуют, если с картинкой что-то не так. Подобные требования и к звуковым дорожкам. Также с каждым годом все больше людей смотрят фильмы с субтитрами. Для этого необходим отдельный технический инструмент внутри платформы.

И далее требования к качеству будут только расти – 6к, 8к, 114к (шутка, но это не точно). Соответственно онлайн-кинотеатр должен уметь работать с таким большим объемом данных вне зависимости от геолокации и возможной скорости трафика.

Адаптация к сетевым условиям

Третья проблема которую должен решать онлайн-кинотеатр – работа в разных сетевых условиях и в разных локациях. Раньше это не было так актуально, но сегодня, особенно, если мы говорим о мобильном смотрении, с этим необходимо работать. Переход пользователя из одной сетевой среды в другую должен быть максимально бесшовным и незаметным для абонента. Ведь в рамках одного офиса или торгового центра могут работать сразу несколько точек доступа, между которыми может переключаться устройство пользователя. Плавно адаптироваться необходимо и в случае перехода, например, с мобильной сети на Wi-Fi подключение.

Стабильность работы при VPN

Использование VPN – отдельная боль сервисов, где присутствуют региональные ограничения. В случае с онлайн-кинотеатрами, это лицензирование контента для разных стран. Например, тот же Netflix активно борется с сервисами, которые могут изменить локацию пользователя.

Но так или иначе, это данность и с ней надо работать. А значит, необходимо тестировать, как себя поведет сервис со включенным VPN на устройстве, не снизится ли скорость стриминга и так далее.

Система рекомендаций

Большинство проектов, которые связаны с профессиональным видеоконтентом проваливаются из-за отсутствия эффективной системы рекомендаций.

Развлекательные приложения приучили пользователя, что за интересным роликом или постом будет контент не хуже. Часто администраторы онлайн-кинотеатров решают эту задачу с помощью постоянного обновления и ввода новых подборок с фильмами по жанрам, году выпуска и так далее. Алгоритмы тоже могут прийти на помощь в этом вопросе. Первый вариант – простая предложка с лентами, которые снял тот же режиссер или где снимается актер из предыдущего кино. Вариант посложнее – использование пользовательской базы. Например, Иван Иванов посмотрел фильмы “А”, “Б” и “В”, а Сергей Сидоров “А” и “Б”, таким образом система может сделать вывод, что Сергею понравится фильм “В”. Также помогает система пользовательских рейтингов и коллабораций с сайтами, где можно увидеть рейтинги фильмов.

Виды и способы монетизации

Для роста и развития любого бизнеса нужен доход. В случае с онлайн-кинотеатрами его обеспечивает монетизация и здесь есть несколько направлений, как ее настроить внутри системы:

  • продажа бандла: вместе с услугами мобильной связи или домашнего интернета продается доступ к онлайн-кинотеатру;
  • классическая подписка – ежемесячные списания за полный доступ к библиотеке сервиса;
  • транзакционная модель – покупка или аренда конкретного фильма;
  • рекламная модель – показ коммерческих вставок внутри сериала или фильма. Обычно есть возможность за дополнительную плату отключить показ рекламы.

Также некоторые сервисы предлагают гибридную модель, например, подписка на основную коллекцию + аренда или покупка “горячих” релизов.

В первой части материала мы разобрались, какие вызовы стоят перед создателями онлайн-кинотеатров. В следующей части текста мы рассмотрим онлайн-кинотеатры с точки зрения технологий, расскажем про плюсы и минусы использования собственного и стороннего видеоядра, а также поделимся клиентским кейсом по реализации задачи: как создать свой Netflix?

Так что не забудьте подписаться на блог Kinescope и тогда точно не пропустите публикацию.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Barone Rosso

Сразу видно, экспертно, раз ни слова ни полслова о такой маловажной составляющей как CDN.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Павлычев

Спасибо за комментарии, как CDN оператор мы не могли про это забыть, просто статья из двух частей и во второй как раз оно есть 😉

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

Будем ждать

Ответить
Развернуть ветку
Платон Щукин

😀

Ответить
Развернуть ветку
Роман Величкин

Наверное ещё расскажут

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

А подушнить хочется уже сейчас 😔

Ответить
Развернуть ветку
Бодя Мельник

Хотел Нетфликс, а получился очередной Кион...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Павлычев

😁 эх не все же сразу.. надо помучиться) если серьезно, то мы разбираем кейз MVP стримингового сервиса тут, Netflix это конечно технологический гигант

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Мяснов

Никогда не задумывался о том, как сложно поддерживать стабильность и качество онлайн-кинотеатра в различных условиях

Ответить
Развернуть ветку
Just Michael

Это зависит от алгоритмов перекодировки на лету

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

"транзакционная модель – покупка или аренда конкретного фильма"...
Когда сервис Кинескоп сможет предложить это своим пользователям ?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Павлычев

Добрый день, Лев. Платежные интеграции есть в нашем бэклоге, однако для онлайн кинотеатров это одна из основных составляющих и они в большинстве случаев подключают мерчант напрямую

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Вот, даже крипто-депутаты рассказывают про партнёрские программы для онлайн-кинотеатров !
( Андрей Алистаров ( ака Железная ставка ) считает господина Захаркина крипто-обманщиком).
Почему Кинескоп не разрабатывает партнёрские программы для зрителей ?
https://www.youtube.com/watch?v=rkTxouUJF2E

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда