Не пойти ли и нам в интеграторы?
В конце прошлого года в российской ИТ-отрасли всерьез заговорили о возможном появлении государственного интегратора – организации, которая создавала и продвигала бы решения глобального масштаба в интересах государства.
Надо понимать, что это не какие-то точечные решения, а комплексные, работающие в тесной интеграции друг с другом. Чтобы выполнять такие задачи, от интегратора требуются профессиональные знания приемов управления базами данных, создания программных комплексов, обеспечения безопасности сети и отдельных приложений, методов виртуализации и так далее.
Преимущества привлечения профессионального интегратора очевидны: процессы разработки решений ускоряются благодаря привлечению новых технологий, современных инструментов, налаженным связям между участниками процесса.
Однако какой конкретно государственный ИТ-интегратор может появиться в России, пока не совсем понятно. Будет это госкорпорация или коммерческая организация?
Если речь идет о госструктуре, то не вытеснит ли она полностью частные компании с рынка и не упадет ли из-за отсутствия конкуренции уровень всей отрасли? Одна из главных задач российского правительства – обеспечение успешного процесса импортозамещения. Но, как считают эксперты, проблема не в том, что коммерческие ИТ-интеграторы не хотят внедрять отечественную продукцию, а в том, что в основном она уступает в плане качества зарубежным решениям. Трудно заставить грамотных людей пользоваться таким продуктом. Даже если заставить его купить.
Вариант с полностью коммерческой структурой в роли интегратора, конечно, маловероятен. Но возможны нюансы. Потребность государства в ИТ-специалистах велика, нужны десятки тысяч профессионалов. Так что единому госинтегратору придется включать в свой состав и другие компании, наделяя их финансовыми и техническими ресурсами, методиками и задачами.
Одной из таких компаний вполне мог бы стать «Реактив». Мы прошли долгий путь, давно доросли до реализации проектов федерального масштаба. Естественно, хотим двигаться вперед.
Например, серьезно заняться проектом государственного колл-центра. Представьте сервис, который может принять сообщение любого россиянина, обработать, перенаправить, ответить на вопросы, записать на прием и прочее. Единый номер для государства, охватывающий максимальное количество вопросов. В будущем к этому сервису можно подключить голосовых помощников.
Пока это только мысли. И вопросов по поводу системного госинтегратора больше, чем фактов. Но предпосылки для продолжения работы в этом направлении есть. Новый премьер-министр РФ Михаил Мишустин, будучи на посту главы ФНС, серьезно развил ИТ-инфраструктуру налоговой службы. Скорее всего, от него будут ждать аналогичных решений в рамках всего государства.
Пора бы признать, что государство не очень эффективно расходует средства как на свое содержание, так и на реализацию проектов.
Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог-3» разрабатывалась специалистами ФНС с 2016 года и заработала в полную силу к концу 2019 года. На её создание из бюджета было потрачено почти 2 млрд рублей, в разработке участвовал 131 подрядчик.Подразделение внутри какой-то структуры занимающейся внутренними разработками - норма. Здесь можно достичь какой-то эффективности и достаточной гибкости.
Госинтегратор, это лишняя прокладка, на мой взгляд. Просто дыра, куда можно сливать бюджет. Уничтожение конкуренции в этой сфере. Хотя это и соответствует текущим тенденциям. Совок 2.0
Вот выдержка из статьи о разработке АИС "Налог-3", за которою, в том числе, так хвалят Мишустина:
Куда денется это огромное количество подрядчиков в случае сценария с госинтегратором?
Я участвовал в опыте вывода it-службы из гос организации на аутсорс, в конечно итоге это привело к большим проблемам в решении вопросов жизнедеятельности организации, и необходимости сменить подрядчика. А просто так сменить нельзя, в итоге организация пошла на осознанный риск с фальсификацией результатов тендера, чтобы выиграла дружественная организация, обеспечивающая более высокий уровень сервиса. Вместе с этим организация получила долгое судебное разбирательство. В конечно итоге всё закончилось тем, что организация вынуждена была вернуть всё на свои места и снова сформировать службу внутри компании, отказавшись от подрядчиков.