{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

DingDong — продукты за 29 минут с оценкой $1 млрд

Лучший способ запустить стартап — клонировать уже успешный: награда сравнима, а рисков на порядок меньше. Смотреть лучше всего на США и Китай, две крупнейшие мировые экономики.

Западные проекты в целом понятны, менталитет ближе, да и английский знают все. А вот что-то из Китая просачивается совсем редко, а зря.

DingDong — китайский аналог «Яндекс.Лавки». В спальных районах открываются мини-склады с продуктами. Покупателей на них не пускают, зато курьеры очень быстро доставляют в пределах района. Объявленный максимум 29 минут в реальности даже быстрее.

Ассортимент небольшой, но достаточный (1700 товаров), и очень много овощей. Минимальный чек $4, доставка бесплатна, цены обычные.

Уже открыто 550 точек в 6 городах, половина находится в Шанхае, самом густонаселенном городе Китая. Пекин — второй по числу жителей, в нем закрепился конкурирующий Miss Fresh. Оборот за прошлый год $720 млн, из них $100 млн за декабрь.

Китайские метрики прекрасны:

  • Маржинальность 30% до расходов на аренду, курьеров и все остальное.
  • Средний чек $7,5.
  • Пропадает 1–2% продуктов.
  • На один склад приходится порядка 1000 заказов в день.
  • Их выполняют 10 сборщиков и 20 курьеров.
  • Средний пользователь совершает 2 заказа в неделю.
  • 40% пользователей остаются с сервисом даже спустя 1,5 года.

10% всех заказов DingDong приходит из Ele.me (китайского Delivery Club), и эта доля растет. Общая система лояльности и маркетинг — все как положено.

Более того, курьеры Ele.me помогают с доставкой в часы пик — они отличаются от времени ужинов и обедов. А внутри собственного приложения кроме заказа продуктов можно выбрать рецепт — и сразу купить ингредиенты.

Компания запустилась в 2014 и занималась сначала совсем другим бизнесом. Пробовала построить локальную социальную сеть (а-ля NextDoor или «Яндекс.Районы»), предлагая в ней локальные же o2o-сервисы: объявления, уборка квартир от партнеров, доставка продуктов из чужих магазинов, местная барахолка.

В 2017 поняли, что лучше всего летит именно доставка продуктов — только доставлять надо из своих магазинов, максимизируя маржу. Отказались от всего остального, переименовали компанию — и оцениваются теперь в более чем $1 млрд.

Похожий MissFresh запустился в 2014, но сразу с правильной бизнес-моделью. За все время привлек $1,3 млрд — можно считать, что оценка $3–5 млрд. Большие ритейлеры (Hema не в счет) хоть и экспериментируют с доставкой, но пока только обычной (с большого склада, с большим минимальным заказом и на следующий день).

Как минимум, можно сделать вывод, что бизнес-модель — не winner-takes-all в масштабах страны, и нового игрока вполне можно запускать в отдельном городе вроде Липецка или Воронежа.

Я пишу о стратегии и инвестициях на примере Китая в Facebook и в Telegram-канале, подписывайтесь.

0
3 комментария
Эллаз Исмаилов

В Питере и Москве тоже во всю уже набирает обороты аналогичный проект - «Самокат» 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Vlasov

Вот вопрос. E-grocery будет захватывать подземку, начнут расхватывать цокольные помещения и гнаться за дешёвым квадрантным метром? Кто, что думает?

Ответить
Развернуть ветку
Aleks Zotov

По сути, в таком бизнесе твоими конкурентами становятся все магазины "у дома" особенно сетевые, вроде "Пятерочки". С учетом кучи стартапов по доставке из них, все плюсы сервиса пропадают. Ценой с сетевиками на старте соревноваться смысла нет, а работать на удаленные районы где нет таких магазинов, вылетишь в трубу по цене доставки.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда