{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Транспортная логистика для дистрибьюторов

Практически каждая FMCG-компания сталкивается с двумя главными вопросами при организации доставок: обеспечение высокого качества клиентского сервиса с одной стороны, прогнозирование и минимизация транспортных затрат - с другой.

Высокое качество сервиса — это прежде всего отсутствие опозданий, из-за которых ассортимент торговых сетей вовремя не пополняется, выручка от продаж падает, а дистрибьютору зачастую приходится нести дополнительные расходы в виде штрафов.

Рассмотрим основные причины опозданий:

❏ Не учитывается время простоя автомобилей на складе при загрузке

❏ Автомобили загружаются неоптимально (отправляются полупустыми)

❏ Не учитывается время разгрузки на точках доставки

❏ Не учитывается дорожная обстановка (пробки) и метеоусловия

❏ Нет возможности учесть пожелания клиентов по времени доставки

❏ Не отслеживается местонахождение машин в течение дня

Для того чтобы улучшить сервис и перестраховаться от опозданий, логист старается отправить на маршруты большее количество машин. Это, в свою очередь, значительно увеличивает затраты на топливо, амортизацию и оплату труда водителей. Нужно понимать, что при ручном планировании логист не может рассчитать достоверный пробег и график движения, а следовательно, и получить точный прогноз по затратам. Именно поэтому все старания улучшить клиентский сервис приводят к росту затрат, в то время как попытки оптимизировать затраты - к ухудшению качества обслуживания. Для комплексного решения обеих задач при планировании работы автотранспорта необходимо учитывать в различных комбинациях десятки ограничивающих факторов. Такой объем вычислений в считанные минуты может выполнить любой логист по транспорту, в управлении у которого находится облачная TMS Муравьиная логистика.

Для примера рассмотрим результаты нескольких способов планирования маршрутов, которые пользуются спросом у дистрибьюторов:

❏ Динамическое планирование

❏ Планирование по группам точек

❏ Планирование с учетом совместимости товарных групп

Для каждого способа выполним 2 модели расчета: с оптимизацией по расстоянию и с оптимизацией по затратам. Расчеты будут выполняться с условием недопустимости опозданий в точки, перегрузки машин и переработки водителей. При расчете будет учитываться вместимость и стоимость транспорта, а также прогноз дорожной обстановки (пробки).

Составим небольшую заявку на 300 торговых точек для города Москва со следующими ограничительными параметрами:

1. Склад

1.1. Время работы: 07:00 - 20:00

1.2. Перерыв: нет

1.3. Время загрузки: 30 мин.

2. Транспортное средство

2.1. Количество транспортных единиц: 30

2.2. Шаблон маршрута: склад – торговые точки – склад

2.3. Время работы: 07:30 – 17:00

2.4. Перерыв: нет

2.5. Тип машин: легковой (до 3,5т.)

2.6. Грузоподъемность: 0,5/1,5 т.

2.7. Стоимость ТС:

Топливо и амортизация 1 км. – 3,7/5,6 у.д.е.

Водитель 1 час – 170/220 у.д.е.

3. Торговые точки

3.1. Время работы: 08:00 – 16:00

3.2. Перерыв: нет

3.3. Время разгрузки в точке: 10 мин.

3.4. Вес доставляемой продукции: 8791 кг.

Динамическое планирование

При динамическом планировании система управления транспортом Муравьиная логистика берет все точки доставки и формирует из них оптимальные маршруты с учетом всех имеющихся ограничений. При таком способе планирования ручное вмешательство логистов сведено к минимуму, но допускается при корректировке уже спланированных маршрутов. Логист может задавать приоритетность посещения VIP-клиентов, добавлять или удалять точки, переносить точки доставки из одного маршрута в другой.

Рис. 1 Торговые точки на карте перед началом планирования

При динамическом планировании система рассчитала 12 маршрутов, с общим пробегом 1145 км, длительностью 98 часов и средней загрузкой автомобилей 55%. Расчетная стоимость доставки – 26985 условных денежных единиц.

Таб. 1 Результаты динамического планирования

Планирование по группам точек

Для ряда компаний актуально планирование маршрутов доставки с разделением торговых точек на группы. Например, для доставки больших партий товаров в крупные супермаркеты требуются более вместительные автомобили, в то время как развозку небольших заказов в локальные магазинчики выгоднее выполнять маневренными легковыми фургонами. В систему Муравьиная логистика внесем 2 группы торговых точек: «Общая» и «Супермаркет», после чего закрепим за ними соответствующие автомобили. В заявке такие группы отобразим для наглядности различными фигурами.

Рис. 2 Фигуры групп торговых точек на карте перед началом планирования

Результаты расчетов представим в сводной таблице. Сразу бросается в глаза увеличение количества задействованных автомобилей, пробега и общей длительности маршрутов. И это вполне логично, так как было добавлено новое ограничение при расчетах. Увеличилась плотность загрузки транспорта до 73% — это связано с тем, что на маршруты выехало больше автомобилей малой вместимости. Расчетная стоимость доставки также увеличилась на чуть больше 4%.

Таб. 2 Результаты планирования с учетом групп торговых точек

Планирование с учетом совместимости товарных групп

Дистрибьюторы продуктовой группы товаров при планировании маршрутов доставки часто сталкиваются с необходимостью подбора транспортных средств с учетом совместимости типов грузов между собой и автомобилями. Например, мясную группу товаров нужно перевозить исключительно в рефрижераторах, в то время как для перевозки других продуктовых групп подходят любые автомобили с закрытым кузовом. Для данного примера в TMS заведем две товарные группы: «Общая» и «Заморозка». Далее загрузим заказы с товарами, отмеченные признаком соответствующей группы и отметим транспортные средства, предназначенные для перевозки той или иной товарной группы. Выполним расчеты.

Рис. 3 Пример сформированного маршрута для товарной группы “Заморозка”

Сведем результаты обеих моделей в таблице. Так как системе было поставлено условие расчета маршрутов с учетом совместимости грузов и машин, то результаты менее экономичны, чем при динамическом планировании, зато каждая группа товаров доставляется автомобилями, оборудованными соответствующим образом.

Таб.3 Результаты планирования с учетом совместимости товарных групп

Итоги

Конечно, планирование маршрутов доставки для дистрибуции не ограничивается представленными тремя способами, но как показывает опыт, именно эти три способа мы чаще всего настраиваем дистрибьюторам FMCG. Определить, какой из них лучше, однозначно нельзя, так как это зависит от специфики компании и организации бизнес-процессов.

Если Вы решили внедрять в работу TMS, но еще не уверены в своем выборе - начните с аудита Ваших фактических маршрутов. Это позволит Вам еще до заключения договора и первой оплаты определить, насколько компания и персонал готовы к внедрению TMS.

Аудит необходим также для того, чтобы подобрать оптимальный вариант планирования маршрутов с учетом специфики Вашего бизнеса.

В конечном счете Вы получите подробный отчет об аудите фактических маршрутов, что позволит построить прототип решения “как было и как будет” и рассчитать плановую экономию от внедрения TMS.

Вместе с отчетом заказчику предоставляется тестовый доступ к аккаунту Муравьиной логистики, в котором был выполнен расчет маршрутов. Заказать аудит можно оставив заявку на нашем сайте.

0
1 комментарий
Андрей Шмиг

Интересная статья.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда