Телемедицинские сервисы
Телемедицина начала активно развиваться в России с 2017 года. За это время спрос на дистанционные врачебные консультации вырос в целом по стране в 6 раз, не менее 10% россиян пользуются удаленными сервисами при обращении за медпомощью. Как сообщили в пресс-службе Страхового Дома ВСК только за 2021 год число онлайн приемов достигло 9,3 тысяч.
Сейчас многие медцентры предлагают клиентам собственные решения для проведения онлайн консультаций, однако в основном рынок развивается за счет телемедицинских агрегаторов, а также страховщиков, реализующих эту услугу в рамках полисов ДМС.
Предложения страховых компаний обладают рядом преимуществ – во-первых, телемедицина являются частью программы добровольного медицинского страхования, позволяющей пройти, при необходимости, очный прием. Во-вторых, у страхователей есть широкий выбор врачей, практикующих в разных лечебных учреждениях. Так, например, пациент из отдаленного региона может получить консультацию столичного известного врача.
Сейчас самыми востребованными специалистами в рамках телемедицины являются терапевты и педиатры, кроме того, последнее время заметно вырос спрос на онлайн-приемы врачей-психотерапевтов.
Анализируя текущее состояние российского рынка телемедицинских услуг, можно выделить три стратегии развития подобных сервисов со стороны клиник. Первая связана с созданием собственной телемедицинской платформы, где услуги оказывают штатные врачи клиники. Она может быть реализована в виде приложения или защищённого чата пациента с врачом.
Вторая возможность — партнёрство со страховыми компаниями для интеграции телемедицинских услуг в их продукты. В некоторых случаях клиника получает эксклюзивное право на оказание услуг застрахованным лицам. Чаще к одному страховому продукту подключены врачи из разных клиник.
Ещё один вариант — подключение врачей клиники к агрегаторам телемедицинских услуг, которые объединяют лучших специалистов по своим направлениям и предлагают пациентам записаться на онлайн-консультацию.
Большим плюсом использования телемедицинских агрегаторов является возможность обращения пациента к врачам, представляющим разные клиники. Во многих ситуациях получение альтернативного мнения другого специалиста даёт пациенту более объективную картину состояния здоровья. В свою очередь, пациенты, предпочитающие определённую клинику и выстроившие взаимодействие с конкретным врачом (например, при долгой истории лечения), за счёт телемедицины могут оставаться в зоне комфорта, связавшись со знакомым специалистом в период, когда очный приём невозможен, например, в отпуске.
Теоретически к сервисам телемедицины можно подключить врача любого профиля, что и делают некоторые страховщики, предлагая клиентам всеохватные полисы по принципу «всё включено».
Рассматривая юридический аспект оказания телемедицинских услуг в России, важно понимать, что по закону предоставлять такие услуги могут только профильные медицинские организации, имеющие лицензию на оказание традиционной медицинской помощи. Причём онлайн-консультации разрешено проводить только по тем видам медицины, которые в этой лицензии прописаны, говорит Анастасия Конаныхина, к.м.н., доцент, заведующая кафедрой инновационного медицинского менеджмента Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России
Правовые основы взаимодействия организаций, оказывающих телемедицинские услуги, и пациентов отражены в двух основных регламентирующих документах — Федеральном законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и «Порядке организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», утвержденном Приказом Минздрава России от 30 ноября 2017 г. № 965н.