Зачем компании Telegram-бот и как с ним работать
Дмитрий Анисимов, основатель проектов Painty и Planty о создании бота и о том, какие процессы в компании он может упростить
Технологии развиваются с бешеной скоростью, социальные сети и мессенджеры предлагают пользователям все новые и новые возможности. В частности, в мессенджерах можно создавать программы-роботы, которые будут общаться с пользователем. Уверен, что всем знакомы корпоративные боты в Viber, которые рассылают сообщения об акциях и скидках. Вроде бы, они должны стимулировать клиентов к новым покупкам, но на деле не вызывают у них ничего, кроме раздражения. Однако можно создать чат-бота не только для внешних, но и для внутренних коммуникаций, и во многих случаях он принесет ощутимо больше пользы.
Помнить расписание…
Наверное, в большинстве компаний есть сотрудники, которые часто бывают вне офиса, работа которых связана с большим количеством внешних встреч, фрилансеры, которых привлекают на проектную работу, или те, у кого свободный график. У нас, например, это фотографы, ассистенты-логисты и ведущие. Так же могут работать курьеры, водители-экспедиторы, страховые агенты, риэлторы, ремонтные бригады, визажисты, декораторы или даже врачи в частной клинике. Их график нужно координировать. Эту задачу может решить Telegram-бот. Возможно, вы сейчас думаете, зачем мне робот, если у меня есть классный администратор? Сначала мы думали так же, но оказалось, что для классного администратора находится много других задач, когда он не занят постоянной рассылкой. Когда проект стартовал в Питере, мы проводили 20 вечеринок в месяц. Сейчас мы проводим 180 в четырех городах, и все их координируют те же менеджеры, что и вначале.
На каждую нашу вечеринку выезжает три человека: ведущий, фотограф и ассистент-логист. Раньше менеджеры писали вручную каждому из них, когда и где нужно быть, что взять с собой и тратили на это массу времени. Когда мы решили автоматизировать процесс, рассматривали разные возможности, в том числе, например, Sms-пуши. Почему мы выбрали телеграм?
- Sms-пуши дорогие
- нельзя отследить, прочитал ли человек сообщение
- разработать бота можно быстрее и дешевле
- все рабочие и личные переписки ребят уже и так были в Telegram
Бота мы настроили так, что если адресат не сообщит о прочтении в течение 30 минут, менеджеру приходит письмо об этом, чтобы было время связаться с сотрудником по другим каналам. Кроме того, Telegram-бот может отправлять информацию об определенном событии исполнителям несколько раз: например, за неделю, накануне и за несколько часов до начала. В сообщение из базы компании может подтягиваться вся необходимая информация: дата и время события, что нужно сделать и что для этого взять с собой.
… и не только
Когда команда полностью освоится в работе с новым помощником, можно подумать о том, чтобы добавить функции. Какая информация может оперативно потребоваться вашим специалистам? Расписание мероприятий на неделю или месяц, типовые формы документов, контакты клиентов, презентации, портфолио — если систематизировать эти материалы, в случае необходимости их можно будет в любое время запросить через бота и моментально получить. Если данные нужны на компьютере, можно воспользоваться десктоп-версией Telegram. Боту можно отправлять данные, которые он будет фиксировать в 1С, например, остатки расходников, доставка товаров получателям и так далее.
Наши логисты, например, пишут ему, сколько чистых холстов осталось в запасе и сколько напитков заказали гости (во время вечеринки можно бесплатно заказать бокал вина или шампанского). Сотрудники со сдельной оплатой труда могут узнавать у него, сколько заработали в этом месяце, а руководители — получать ежедневные микроотчеты о финансовых показателях. Например, наш бот каждый день сообщает мне, какие продажи по четырем городам были сегодня и ровно неделю назад, это помогает следить за динамикой.
Техническая часть
Даже если не умеешь кодить, можно самому сделать бота с помощью сервиса наподобие chatfuel. Однако большинство таких сервисов хорошо подходят для создания программ, которые имитируют диалог с живым человеком и ведут переписку разнообразным языком, понимая обширный словарный запас собеседника. Это идеально, если нужно, например, общаться с клиентами вместо поддержки. Но если ваша цель — создать большое дерево односложных команд, на которые бот будет реагировать, лучше обратиться за помощью к разработчику. Наш разработчик написал бота на питоне, используя библиотеку pyTelegramBotAPI. На создание первой версии, в которой было только расписание, потребовалось около двух недель, остальные функции добавляли постепенно в течение года. Для того, чтобы внутренняя информация никуда не «утекла», бота лучше запаролить — тогда начать общаться с ним можно будет только после введения логина и пароля.
На самом деле, можно использовать ботов не только для внутренней коммуникации. Большинство положительно реагирует на них.
Примеры: Бот для бронирования стола в кафе/кальянной.
По нашему опыту, люди очень охотно бронируют именно без взаимодействия с живым человеком. Зачем с кем-то общаться, если можно выполнить целевое действие, нажав три кнопки?)
Мы используем ботов прямо как посадочные страницы, очень «заходит» подобный метод)
Боты для первого контакта в техподдержке - идеально. Не знаю почему это не популярно. Если все грамотно составить, то получится, что чуть ли не половину запросов может решить хороший бот
Вот именно! ;)
На чем разработан бот? Plz
На питоне
Чат бот.... хорошее название для командной строки придумали)
Реальные примеры бы.
добавили пару скриншотов)
Если интересует, могу помочь и с примерами, и с разработкой чат-бота для бизнеса. Вплоть до запуска полноценной воронки продаж на основе работы чат-бота
а можете на такой вопрос ответить? есть в городе сеть салонов косметических услуг, в ней клиентам дают контакты бота, через которого потом можно найти ближайший салон и записаться на время. вещь удобная, не спорю, но как узнать, моему салону (не сети) имеет смысл в финансовом плане заводить такого бота?
К сожалению, такого я не смогу сказать. Потому что во-первых, я не знаю ваших финансовых показателей. А во-вторых, не знаю, во сколько обойдётся вам чат-бот.
Но могу сказать, что Вы правильно заметили, это удобно - когда актуальная таблица со свободными часами в косметическом салоне, парикмахерской, массажной всегда под рукой. Это повысит возвращаемость тех, кто был в вашем салоне в первый раз.
Плюс к этому, так как чат-боты - это пока ещё этакая диковинка, бот будет расходиться по сарафанному радио и приносить вам новых клиентов. Что-то вроде: Слушай, я вчера была у своего косметолога, смотри, какая прикольная штучка у них есть! :)
Дополнительно вы можете периодически устраивать рассылку с полезной или просто интересной информацией из сферы косметологии - это повысит лояльность ваших клиентов и снизит вероятность их ухода к конкуренту.
Я уже не говорю о том, что можно сообщениями стимулировать клиентов внепланово посетить ваш салон, когда у вас началась акция, появилась новая услуга...
хм... интересно, интересно...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором