{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Сравниваем 1С.Аналитика и Business Intelligence. Что выбрать?

Небольшой обзор-сравнение 1С.Аналитика и BI-систем. Нужно ли стремиться внедрять бизнес-аналитику или можно сделать апгрейд 1C?

Привет VC! На связи Михаил Рябцев CEO и основатель Интеллект для бизнеса. Так получается, что в последнее время меня тянет на сравнения-обзоры технологий, с которыми мы работаем. 

TOP3 вопросов о BI-системе от наших клиентов:

1. Чем полезна BI система кроме "веселых и красивых" картинок?

2. Зачем BI система если у нас уже есть 1С?

3. Какие преимущества я получу в результате внедрения BI системы?

Для ответа на поставленные вопросы, предлагаем сначала определить место рассматриваемого нами ПО в рамках эволюционного пути развития аналитических систем.

Эволюция аналитических систем

I уровень аналитических систем

Базовый уровень аналитического ПО характеризуется внедрением в деятельность различных систем учета (Excel, 1С, другие ERP системы). На данном этапе закладывается основа всей последующей аналитики – проводится стандартизация собираемых компанией бизнес-данных.

Собственники и высший менеджмент компаний понимают, что собираемые бизнес-данные являются ценным ресурсом для повышения эффективности процессов и прибыльности компании. В результате, формируется спрос на расширение функционала стандартного коробочного решения учетной системы (например, 1С) различными финансово-экономическими отчетами и дополнениями.

Следует отметить, что на этапе анализа накопленных бизнес-данных, учетные системы (включая 1С) начинают демонстрировать предел своих возможностей и производительности. На движке учетной системы – сквозную и расширенную аналитику реализовать не получится. Осознавая это, компания 1С в 2021 году выпустила отдельное приложение для расширенной аналитики 1С.Аналитика.

Вместе с этим, продукту 1С.Аналитика предстоит пройти еще долгий путь развития, прежде чем ПО начнет конкурировать с зарубежными аналогами рынка систем Business Intelligence.

Сравнение учетных систем (на примере 1С) с BI-системами

Табл.1. Перечень поддерживаемых функций анализа данных для учетных систем (1С) и BI-систем.

Таким образом, основными недостатками учетных систем (на примере 1С) (с точки зрения организации расширенного анализа данных) являются:

  • Отсутствие функционала для объединения внешних источников данных;
  • Отсутствие инструментов обработки и стандартизации полученных данных;
  • Недостаточная (с точки зрения пользователя) гибкость (отсутствует возможность сквозной детализации и аналитики) и скорость работы;
  • Значительные трудозатраты и высокая стоимость разработки, поддержки и эксплуатации аналитических отчетов;
  • Необходимость наличия у пользователя навыков кодирования для изменения логики, структуры расчетов и отчетов.

II уровень аналитических систем

Реализация второго уровня аналитического ПО сопряжена с применением BI-систем, специализирующихся на расширенном анализе данных. BI-системы включают в себя:

  • Набор инструментов для объединения нескольких внешних источников данных;
  • Инструменты обработки и стандартизации полученных данных;
  • Инструменты для организации сквозной аналитики данных;
  • Инструменты статистического анализа;
  • Возможность анализа данных с помощью специализированных библиотек языков R и Python;
  • Анализ данных и построение прогнозов с использованием технологий машинного обучения.

Использование указанных инструментов позволяет компаниям извлекать больше полезной информации о рынке, конкурентах и клиентах, что позволяет им более эффективно реагировать на складывающуюся рыночную конъюнктуру и повышает их прибыль.

III уровень аналитических систем

Внедрение аналитических систем III уровня сопровождается построением экономико-математической модели работы компании, и использованием для ее решения, - специализированных алгоритмов решения (решателей). Модель включает в себя необходимые данные учетных систем (I уровень), информацию о выявленных закономерностях и прогнозах (II уровень), логику, механику, и ограничения наиболее важных направлений деятельности компании.

Специализированные алгоритмы (решатели) анализируют всю полученную информацию о деятельности компании и разрабатывают подробный, максимально эффективный (с точки зрения целей компании) и синхронизированный по ключевым направлениям план ее деятельности на предстоящий период.

Использование инструментов математической оптимизации приводит к росту прибыли компании и снижению затрат. Эффективность данного инструмента значительно повышается с увеличением масштабов компании.

А теперь ответим на вопросы клиентов

Чем полезна BI система кроме "красивых картинок"?

  • Объединение различных источников данных;
  • Создание единой системы мониторинга и аналитики деятельности компании;
  • Сквозная аналитика данных (возможность детализации и обобщения данных до необходимого для анализа уровня);
  • Большой выбор визуализаций;
  • Высочайшая скорость обработки Big Data;
  • Использование алгоритмов искусственного интеллекта для анализа данных;
  • Снижение трудоемкости и стоимости в 3 - 5 раз (1С).

Зачем BI система, если у нас уже есть 1С?

  • Объединение различных источников данных;
  • Создание единой системы мониторинга и аналитики деятельности компании;
  • Сквозная аналитика данных (возможность детализации и обобщения данных до необходимого уровня);
  • Использование алгоритмов искусственного интеллекта для анализа данных;
  • Снижение трудоемкости и стоимости аналитической системы компании в 3 - 5 раз (1С).

Какие преимущества я получу в результате внедрения BI системы?

  • Объединение различных источников данных в единую систему мониторинга и управления главными направлениями и ключевыми показателями деятельности;
  • Мощный и гибкий инструмент для стратегического и операционного управления деятельностью на основании масштабных расчетов;
  • Подробные аналитические отчеты и информацию об имеющихся резервах для роста;
  • Защита и безопасность данных;
  • Защищенный доступ к информации с любых устройств в режиме online.

Вместо заключения

Подводя итог всего вышесказанного следует сделать вывод, что каждый новый уровень аналитического ПО использует свою особую технологию обработки данных, что предопределяет границы эффективности (удобство, производительность и стоимость) его использования.

В связи с этим, надлежащий анализ данных проще, дешевле и быстрее реализовать на специализированном движке систем Business Intelligence. Такие инвестиции обеспечивают возможность дальнейшего развития аналитики в компании, чего нельзя сказать об инвестициях в «усовершенствование учетных систем».

0
1 комментарий
Михаил Золотов

Как-то уж слишком однобоко) Попробую защитить 1С и поправлю Ваши неточности:

Таким образом, основными недостатками учетных систем (на примере 1С) (с точки зрения организации расширенного анализа данных) являются:
Отсутствие функционала для объединения внешних источников данных;

Функционал есть даже называется "Внешние источники данных"

Отсутствие инструментов обработки и стандартизации полученных данных;

Не совсем понятно что подразумевается, но на мой взгляд 1С - это и есть инструмент обработки и стандартизации данных

Недостаточная (с точки зрения пользователя) гибкость (отсутствует возможность сквозной детализации и аналитики) и скорость работы;

Все это есть в СКД и скорость работы приемлемая

Значительные трудозатраты и высокая стоимость разработки, поддержки и эксплуатации аналитических отчетов;

Трудозатраты и стоимость поддержки сопоставимы с аналогами, я даже считаю что эта стоимость меньше чем у зарубежных аналогов, а с учетом доступности специалистов за пределами МКАД выбор однозначно встанет за 1С

Необходимость наличия у пользователя навыков кодирования для изменения логики, структуры расчетов и отчетов.

Что-то даже не знаю где пользователь может "покодировать" вне конфигуратора. Все так же настраивается галочками и кнопочками

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда