Сервисы Ал
285

Яндекс-Дзен – искусственный интеллект на «ручном» управлении. «Аншлагов» больше не будет?

Листая ленту Дзена
В закладки

Все мысли и наблюдения, изложенные в этой статье, прошу считать лишь моим личным мнением.

Начиналось все хорошо, с юношеским задором и оптимизмом. Был громкий анонс и презентации аля-Джобс о том, что авторы смогут зарабатывать на платформе своим трудом, и их успех будет зависеть только от таланта и востребованности аудиторией. Многие откликнулись.

Процесс привлечения авторов, в первые месяцы, был необоснованно расточительным - сотни людей получали десятки тысяч рублей за то, что занимались копипастом. Лазейку прикрыли. Следующим под прицелом оказался рерайт, но уже выборочно. Не знаю, как обстоит дело сейчас, но ранее кто-то мог месяцами «монетизировать», и очень неплохо, чужие книги и мысли, а кого-то моментально брали за жабры.

«Мы не обсуждаем чужие каналы» - стандартный ответ технической поддержки (ТП) на возмущенные вопли: «Почему этим можно, а нам нельзя?»

Это был первый тревожный звонок. В группе ВК «Яндекс.Дзена» заговорили о «двойных стандартах» и выборочном подходе.

Несмотря ни на что, стали появляться авторы, которые своим авторским контентом и талантом завоевали популярность у читателей, не нарушая правил. Они поверили в то, что чем дальше, тем будет лучше. И больше. Главное, не лениться.

Наивные!

Первоначальная щедрость в виде «премирования» деньгами самых «талантливых» тоже долго не продержалась, потому что раздавалась весьма бессистемно, и проку от нее, в большинстве случаев, не было. Деньги просто проедались. Максимальный успех был у некоего архитектора, который вел и ведет, наверное, свой «дневник». Он устроил на полученные деньги ремонт квартиры, рассказав об этом. Получилась как бы передача «Квартирный вопрос» в Дзен-формате. Для Дзена и автора это был грандиозный успех. Лед тронулся!

В какой-то момент «Яндекс.Дзен», так мне показалось, столкнулся с дилеммой: появились и некачественные, но популярные каналы. Они явно не дотягивали до достойного уровня, даже технически, а народ у нас, в основной массе, не требовательный, и в качестве контента не разбирается. Но может читали таких авторов просто так, то есть ради потехи.

Эти каналы оттягивали ресурсы (показы и деньги), и оплачивать их деятельность не являлось эффективным вложением. Но ведь звали всех! И надо было красиво выйти из этой ситуации.

На помощь пришла активная борьба с кликбейтом, которая продолжается до сих пор. К ней присоединилась борьба с «контент-спамом» и «шок-контентом». Дело прекрасное, никто не спорит, но при оценке материалов, при желании и необходимости, всегда можно включить субъективность восприятия модератора.

Авторы испугались, и стали говорить о том, что если от вашего канала решили избавиться, то его уже ничто не спасет.

Стал Дзен и заложником собственных правил. Эротический контент формально можно, в отдельном разделе, с ограничениями, но если это произведение искусства, то репрессий не будет. Сейчас в Дзене много вполне успешных каналов, которые воспользовались этой лазейкой, и лента Дзена то и дело пестрит обнаженными нимфами, сатирами, девами, и прочими «шедевральными» сиськами-письками. На одном канале они чередуются с иконами. Авторы - богобоязненные люди, это заметно, и пытаются показать, что размещение каждого откровенного материал они пытаются замолить. Все понимают, что к чему, и для чего размещается такое искусство, но правила есть правила.

Попутно выяснилось, что алгоритм Дзена, оказывается, совсем не совершенное творение, по чьему бы образу и подобию он не создавался. Одних он банит и пессимизирует, а других – нет, при равных или почти равных исходных данных. Авторы быстро заметили, что очень часто карающий «алгоритм» заходит с одного из «технических» адресов Дзена, быстренько просматривает своим искусственным интеллектом статью (это видно в «вебвизоре»), после чего автор получает (или не получает) «ограничение».

Забегая вперед, скажу, что совсем уж тоскливо алгоритм стал демонстрировать себя совсем недавно, когда людям стали видны теги, автоматически им расставляемые. Если вы читаете Дзен, то просто обратите на них внимание, они идут в конце статьи. После прочтения, некоторые из них могут поднять настроение. Наверное, тексты должны быть очень простыми и примитивными, чтобы ИИ четко понимал, о чем в них речь. Мама мыла раму и т.п.

Мне «интеллект» «Яндекс.Дзена» напоминает «луноход», из романа «Омон Ра», Пелевина. То есть он как бы луноход, по официальным заявлениям, но на самом деле внутри сидит человек, который крутит педали, чтобы он мог ехать.

(Группа ВК «Яндекс.Дзена» – это место, в которой практически ни дня не бывает без претензий и ругани в адрес разработчиков и самой платформы. Ругань бывает обоснованной, и не очень. Такие отношения, иначе, чем «токсичными» не назовешь).

Пришло время, когда Дзен решил официально закрепить «двойные стандарты», дабы избежать лавины обвинений в них. Так появилась «Нирвана». Были определены критерии «качественного» контента. Какие они? Косвенно, об этом можно судить по каналами, приводимых в качестве примера, в группe ВК. Если интересно, то можете ознакомиться с ними, чтобы знать на кого равняться.

«Нирвана» - это «элита», которая существует для того, что остальные массы были в тонусе, и верили в то, что и они смогут пробиться туда, где миллионы показов и куча денег на счету. Схема классическая и не новая, как в истории с моделью, вылезшей из трущоб и ставшей звездой в Париже. Но есть проблема. «Нирвана» не бесстрастна. Равняется она не на показатели, и реальные достижения автора и его канала.

Для того, что оказаться в ней, прежде всего, надо приглянуться довольно молодому коллективу Дзена, у которого есть свои вкусы и взгляды. Могу дать совет. Делайте «прикольно»! Это самый простой путь. Вас пригласят выступить во время очередного «Дзен-понедельника», для мотивации тех, кто еще не в Дзене. И вы расскажите историю вашего успеха.

Но «понедельники», наверное, команде «Яндекс.Дзена» стоит взять и отменить, на данном этапе. После финальных нововведений они не вызовут у масс ничего, кроме раздражения, которое и так зашкаливает.

Нововведения просты.

Проведу аналогию с шоу-бизнесом. У вас есть аудитория, вы собираете залы, под 150 тыс. человек или больше. Вас любят, и чем дальше, тем больше. Бывают настоящие аншлаги! И тут приходит устроитель шоу, и говорит: «Ваша аудитория – не подходит вам. Она неправильная. Мы устроим самый качественный фейс-контроль, и будем пропускать на ваши концерты только самых лучших поклонников!» Вы удивляетесь. Зачем? А вот отвечают: «Вам будет лучше. Это для вашей пользы!» В итоге, к вам на «концерт» приходит 10 тыс. человек, а то и 5 тыс.. Остальных, скорее всего, не спросив их желания, перенаправляют к «элите» из «Нирваны».

Можно допустить, что все эти изменения в алгоритме вызваны не очень хорошим финансовым положением Дзена. И команда вынуждена как-то выкручиваться, чтобы не распугать авторов, которые, уверен, уже клянут тот день и час, когда связались с этой платформой, поверив в многочисленные заявления и обещания. На одних авторах «Нирваны» - далеко не уедешь. Основная аудитория Дзена - не хипстеры, простите, и воспитывались они не на комиксах и мемасиках. Получится ли у Дзена повернуть, упростить их сознание до уровня онижедетей? Успеют? До того, пока аудитория не начнет активно уходить? А придет ли ей на смену молодая? Неизвестно.

Есть старая истина: лучше не обещать, но исполнить, чем обещать, но не исполнить. Второе, это про Дзен. Сколько обещаний было «забрано» назад? Все это можно было бы понять, если б с людьми разговаривали не как с маленькими детьми, убеждая их, что все это делается для их же пользы, а более прямо и честно.

Что сейчас происходит с Дзеном? Есть стойкое ощущение установленного «потолка» показов, для тех, кто не в «элите».

Какую бы вы не написали статью, даже с самыми лучшими показателями, она быстренько слетит «вниз», без видимых причин. Аншлага - не будет! График «метрики» все больше похож на «мертвую» ровную линию. Новая статья дает небольшой «пик», но через пару часов часто все опускается ниже плинтуса, то есть до момента публикации.

Самый последний скандал, который устроили авторы, связан с «замораживанием» их средств на два дня, под эгидой борьбы с «мошенниками», которые именно сейчас почему-то и активизировались. Раньше «счетчик» показывал изменение баланса раз в час, а теперь будет раз в сутки, с запозданием на два дня. Кто-то уже кричит, что не досчитывается своих «копеек». Но это действительно мелочь, которая оттягивает внимание от основной проблемы - команда Дзен, а не аудитория решает, кому быть популярным. У нее эти рычаги, и она ими пользуется.

Можно сказать: вас никто не звал, вы сами пришли. Можно. Но на самом-то деле, звали, и громко. Люди бы поняли и финансовые трудности, и много чего еще, если бы ощущали хотя бы немного другое отношение к ним. Сейчас же они чувствуют себя идиотами, которым делают якобы добро, а они почему-то не могут понять его смысла.

Не знаю, что будет с этим видом ЯДа далее, но если кто-то учтет его ошибки и захочет реализовать подобное, то сама идея отличная. Многие авторы мечтают о новой платформе, на которой они смогут зарабатывать своим талантом, который оценивали бы читатели. Но редакционное модерирование тоже необходимо. Для отсева тех, кто особо и не сеет. В Дзене и с этим плохо до сих пор. В ленте мелькают каналы с материалами: «Лучшие цитаты…» т.п. Есть целые каналы, построенные на чужом труде, контенте, и вся задача автора – только собрать его. И у него даже есть шанс на «Нирвану».

Команда Дзена так много говорит о брендах, приглашает их на платформу. Вы замечаете их в ленте? Мне попался как-то давно канал WV на глаза, и он вроде еще живой. Да, живой. Проверил сейчас. Последний материал, на момент написания статьи, опубликован в конце октября. У него меньше 100 просмотров. Наверное, они делают, что-то не так. А может, сама платформа – не для них? Бренды должны выделяться из общей массы, быть особенными. В Дзене же происходит так: листает человек «ленту», как вот я сегодня, и видит заголовки: «Б.., что происходит», «Проклятые и убитые. Зерно на чердаке», «Чего можно достичь за год, занимаясь 15 минут в день», «Инвентаризация кота Беляшика». И посреди этого, такой же по формату карточкой идет со своим мегакрутым материалом мировой бренд? Ему это надо? Есть сомнения в этом.

Никита Белоголовцев любит повторять на Дзен-мероприятиях о том, что авторы должны следить за контентом. Чтобы все было максимально «няшно», как в Солнечном городе, населенными счастливыми коротышками, и чтобы никакого негатива! Ведь менеджеры-рекламодатели сидят и читают все статьи, и если хоть в одной из них, хоть в одном материале будет намек на негатив, то «нативки» автору не видать.

Никита, а может менеджеры и группу «Яндекс.Дзен» в ВК читают? С той же целью? И поэтому серьезных брендов особо и не видно?

Если бы давали премии Рунета за «токсичность» отношений с авторами, то конкурентов у Дзена сейчас, скорее всего, нет. Есть все шансы на победу. Вызывать столько негатива в свой адрес - задача сложная, но с ней команда справилась.

Кто-то в группе ВК разместил ссылку на вакансию - Дзен ищет PR-менеджера. Нужда в нем есть давно, это видно невооруженным взглядом. С аудиторией почти не ведется работа, на этом уровне.

Но работа пиарщика, каким бы профи он не был, будет эффективной лишь тогда, когда будет определенная стратегия, массово поддерживаемая пользователями платформы. Для этого надо сделать так, чтобы люди поверили в изначальные заявления. То есть, если они популярны среди своей аудитории, если их активно читают, если они не путают жи-ши с жы-шы и т.д., если у них действительно авторский контент, то у них должны быть более весомые шансы на успех, чем заявка в лотерею «Нирваны».

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Ал", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 7, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 52350, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 03 Dec 2018 16:52:53 +0300" }
{ "id": 52350, "author_id": 228183, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/52350\/get","add":"\/comments\/52350\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/52350"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 200396, "possessions": [] }

2 комментария 2 комм.

Популярные

По порядку

0

Яндекс дзен помойка, по сравнению с ним даже Рамблер класный пацан.

Ответить

0

У нее и 100 просмотров нет. Походу ты просто решил получить ссылку на свою статью.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }