История одной смелой гипотезы. Как мы проверяли социальную механику
Зачем люди делают ставки? Чтобы получить яркие эмоции. Сравните уровень эмоций двух людей: один смотрит футбол дома, а другой с болельщиками в баре.
(Текст подготовлен Лигой Ставок и «Эволюцией социальных решений» и впервые опубликован в блоге на Habr)
Все началось с гипотезы
Мы предположили, что если дать игрокам площадку для обсуждения спортивных событий, на которые они ставят или собираются поставить, выгоду от этого получат все — и сами пользователи, и бизнес. Первый вопрос для исследования звучал так: «Действительно ли у игроков есть потребность в социализации?». Чтобы ответить на него, мы поговорили с пользователями напрямую.
Оказалось, что многие игроки обсуждают ставки и делятся эмоциями от процесса с друзьями и коллегами — как офлайн, так и онлайн. Но не всегда есть возможность найти собеседника здесь и сейчас, так как знакомые могут быть заняты своими делами и просто недоступны для общения. Соцсети тоже не помогут: слишком легко встретиться с осуждением или наткнуться на мошенников.
Также в ходе интервью мы пришли к выводу, что помимо общения и обмена эмоциями пользователи нуждаются в советах. Не хватает поддержки: ставить ли на эту команду? какую сумму? что выбрать: голы или карточки? фору или тотал? А те, кто ставит уже давно, хотят давать советы и почувствовать себя экспертами.
Интеграция
Потребность в общении оказалась всепоглощающей, и мы решили дополнить наш сервис социализацией и посмотреть на результат.
Самим разрабатывать подобную площадку долго, это требует больших ресурсов, а после запуска требуется круглосуточная модерация чатов. Оценив все это, мы пригласили компанию-профи в социальных механиках — «Эволюцию социальных решений».
«Эволюция социальных решений» — это white-label, который позволяет бесшовно встроить в любую платформу инструменты социализации для общения текстом или голосом и кастомизировать их. Так пользователи получают возможность обсуждать контент, который их интересует, и создавать вокруг этого обсуждения сообщества.
Тестируем гипотезу ценности
За месяц мы интегрировали на сайт первую версию чата в формате MVP и начали в формате А/В теста наблюдать за метриками.
Пилот показал классные результаты. Пользователи стали активно вовлекаться:
— 50 % пользователей, которым открыт чат, написали в него хотя бы один раз; — 10 % стали заходить в чат регулярно.
Выросли и бизнес метрики. В рамках А/В тестирования на 10 % увеличилось количество ставок на человека и число дней, когда игрок заходит в приложение.
То есть решение оказалось правильным не только с имиджевой точки зрения, но с точки зрения продукта и бизнеса.
Масштабирование
Подтвердив базовую гипотезу, мы начали думать над масштабированием. Как вовлечь в чат большую аудиторию?
Поэтому мы снова пошли к пользователям узнать, что им понравилось в чате, а в чем есть проблемы.
В ходе интервью звучали фразы о том, что пользователи почувствовали, что «их наконец услышали». Некоторым чаты стали заменять аналитику: больше не нужно изучать статистику по разным источникам, потому что в чатах обязательно найдется эксперт, который даст совет или расскажет всё о команде и турнире.
Часть пользователей отметили, что следить за событием, когда находишься в чате, так же интересно, как если смотришь матч с друзьями.
Но нашлись и проблемные места: нельзя делать ставки и читать чат на одном экране, скорость загрузки медленная, есть претензии к дизайну (look and feel).
Поэтому мы обновили чат, устранив недочеты и добавив новые функции. Это стало возможно, благодаря слаженной работе исследователей, дизайнеров и трех команд разработки, за что им отдельное спасибо 💚
Взглянем на метрики обновленной версии чата
Еженедельная аудитория чата выросла с 25 тыс. пользователей до 50-60 тыс.
Продуктовая вишенка на торте: retention в форме «клюшки»: чем дольше пользуешься, тем чаще заходишь (как у вызывающих привыкание Инстраграм, сервисов доставки еды и так далее).
Что дальше
Сейчас чаты кажутся очевидной и логичной функцией в беттинге, но на самом деле за всем этим стоят много экспериментов и труд команд «Лиги Ставок» и «Эволюции социальных решений».
Мы внедрили социализацию первыми из российских букмекеров. Ни у кого из наших конкурентов нет подобного функционала.
Стоит подчеркнуть: мы только начали.
Так что следите за обновлениями и оставляйте комментарии: что думаете о социализации и онлайн-сообществах?