Разработка маркетплейса услуг в узкой нише с базой знаний
Сегодня хочу поговорить о тех отраслях, на базе знаний которых можно запускать маркетплейсы услуг. Например, начиная с того, чему учат в ВУЗах, и заканчивая знаниями, которые получают уже при непосредственной работе в отрасли. В общем, когда нужно не только свести заказчика и исполнителя, но и помочь им с определением цены или объёма работы.
Например, в производстве пищевой продукции – это простейшие рецепты, а уже затем технологические карты, используемые на серьёзном производстве. В стройке – какие-либо СНИПы, определяющие регламенты строительства, любую отрасль, где есть регламенты можно рассматривать, как потенциально интересную для внедрения.
В чём фишка проектов с базой знаний отрасли
Когда основатель запускает что-то новое в сфере маркетплейсов услуг, ему всегда нужно с кем-то бороться: с Авито, YouDo, Профи. Ру и другими площадками. Наличие в отрасли базы знаний для действий исполнителя или заказчика обязательно станет ключевым преимуществом при запуске и очень поможет стартапу.
Приведу в пример проект, разработанный в отрасли пожарной безопасности на готовом решении маркетплейса услуг. Два года назад к нам обратился клиент, год назад мы запустили ему приложение. В проекте есть три роли:
- Владельцы объектов. Могу проверить требования к своему зданию по нормам пожарной безопасности и вызвать специалиста для устранения недостатков, пока не пришёл пожнадзор.
- Пожарные специалисты. Помогают с устранением проблем с документацией и, при необходимости, вызвать подрядчиков.
- «Ревизоры». Обычные люди, которые могут пожаловаться в пожнадзор, если видят какие-то нарушения в обычной жизни.
Смысл этого сервиса не только в подборе исполнителя (всегда есть люди, которым нужны связанные с пожарной безопасностью услуги, и те, кто их оказывает), но и в наличии большого каталога всех норм, правил и инструкций, по которым пожарные инспекторы и проверяют организации. Проверяют они многое: это и неработающая пожарная сигнализация, и заблокированные пожарные выходы, и всё остальное, до чего только можно докопаться – всё это у многих на слуху, и дополнительного пояснения не требует.
Приложение направлено на владельцев помещений, зданий и юрлиц, имеющих на балансе офисы или постройки: все они могут указать в приложении параметры объекта, и оно покажет, по каким критериям будет идти проверка. Юрлицу доступны два сценария: проверить всё по чек-листу самостоятельно или пригласить инспектора – заинтересованного исполнителя, который профессионально проведёт проверку и поможет устранить все недочёты.
Если в вашем бизнесе тоже есть какая-либо база знаний, вполне возможно, у вас пойдёт аналогичный сервис, с которым клиент не только сможет составить конкретное ТЗ по конкретным пунктам чек-листа, но и сразу же заказать у вас по нему услуги.
Как выглядит сервис «с базой знаний»
Для простоты изложения буду писать текстовый вариант, а как это выглядит «в живую» можно посмотреть на видео выше.
После загрузки человек заполняет свой профиль. Всего в приложении, как и написал, три профиля: заказчика, исполнителя и ревизора. В разделе «Свои мероприятия», аналоге заданий в классических маркетплейсах услуг, можно создать новое мероприятие, указать его параметры, и затем отправить его на общую биржу. Дальнейшая логика всем хорошо известна – всё, как в обычном маркетплейсе.
Можно добавить компанию, дополнительные контактные лица, к которым специалист может обращаться; по откликам и сообщениям во внутренний чат приходят уведомления. В календаре видны все созданные мероприятия, можно пригласить не одного, а нескольких исполнителей.
Меню ревизора
В меню ревизора добавлено всё, что связано с проверками: карта пожарной безопасности, добавление объекта на карту, отправка жалобы. Ревизор – это человек, который проверяет себя и другие организации: дополнительный смысл приложения в том, чтобы дать возможность обычным людям точно так же делать метки и указывать, где и какие организации не соответствуют определённым критериям.
Второе направление – отслеживание и отработка этих жалоб пожарными службами, т. е. предполагается некое госфинансирование именно за счёт информирования госорганов о несоблюдении пожарной безопасности на объектах. Человек, у которого такой объект будет отмечен, будет получать уведомление, и он сможет обратиться к сервису для устранения недочётов до того, как к нему заявится инспекция.
Также в приложении есть рекомендации, общая справочная информация, пользовательское соглашение и пр.
Что видит подрядчик
Со стороны подрядчика видны в первую очередь задания разных категорий, на которые можно подписываться. Задания типовые: доступна информация об организации и контактные лица. По сравнению с YouDo ориентир больше на b2b.
При отклике заказчику приходит соответствующее push-уведомление, он может ответить в чат исполнителю и обсудить с ним конкретные детали. Монетизация реализована с исполнителей: деньги снимаются за каждый отклик. Процент от сделки не берётся, так как отследить и рассчитать его крайне сложно (зато легко обмануть сервис и договориться «за спиной»). Договоры между заказчиком и исполнителем заключаются уже вне сервиса, а само приложение носит информационный характер.
В календаре на два месяца вперёд исполнитель видит все мероприятия, в которых заказчики выбрали именно его; также у него есть удобная карта (по аналогии с Google Календарём), где отмечается непосредственно происходящее событие.
И наконец, раздел «Стать подрядчиком» с достаточно плотной анкетой: перед тем, как начать работать, человек обязан прикрепить все свои документы. Делается это для того, чтобы заказчик видел, что перед ним не кто-то, а профессионал, имеющий разрешения для осуществления собственной деятельности.
Напишите в комментариях, что думаете — есть ли будущее у такого приложения, чтобы успеть поправить косяки до прихода инспектора? Приватно свой проект можно обсудить написав нам сюда.