1С — это… (только неправильные ответы!)

Для кого-то 1С — это по-прежнему «программа для бухгалтеров», а специалисты по 1С — «недокодеры». Заместитель директора по работе с корпоративными клиентами ALP Group Павел Мельник считает, что пора развенчать эти мифы раз и навсегда.

Источник: Shurkin_son, Freepik

1С — это только для бухгалтеров

Так думают многие современные студенты факультетов программирования, которые никогда лично не работали в системе и не проходили язык 1С в рамках стандартной учебной программы. Я много ездил по институтам с презентацией наших курсов 1С и сталкивался со снисходительным отношением постоянно. Поначалу 99 процентам студентов казалось, что 1С — это скучное устаревшее ПО для бухгалтеров, и что в этой сфере нет ни интересных кейсов, ни достойных окладов. Когда я рассказывал, с каким уровнем сложности задач мы ежедневно сталкиваемся на проектах по внедрению, насколько разными могут быть предметные области (в которых разработчику на 1С, кстати, обязательно нужно разбираться), каковы средний объем рынка и темпы профессионального роста, отношение в аудитории менялось на глазах. По итогу встречи около 30% студентов записывались на наши курсы.

По счастью, в среде топ-менеджеров крупных российских компаний эти мифы уже удалось развеять. По своему опыту скажу, что я не слышал в ходе пресейлов возражений в духе «1С — это только для бухгалтеров» уже года три-четыре. Сейчас клиентов больше волнуют вопросы: насколько 1С конкурентоспособен в сравнении с западными решениями (SAP, Oracle и т. д.)? действительно ли 1С является лучшей российской системой, например, для автоматизации документооборота? какие еще альтернативы представлены на отечественном IT-рынке? (Здесь, кстати, порой приходится развенчивать обратный миф: «Бухгалтерия — это только 1С»).

В своем текущем виде 1С — это не одно конкретное решение, а целая платформа и полноценный язык. Помимо конфигураций для розничной торговли, документооборота, управления кадрами, бухгалтерии и многих других, в линейке 1С постоянно растет число специализированных отраслевых решений. Дело в том, что 1С славится своей уникальной политикой франчайзи: любая компания-интегратор может разработать собственное отраслевое решение и защитить его в 1С. В случае успешного прохождения череды проверок, новое ПО будет продаваться в качестве лицензионного на сайте 1С. Большое количество франчайзи и высокая конкуренция развивают рынок, компетенции и качество IT-продуктов.

Пример дашборда «Сводная информация по заказам клиентов и план-факту продаж». Источник: ALP Group

1С — это малопроизводительная система

Пределы производительности — пожалуй, главный вопрос, который волнует представителей крупного бизнеса — особенно тех, кто до этого годами работал исключительно с зарубежными корпоративными платформами. Сколько бы мы ни рассказывали об опыте внедрения высоконагруженных систем на десятки тысяч пользователей, заказчик всегда хочет лично убедиться в мощностях 1С.

Чтобы провести демонстрацию производительности, мы генерируем определенный объем данных (например, 1 миллион транзакций в месяц), закрываем период и показываем, что система справляется с нагрузкой. В некоторых случаях и этого мало — заказчики просят сымитировать нагрузочное тестирование на собственных данных. Хотя это требует больших манипуляций (данные заказчика берутся из другой системы и, следовательно, нуждаются в адаптации под формат 1С), для нас всё равно не представляет особого труда провести такую персональную демонстрацию и, в крайнем случае, сделать небольшую оптимизацию конкретных запросов, чтобы система отработала с целевой для заказчика скоростью. В некоторых случаях 1С справляется даже лучше западных аналогов.

Мобильный клиент «1С:ERP». Источник: ALP Group

1С — это неудобный UX/UI-дизайн

Оценки красоты визуализации информации, качества графического дизайна и цветовых решений изначально очень субъективны, поэтому оставим их за скобками. Но что касается юзабилити, удобства использования, 1С, на мой взгляд, критикуют незаслуженно. Коробочные решения в продуктовой линейке 1С достаточно хорошо продуманы и являются интуитивно понятными для конечных пользователей, знающих предметную область (настолько, насколько в принципе могут быть интуитивно понятны сложные многофункциональные корпоративные системы).

Тогда откуда же берется плохая репутация? Большая проблема в том, что на рынке существуют сотни компаний-интеграторов, занимающихся внедрением и кастомизацией продуктов на базе 1С. На сегодняшний день дилерская сеть Фирмы «1С» объединяет более 10 000 компаний, в партнерскую сеть центров компетенций по ERP-решениям входят свыше 450 компаний, а подтвержденную систему менеджмента качества и ценный статус «1С:Центр ERP» из них имеют лишь около 90 компаний.

Проконтролировать качество каждого внедрения в таких масштабах практически невозможно. Нередко выходит, что команда внедрения начинает дорабатывать «коробочное» решение исходя из своих личных предпочтений, или просто не уделяет достаточного внимания внешнему виду экранных форм и удобству интерфейса. Огромное количество — не всегда компетентных — команд так или иначе формирует представление бизнеса о системе. Грубо говоря, представьте, что вы заказали на дом прекрасную мебель — осталось только собрать. Вы нашли «специалиста» в интернете, пришел некий дядя Толя, собрал как сумел — и вот вы живете следующие 10 лет с кривым поцарапанным столом посреди кухни. С информационными системами, как это ни грустно, ситуация примерно такая же. Некоторые заказчики буквально приходят к нам с просьбой оставить функционал ранее внедренной системы, но «сделать что-нибудь» с удобством интерфейса. Если доработать систему с умом, она может стать более оптимальной, удобной и визуально приятной.

Мобильное приложение «1С:Документооборот». Источник: ALP Group

В общем, если ваши представления об 1С сложились еще в прошлом веке (компания, на минуточку, существует с 1991 года!), значит, пришло время взглянуть на нее свежим и беспристрастным взглядом.

0
2 комментария
Дмитрий

А Вы умеете набросить) 1С это явление с косяками, заложенными в фундамент. Они не шибко гибкие и с ментальной аурой асфальтоукладчика тащат всю линейку своих продуктов из десятилетия в десятилетие. Я понимаю их конфигурации на уровне алгоритмов, после изучения 7.7 ни одна конфигурация не вызывала трудностей в освоении (пожалуй УНФ только заставил покурить мануалы). Это шикарный инструмент регистрации первички, интегрированный ЭДО самый удобный на рынке, синхронизация между своими базами, распределение прав, защита от дурака в виде закрытия периодов, скорость работы, хоткеи... Много классного. Но вы ребят как разработчики и интеграторы, скажите мне пожалуйста, почему я разобравшись в функционале CRM, платежного календаря, механизме бюджетов и управлении и планировании складом, даже в мыслях не допустил что я или мои бойцы будут ЭТО юзать. Зачем вкладывать в свои продукты мазохизм и частичку ненависти к юзерам?)) Воспоминаниям 1.5 года, но эмоция сильная)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Мельник

Дмитрий, спасибо за такой развернутый комментарий!1С не шибко гибкие — тут я с вами отчасти согласен. Но негибкость продукта компенсируется открытым кодом и возможностью катализировать систему под любой процесс. По своему опыту, мы адаптировали 1С под финансовые процессы, например, во Вьетнаме и Нидерландах (не говоря уже о российском потребителе).Если посмотреть глубже, то, наверно, нет продуктов, которые были бы одновременно многофункциональными и гибкими. Тот же SAP раньше поменяет процессы в компании, чем подстроится под них, а 1С наоборот подстраивается под процессы компании.Что касается ауры, это, скорее, наше восприятие продукта... С этим приходится много работать и показывать потребителю, что это давно уже не так, на реальных примерах. 1С сделала огромный шаг в развитии.Очень жаль, что у вас был негативный опыт. Если вы опишите подробнее ситуацию, мы с командой попробуем вам помочь найти причины и подходы, которые можно было применить.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда