{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Цифровая миграция на практике

По данным исследования, четверть опрошенных представителей бизнеса и государственных учреждений считают приоритетной задачу импортозамещения IT-решений. Процесс миграции – это всегда вызов для бизнеса, независимо от происхождения решения. При этом комплексный подход и наличие плана - это 95% успешной реализации проекта.
Чтобы лучше понять, с какими сложностями сталкиваются компании и на каких этапах, стоит обратить внимание на структуру потребления ПО, которая представляет собой три больших блока.

  • Пользовательский софт – продукты, с которыми взаимодействуют сотрудники компаний. Это офисное ПО, коммуникационные платформы и различные решения, необходимые для работы и обмена информацией или выполнения специфических задач (бухгалтерия, проектирование и т.п.). Ядро таких программ может находиться как на сервере, так и в компьютере пользователя.
  • Корпоративный софт–обеспечивает работу бизнеса, соответствует требованиям производства и целям организации. Как правило, наиболее сложны выбор и внедрение именно этих решений, так как речь идет о процессах, перестройка которых может занять длительное время. Это разного рода системы управления предприятием, продажами, логистикой и персоналом.
  • Системный софт – большой пласт разнородных решений, которые обеспечивают бесперебойную работу первых двух слоев. Это основа всей инфраструктуры: операционные системы, виртуализация, базы данных и системы управления ими, сервисные шины. Часто выбор программного продукта влияет на аппаратное обеспечение на серверном, сетевом и пользовательском уровнях.

В каждом блоке есть свои нюансы при переходе на альтернативные решения. Наиболее заметная часть – пользовательская, она же легче всего поддается замене. Например, российское офисное ПО и системы видео-конференц-связи (ВКС) кардинально не отличаются от иностранных с точки зрения пользовательского опыта, поэтому переход на новый софт многие начинают на этом уровне.

Сложнее ситуация с корпоративным и системным ПО. Компании часто вынужденно используют продукты даже после окончания лицензий, потому что подготовка и осуществление подобной миграции становится многоэтапным процессом.

Для перехода с минимальным воздействием на работу производства следует использовать ресурсы компаний-интеграторов, у которых уже есть такой опыт и которые имеют четкую картину разнообразия продуктов, существующих на IT-рынке.

Завышенные ожидания

Естественная реакция любого человека на новый инструмент, который выглядит не так, как тот, с которым он привык работать, – это отторжение. Но только в том случае, если он неудобен. Именно поэтому производители пользовательского ПО в России много внимания уделяют UX/UI-дизайну – проектированию пользовательских интерфейсов, в которых удобство так же важно, как и внешний вид. Кроме того, регулярная обратная связь от заказчиков является главным сигналом для вендоров. При этом интерфейс может отличаться от ранее установленных продуктов, но если он дружественный к пользователю, то процесс адаптации не будет болезненным, ведь каждый из нас периодически проходит обновления различных программ на смартфонах и ПК.

Таким образом, с одной стороны ожидания заказчиков часто завышены, так как они хотят видеть привычный и понятный функционал в новых системах, с другой – существуют задачи, которые должны быть решены в ближайшей перспективе для обеспечения работоспособности инфраструктуры:

  • Совместимость для того, чтобы различные продукты отечественного производства не конфликтовали в процессе эксплуатации (операционная система с виртуализацией или офисное ПО со средствами защиты от утечек). Также необходима возможность реализовать экосистему на предприятии и обеспечивать взаимодействие разнородных решений.
  • Понятный план развития ПО – известный график выхода обновлений и исправлений, так как требования у всех разные. Например, пользователям нужны привычные инструменты, а системным администраторам и IT-службе – свободный хелпдеск. Поэтому наличие плана развития продуктов позволит пошагово реализовать переход с наименьшим влиянием на рабочие процессы.
  • Поддержка – наличие нескольких уровней технической поддержки и понятная система авторизации партнеров.
  • Требованиярегуляторов касаются систем, обеспечивающих безопасность, а также управления предприятием.
  • Гибкость – возможность подстраивать продукты под требования компании, а не переформатировать производственный процесс под требования ПО. Гибкость закладывается на этапе проектирования решений и должна учитывать множество параметров. Зарубежные разработчики нарабатывали экспертизу десятилетиями на базе огромного количества инсталляций по всему миру, нам необходимо пройти этот процесс намного быстрее.

Если говорить о российских альтернативах иностранного ПО, то большинство сегментов могут быть закрыты отечественными решениями или свободно-распространяемым ПО (СПО). Последнее многим не подойдет из-за отсутствия поддержки от производителя, что потребует создания собственного центра компетенций. Кроме того, СПО часто нишевые продукты, решающие конкретную задачу. В этом плане российские производители, по мере возникновения спроса, быстро расширяют портфели и закрывают ниши. Например, недавно не было ПО для распознавания текстов под ОС на базе Linux, сегодня такие есть – решения ContentReader PDF и SETERE OCR.

Анализируем, планируем, обучаем

“Подводные камни” любой миграции — это время, ресурсы и привычки. Необходимо выделять ресурсы для тестовых прогонов, а в некоторых случаях - для параллельной работы двух систем в продуктивном режиме. Важно закладывать время для каждого этапа перехода и строго его придерживаться – это вопрос планирования не только замены отдельно взятого продукта, но и в целом развития ИТ инфраструктуры предприятия, как и в случае с корпоративным ПО – чтобы не столкнуться с неожиданными простоями и остановками производства. Привычки пользователей и администраторов — это еще один «невидимый тормоз», который можно преодолеть через обучение, демонстрацию возможностей и внедрение лучших практик. Причем начинать этот процесс стоит еще во время планирования, вовлекая тех, кто будет непосредственно работать с продуктом.

Как мы видим, миграция - многоступенчатый процесс, который требует учитывать параллельно много факторов.

В нашей практике есть успешные кейсы замены коммуникационных платформ, почтовых сервисов, офисного ПО, ИБ-систем. При подготовке плана мы учитываем все обозначенные выше проблемы, предлагаем использовать решения, максимально компенсирующие степень влияния разнородного оборудования и программ на работу системы в целом. Таким образом, комплексный подход и грамотное планирование позволяет купировать “боли” в рабочем порядке.

Модель оптимального перехода на новые системы

Автор статьи - Татьяна Урсова, руководитель отдела развития прикладных бизнес-решений Axoft, источник Rspectr.com

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда