{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Поиск, который заболел

Я часто и много критикую Яндекс. Наверное я его очень не люблю? Отнюдь. Я, как и многие тут, поддерживаю нашего IT гиганта. Я очень хорошо понимаю, что такие игроки необходимы на уровне государства, что своих технологических гигантов надо поддерживать. Но помощь бывает разной.

И прежде всего надо признать один простой факт. Яндекс очень плохо делает сторонние сервисы. Схема, подразумевающая то, что он подсматривает чужую вертикаль, где не является экспертом, а потом клонирует сервис, ни к чему хорошему не приводит. Взять хотя бы историю с Профи или развивающейся сейчас перед нами картиной по недвижимости или тем вопиющим монументом жадности, что происходит в сегменте туризма.

Сейчас важно объективно взглянуть на эти предпосылки. Пока поиск распыляется на непрофильные, уж простите, мелкие для него направления — он проигрывает технологическую гонку. Наши генеративные сети сейчас в зачаточном состоянии, если сравнивать с западными аналогами. Мы в очередной раз не успели. Почему же? Просто потому что наш поиск заболел. Заболел жадностью и наша задача ему помочь исцелиться.

В чем же проблема? Яндекс глобально расслабился, он больше не пытается делать прорывные решения, он пытается зарабатывать неконкурентными мерами. Я писал об этом в разрезе Яндекс Маркета, Афиши, Доставки.

Куда не плюнь, везде одна картина — приоритетное ранжирование своих сервисов. И очень круто, что на VC не молчат об этом, так, в диалоге о приоритетном ранжировании курсов от Яндекса, мне показали пример, который убедит даже явных фанатов Яндекса, которые, как и я, еще помнят ту прекрасную компанию, за которую мы болели всей страной, но которой уже и не осталось, видимо.

Встречайте, «Новости о спорте».

Ранжирование с "Яндекс Спорт" в топе
Ранжирование гугла

Кратко — все ясно, Яндекс продвигает ассоциированный с собой сервис в поисковике, наплевав на качество для пользователя, которое он когда-то выставлял как самый главный параметр при ранжировании. Даже не смотря на то, что сервис уже и не совсем их. Так вот и бывает, забыли почистить.

Это — быстрые деньги, обмен доверия своего пользователя на прибыль. Очень вредная и неприятная практика. И весь поисковик становится таким — у контекстной рекламы уже активно тестируется подпись «реклама» абсолютно мимикрирующая под сниппет, как увидите — будете плеваться.

Колдунщики, которые выдаются за «быструю покупку из поиска» также являются полностью коммерческими (присутствующие в них игроки платят деньги) и находятся в выдаче без подписи «реклама», нарушая тем самым одноименный закон. Яндекс чувствует свою безнаказанность.

Но все это не только большие деньги и деградация ИТ гиганта. Деньги — это просто деньги. У нас проблема куда больше, в этой вакханалии мы теряем потенциал сильных кадров. Разработчики в Яндексе больше не вынуждены конкурировать, они просто делают сервис как-то, оно и так заработает. Потому, конечно, деградация кадров очевидна. Подобные тепличные условия делают нас абсолютно неспособными к конкуренции.

И да, сильные кадры это понимают и не будут заниматься отжатием очередного мелкобизнеса. Это мелко и мелочно. Сильные ребята соберут свои вещи и поедут делать действительно прорывные вещи в зарубежные компании, которые держат эти направления в фокусе и лидируют в них, а не занимаются «неспешным» RnD в стабильности и довольстве. А почему в свои не пойдут? Да просто в своих делай - не делай, придется Яндекс и отожмет. Так и выходит.

То, что мы никак пока не ограничиваем очевидного монополиста — Яндекса, приводит к гигантским проблемам для отрасли, да и для самого Яндекса в целом.

Да, мы продолжаем любить когда-то качественный поиск по инерции, но любить — это развивать и помогать, а не толкать в пропость жадности своим немым согласием с творящемся мракобесием.

Эту тему нужно популяризировать, может быть тогда мы снова когда-то сможем гордиться отечественным поиском.

Друзья, если вы понимаете, что свободная конкуренция - это важно и правильно, не будьте безучастными. Поставьте лайк к этой публикации, так наше мнение увидят больше людей.

И пишите свои комментарии, не молчите. VC - прекрасная площадка, чтобы что-то попробовать изменить к лучшему.

0
205 комментариев
Написать комментарий...
Александр Аббасов

Статья, мягко говоря, бесхребетная. Ни фактуры, ни анализа годовых отчётов, субъективщина.

Автор, вы хоть понимаете какие капитальные расходы у компании? Вы продукты в магазине тоже бесплатно берете? Может вы бесплатно даете свой авто покататься окружающим Может я могу бесплатно вас использовать в своих целях?

И вы явно не понимаете как такими бизнесами управляют. Немного приоткрою занавес. У них 2 портфеля проектов: одни исследовательские, другие рабочие коровки. Коровки дают молочко, исследовательские на перспективу. Молочко пьют сотрудники, чтобы вы и сторонний бизнес пользовались продуктами и услугами которые сделаны на энергии и мозгах этих людей. Продукты есть и платные и бесплатные в традиционном понимании. Вот вы призываете к конкуренции. Вспомним, что конкуренция — часть капиталистического мира. А сейчас на рынке идет движение в сторону олигополии, так это явно проблема блока политики и регулирования. Для компании это временное преимущество. И сама компания, как коммерческая структура, имеет цель зарабатывать. Не поверите — это нормально, тем более в той системе координат в которой вы призывы делаете.

А теперь представьте, что завтра у компании не будет денег оплачивать сервера. Окажется, что музыку бесплатно не послушать, ничего не найти, потеряется куча файлов и много чего. А поскольку компания не только должна внутри страны развиваться, а еще и уметь конкурировать на внешнем рынке, то простите … откуда ей брать молочко?

Ну и наконец. Вы еще не поняли, что венчур сдох в России? Все перестроились и пытаются на дивидендную модель. Вы ноете, что мол они гоняться за быстрыми деньгами … А они иначе могут? И я вам скажу, если они этого(лить трафик на свои внутренние продуты) сейчас не сделают, завтра никакого Яндекса не будет. Особенно способного внешне конкурировать. Спрос определяет предложения.

И хватит пытаться обсуждать серьезные темы, выторговывая лайки. Это выглядит какой-то цыганщиной.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Kiselevskii

Пользователю сервиса не интересно про годовые отчёты, фактуры и управление бизнесом. И даже на прибыль сервиса. Пользователю бывает нужен честный поиск, например. Или доехать куда-то, если речь о такси. Пользователю не надо, чтобы ему вернули деньги за неприехавшее такси и извинились. Ему надо доехать вовремя с первого раза, не закладывая троекратное время на поездку на случай, если такси не приедет или полчаса будет показывать, что такси приедет через 5 минут.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Аббасов

Хорошо, ценности пользователя понятны. А какая ценность для бизнеса от этого пользователя? Если пользователь привык быть содержанкой и ни за что не платить, он может выбрать другой сервис. Или перестать быть содержанкой и поддержать проект, оплатив платную услугу. Ведь этот пользователь получает зарплату за свою работу и по законам капитализма его деньги должны бегать по артерии финансовой системы. Но я так понимаю все привыкли ощущать себя содержанками? И никто не хочет ни за что платить: ни деньгами, ни вниманием, ни качественной обратной связью. Просто выкрики в духе: вы все мудаки, а у меня во рту не сладко?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Алябьев

Ценность такая, что он платит за вовремя приезжающее такси. Из оной платы Яндекс имеет свою долю.
В любом случае, если не готовы предоставлять бесплатный честный поиск, то смените вывеску на "каталог услуг и товаров от клиентов/проектов Яндекса".

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Kiselevskii

По законам капитализма пользователь выберет тот сервис, который за его деньги предлагает функциональность гарантированного, или хотя бы прогнозируемого качества. Конечно, есть разные целевые аудитории, у каждого бизнаса своя. Одну ЦА можно привлечь качеством контента. Другую можно удержать надеждой, что пользователя не будут маркировать уничижительными тегами. Должно быть, есть и такая целевая аудитория, которую можно удержать жалобами на то, что бренд никто не любит.

Некоторые бизнесы обращаются с разными продуктами к разным целевым аудиториям. Наверное при этом имеет смысл делить бизнес на разные бренды, чтобы целевые аудитории не слышали обращённых не к ним обращений и не делали выводов о бизнесе, на которые бизнесс не рассчитывал.

Ценность для бизнеса - зависит от целей бизнеса. Если цель - получим максимум бабла сегодня ибо завтра умрём, то от пользователя одна ценность для бизнеса. А если цель бизнеса - долгосрочные отношения с пользователем, оплачивающим услуги, то другая ценность.

Ответить
Развернуть ветку
202 комментария
Раскрывать всегда