{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как с нуля создать и внедрить систему автоматизации бизнеса. Личный опыт. Часть первая

Здравствуйте! Меня зовут Данил Соловьев, я основатель Fit Service — федеральной сети автосервисов. Сейчас у нас больше 200 точек в России и Казахстане, и их количество продолжает активно расти. Поделюсь личным опытом разработки и внедрения системы автоматизации бизнеса и расскажу, как создать ее с нуля.

Данил Соловьев, ​директор и сооснователь федеральной сети автосервисов FIT Service

Все чаще на выступлениях я сталкиваюсь с вопросом предпринимателей, как автоматизировать бизнес, что для этого нужно сделать, как это происходит. В итоге мои рассказы переросли в целую статью.

Что такое автоматизация

Работа сотрудников любой компании состоит из циклов повторяющихся взаимосвязанных действий.

Например:

● оператору поступает заказ, он вносит его в перечень заявок,

● заказ передается менеджеру,

● менеджер согласовывает заказ и выписывает счет на оплату,

● оплата передается бухгалтеру, который направляет информацию по заказу в производство, и так далее.

Все эти взаимосвязанные операции и называются бизнес-процессами. От их четкости зависит конечный результат. Их можно делать вручную (как часто и происходит) или поручить автомату. Например, заменить часть работы оператора онлайн-записью.

Зачем нужна автоматизация в бизнесе

Глобально целей три:

  • Снизить себестоимость процесса, заменив человека роботом. Конечно, робот тоже стоит денег, но меньше и с гарантированным результатом.
  • Снизить квалификационные требования к персоналу. Снять с него то, что на рынке стоит очень дорого. К примеру, у нас это поиск, подбор запчастей и аналогов на конкретном узле, автомобиле, модификации. В случае автоматизации нам уже не надо искать человека с грандиозным опытом именно такой работы.
  • Вести сотрудника по процессу и дать руководителю возможность контролировать его, гарантировать выполнение стандартов, что особенно важно в большой сети.

Если первая цель недостижима, стремимся ко второй, если вторая недостижима — переходим к третьей.

Все цели принципиально важны для бизнеса, потому что напрямую влияют на конечную стоимость товара или услуги. Т.е. автоматизация делает продукт дешевле. Это удобно и клиентам, которые получают качественную услугу по доступной цене, и самой компании, потому что это дает ценовое преимущество на рынке.

Автоматизация дает преимущество для бизнеса не только по цене.

В долгосрочной перспективе робот способен почти мгновенно делать то, что не под силу даже исключительному человеку. Например, собирать огромную статистику ремонта и обслуживания сотен тысяч автомобилей, в том числе в разрезе марок, моделей, модификаций, годов выпуска.

Благодаря этому наши сотрудники получают доступ к объединенному опыту всей сети за 11 лет и применяют его в работе.

Именно под эти цели мы и разрабатываем софт.

В каком бизнесе нужна автоматизация

В любом, где есть устоявшиеся, понятные и трудоемкие процессы, где они требуют анализа, учета, контроля, систематизации. Где есть работа с массивами данных либо велик человеческий фактор.

Если это влияет на выручку или качество, стоит внедрять автоматизацию.

Конечно, можно обойтись и без автоматизации, решать все просто дополнительным набором персонала.

Но рано или поздно это перерастет в огромную организацию, с офисами, персоналом, которым будет трудно управлять. А автоматизация решает эту проблему и убирает потолок для бизнеса. Причем даже на уровне сбора обратной связи, напоминания клиенту о замене масла, сборе отчетности.

Что нужно автоматизировать

Бизнес-процессы делятся на 3 категории: основные (производство, упаковка, оказание услуг), вспомогательные (касаются ресурсов и персонала, рабочих процессов) и процессы управления.

Выделим 7 сфер, которые нуждаются в автоматизации:

● Управление (учет, бюджетирование)

● Маркетинг и продажи (управление маркетингом, рекламой, продажами и отношениями с клиентами)

● Производство (процессы производства, управление запасами, поставками, оборудованием, логистика)

● Качество (контроль и работа с обратной связью)

● Управление сотрудниками (учет кадров, подбор, обучение, мотивация)

● Финансы (бухучет, налоговый учет, финансовое планирование)

● Организация работы (документооборот)

Бизнес-процессы касаются всех сфер и затрагивают сразу несколько подразделений. И автоматизация связывает сотрудников разных отделов и оптимизирует совместную работу, делает ее более быстрой, продуктивной, прибыльной.

Что мешает внедрению автоматизации?

Только низкая квалификация управленческого персонала.

СТО, где совсем нет никаких систем автоматизации, все меньше — это только гаражи. Как минимум автосервисы применяют софт в части складского учета или выписки заказ-нарядов. Конечно, до сих пор есть центры, где клиентов принимают в порядке живой очереди. Клиентам это не удобно, они тратят много времени, и в итоге уходят.

Если управленец не стремится больше зарабатывать, повысить эффективность, улучшить качество услуг, ему никакая система автоматизации не нужна.

А вот если ему важно измерять удовлетворенность клиентов, обеспечить удобство записи клиентов, вести складской учет, повышать эффективность и мотивацию специалистов, сразу возникает вопрос — за счет чего.

С чего начинается автоматизация

Автоматизация всегда начинается с осознания, что ручной труд, который снижает эффективность работы ценного специалиста, можно заменить роботом.

Объясню на своем примере: есть мастер-приемщик, его квалификация — умение общаться с клиентом, выяснять проблему и предлагать решение. Если он вместо этого тратит время на заполнение бумажек, деньги компании уходят впустую. Поэтому мы в FIT Service разработали софт, который готовит документ за 3 секунды, печатает на принтере и предоставляет клиенту.

Первый шаг на пути к автоматизации:

  • выделить реальные существующие отлаженные процессы;
  • разложить их на кусочки;
  • решить, что заменить роботом, а что оставить человеку.

Главная ошибка компаний, которые хотят внедрить автоматизацию, это придумывание процессов. Пока процесса не существует, автоматизировать нечего!

Вторая ошибка — пытаться автоматизировать бизнес-процессы, которые не отработаны и не доведены до хорошего уровня исполнения. На мой взгляд, автоматизировать можно только те процедуры, которые сотрудники с хорошим качеством выполняют вручную и которые хорошо знакомы всему персоналу.

Проиллюстрирую.

При записи клиента мастеру-приемщику не нужно отвечать на звонок. Все доступно онлайн: клиент сам выбирает время, удобный сервисный центр и записывается нажатием кнопки.

Система создает заказ-наряд, добавляет услуги, проставляет контрагента, автомобиль, запчасти, которые нужны для него, пишет рекомендации исходя из его истории обслуживания.

Когда клиент приезжает, мастер-приемщик просто нажимает на кнопочку и распечатывает заказ-наряд.

Но многие вещи автоматизация решить не может. Общаться с клиентом она не способна, это делает только мастер-приемщик. Именно он обсуждает с клиентом, что нужно сделать, почему, зачем, когда, отвечает на вопросы, отрабатывает возражения.

Второй шаг — структурирование данных и распределение доступа к ней.

Информация — самый ценный ресурс любой компании. Это не только база клиентов и история сотрудничества с ними, но и отчетность по каждому сотруднику, отделу, отдельным точкам сети, компании в целом.

Третий шаг — стандартизация процессов и документов, автоматизация отчетов.

Он очень важный, в противном случае каждый сбор отчетности будет проходить через боль и занимать очень много времени — в то время как сотрудники могут потратить его на что-то более полезное.

Главное — автоматизация должна касаться тех процессов и задач, которые существуют уже сейчас, вызывают трудности, требуют много ресурсов и приводят к ошибкам.

Четвертый шаг — подбор инструментов.

Пути два:

  • выбрать из того, что есть на рынке, и попытаться объединить их в систему,
  • разработать свое.

В первом случае приходится подстраиваться под чужой софт, который не учитывает специфику конкретной компании. Понятно, что никто не будет переделывать свой продукт под компанию. И приходится либо самостоятельно это делать, или перестраивать компанию, менять персонал, терпеть убытки.

Во-втором случае приходится решать сложную задачу разработки собственного IT-продукта, а это огромные деньги, которые частным автосервисам просто не по карману. Это дело не 2-3 миллионов, а десятков и сотен миллионов. Даже просто написать свою версию 1С — это вопрос стоимостью от 500 000 рублей, не говоря об остальном функционале.

Именно поэтому те СТО, которые видят, как мы работаем, предпочитают присоединяться к FIT Service и пользоваться готовой системой автоматизации бесплатно. Они получают не только упрощение рабочих процессов, но и учет, аналитику, отчетность, обучение, обработку заказов через контакт-центр, стандартизацию и контроль качества.

В любом случае нет смысла делать огромный программный продукт, который автоматизирует сразу весь бизнес.

Разработка займет несколько лет, и к моменту завершения работы, даже если все пройдет успешно, он неизбежно устареет.

Каждый бизнес-процесс нужно автоматизировать отдельно и поэтапно. Грубо говоря, нашли проблему, поставили цель, программисты разработали продукт, тут же тестируем и внедряем. И так, маленькими шажками, движемся вперед.

Если вам интересна задача автоматизации бизнеса с практической точки зрения — читайте продолжение в следующей колонке.

Вы узнаете:

● Как происходит автоматизация бизнеса на практике

● Какие проблемы возникают, с чем приходится столкнуться

● Каких результатов можно добиться

● Сколько стоит внедрение автоматизации

Поделитесь опытом в комментариях: почему вам интересна автоматизация, зачем она нужна в вашем бизнесе, чего вам уже удалось добиться?

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Троицкий Филипп

Добрый день! ☀️☀️☀️ Автоматизация для нас - это в первую очередь про наблюдаемость=управляемость. И нет разницы в роли пользователя - клиент, сотрудник, инвестор, аудитор, аутсорс подрядчики. Всем необходимо для своих задач видеть проект/процесс. И иметь возможность взаимодействовать в нём с другими участниками по пути к общим целям. Создаваемые любые стандарты - например корп для FitService - это путь к управляемости качественной услугой = успешному бизнесу. Мы также идём в эту сторону. В рамках инициативы ЭкоСистемы Цифровая Ассоциация АвтоБизнеса мы создали ИТ-Платформу DataMotor.ru. Основная миссия - создание и развитие открытых отраслевых стандартов в обслуживании авто. На сейчас первые магазины автозапчастей уже полностью работают в нашей системе. Следующим шагом - интеграция магазинов в системы ключевых потребителей - а это конечно передовые автотехцентры. Таким образом спецы в авторемонте онлайн получат доступ ко всем запчастям через технологическую интеграцию со спецами в поставке автозапчастей. Что позволит каждому из участников прирастать в своей нише и в итоге создавать ценность для автовладельца.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Погребной

К сожалению в нашем городе, сервис в погоне за такой автоматизацией , под гнетом условий франшизы, сваливается в дно. А до фитсервиса был один из самых "знаменитых" , в хорошем смысле, в нашем городе. Да и ныняшняя автоматизация хромает и очень сильно. Езжу в сервис, не потому что он фитом стал, а потому что мастера пока не разбежались.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Нагибович

Очень грамотная статья.

В разделе "что автоматизировать" все смешано в кучу. Написали про основные процессы, но дальше в список автоматизируемых сфер деятельности записали все подряд. 

Необходимо выделять сквозные (межфункциональные) бизнес-процессы, которые приносят компании деньги и довольных клиентов. Именно с таких процессов и надо начинать работу.

Отметили отдельно кому нужна автоматизация - отлично! Обычно этот момент упускают из вида.

Так же хотелось бы сказать, что автоматизация и IT - это всего лишь инструменты, которые не надо ставить во главу угла. Первичным должно быть желание руководства компании внедрить управление процессами. В таком случае, автоматизация решает задачи в соответствии со стратегическими целями компании.

P.S. подробнее об этом можно почитать в BPM CBOK (свод знаний по управлению бизнес-процессами).

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

ФитСевис, это тот который по КД на порнрхабе как рекламу показывают?

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Abramov

А почему пользоваться готовой системой автоматизации бизнеса можно бесплатно?

Ответить
Развернуть ветку
Katarzyna Radczenko

Спасибо за статью! Все сработает только, если руководитель будет заинтересован в улучшении процесса, а не внедряет это все для галочки.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда