Год без Vimeo – он ушел… И не обещал вернуться

Весной прошлого года компания ограничила работу сервиса в России. Как отреагировал на это бизнес в стране – плюсы и минусы ухода американского видеохостинга разобрала команда Kinescope.

Кратко об истории Vimeo

Сервис был запущен в 2004 году и предлагал делиться на платформе творческими проектами и жизненными историями. Но со временем политика видеохостинга стала более ориентированной на B2B сегмент рынка.

Поворотным в истории платформы стал 2021 год, когда глава Vimeo уже открыто заявила: «Мы — B2B-решение, а не инди-версия YouTube». Приоритетными направлениями становятся корпоративные клиенты и крупные компании. И уже год спустя от творческих единиц начали либо избавляться, либо требовать от них больше денег.

Некоторые пользователи начали получать письма от сервиса, где говорилось, что они вошли в 1% лидеров по потреблению трафика и теперь должны платить за услуги платформы не $200 в год, а 3,5 – 7 тыс долларов ежегодно. Все зависило об объема того самого трафика. Ясность в системе монетизации сервиса появилась только в апреле прошлого года (уже после ухода платформы из РФ). Тогда генеральный директор компании заявила, что больше 2 ТБ видео трафика в месяц нужно оплачивать по тарифам 8-9 центов за гигабайт, следом в августе 2022 года объявили о новых тарифах с привязкой к пользовательским местам, еще больше увеличив порог входа для среднего бизнеса.

Что же в России

В России Vimeo негласно считался бизнес версией YouTube. Видеографы и контент-мейкеры высоко оценили отсутствие рекламы и акцент на качестве картинки. Постепенно платформа стала популярна у образовательных проектов, где важны были настройки приватности для платных курсов. С переориентированием платформы на B2B-сегмент подключаться к нему стали и бизнес игроки разных уровней. Тем более, что на тот момент инструментарий сервиса уже достаточно полно закрывал маркетинговые и не только задачи клиентов.

Новость об уходе платформы доставила дискомфорта. Было неясно, будут ли блокировки аккаунтов, а, если да, то по какому принципу. Расплывчатая формулировка, что сервис вводит запрет на «ложный и вводящий в заблуждение контент, в том числе фейки, пропаганду и теории заговора» тоже не вносила большего понимания.

При этом большинство корпоративных клиентов использовали годовую систему оплаты. С одной стороны, это давало отсрочку в поиске нового решения, а, с другой – ставило вопрос: оставаться с сервисом до конца подписки или предпринимать срочную миграцию на другие платформы.

Один из примеров стрессовой миграции разберем на примере одной из российских компаний. Структура использовала для корпоративного обучения в своем университете LMS платформу Teachbase. При этом весь контент был загружен на Vimeo. Экстренный перенос был связан с тем, что внезапно выяснилось – аккаунт компании на хостинге будет заблокирован через 12 дней. Поэтому пришлось оперативно не только клонировать библиотеку профиля, но и обеспечить в Teachbase поддержку ссылок от Kinescope с функцией шифрования. Только после этого видео на образовательной платформе начали работать корректно.

Минусы ухода Vimeo

  • Первый и очевидный минус – трудозатраты бизнеса. Компаниям пришлось экстренно искать другие сервисы, куда можно было перенести библиотеку видео. Решение от Kinescope предлагает бесплатную автоматическую миграцию, по сути, клонирование аккаунта и перенос на собственные сервера.

  • Vimeo почти 20 лет на рынке. За это время у сервиса появились такие функции, которых больше нет у других представителей рынка. Стоит отметить, что пока нет. Но факт остается фактом. Например, встроенный видеоредактор – возможность создания видео внутри платформы, или запись видео наподобие сервиса Loom или виртуальный телесуфлер.
  • Также уход такого крупного игрока с рынка определенно может сказаться на уровне конкуренции. А значит, и на всей индустрии. Есть риск, что произойдет спад продуктивности и развития видеохостингов в России.

Плюсы ухода Vimeo

На примере Kinescope можно отметить несколько плюсов для бизнеса от использования российских решений в сфере видеохостинга. Ключевой плюс отказа от западных площадок заключается в стабильности работы и отсутствии риска блокировок аккаунтов, из-за санкций или любых подобных моментов. Так, только за последний год услугой миграции от Kinescope воспользовалось более 500 компаний.

  • Прозрачная и удобная система оплаты. Теперь клиенты всегда знают, сколько тратят на сервис. Цена не зависит от курса доллара и не нужно искать обходные пути для пополнения баланса. Также, теперь бизнес может прозрачно учитывать видеохостинг как статью расходов и производить оплату с корпоративных счетов.
  • Серверы Kinescope находятся в России, что повышает скорость загрузки видео и уровень безопасности. Стоит отметить, что российские операторы связи большой тройки (МТС, Мегафон, Билайн) в этих условиях пошли навстречу и предложили свою инфраструктуру для ускорения доставки.
  • Удалось решить проблему с защитой видео от скачивания, в т. ч. авторских курсов и корпоративного контента, на которую Vimeo закрывал глаза. За последнее в Kinescope отвечает DRM-шифрование, реализованное по индустриальным стандартам.

Еще один важный плюс при переходе на отечественный сервис — система поддержки клиентов. Такие международные игроки, как Vimeo стандартно используют для этого электронную почту (ответы на письма не всегда оперативны) или же колл-центры в условной Индии. В России к такому не привыкли, именно поэтому отечественные компании стараются оперативно решать проблемы клиентов.

А как же YouTube?

Подробнее о том, почему популярный видеохостинг не совсем подходит для бизнеса сооснователь Kinescope Александр Павлычев рассказывал, вот тут.

В целом, за последнее время, казалось, что рисков стало меньше – о блокировке сервиса в СМИ говорили все реже. Да и сама платформа, которая больше не зарабатывает на контенте из России, острых заявлений не делала. При этом фактом является то, что сервера YouTube в сетях российских провайдеров отключаются, что не может не сказаться в перспективе на качестве.

Но недавно появился новых слух, что в России тестируют «мягкий» вариант ограничения работы хостинга с системой фильтрации на политические и военные темы. Пока формулировка расплывчатая и оценить все риски для бизнеса невозможно. Но есть информация, что скоро пользователям предложат смотреть YouTube не напрямую, а через сайт-заплатку ytonline. ru от Ростелекома. Вероятно, это позволит блокировать нежелательный контент для пользователей из РФ. И тут возникает вопрос, готов ли бизнес пользоваться обрезанной версией хостинга.

Также в Госдуме сомневаются в будущем контентмейкеров, которые выбирают YouTube в качестве основной площадки. При этом в государственном органе подчеркнули, что пока в России нет достойного аналога хостингу, он останется доступным для аудитории страны.

Что будет дальше

В итоге можно сказать, что уход Vimeo не вызвал катастрофических последствий для бизнеса в России. Наоборот, потенциальный кризис скорее помог отечественным игрокам изучить рынок, оценить внутренние предложения и наконец разобраться, какие функции им нужны и сколько стоит за это платить.

При этом очевидно, что видеохостинги в стране не остановились в своем развитии. На примере Kinescope можно сказать, что в ближайшие 1-2 года платформа запустит востребованные клиентами инструменты. А русский язык делает работу с сервисом еще удобнее. На данный момент мы отмечаем также рост внутреннего рынка интеграций, например, видео нативно встраивается на платформах Getcourse и Tilda – Конструктор курсов, а записи встреч с Webinar автоматом сохраняются в облако.

Подробнее о наших продуктах, аналитике и исследовании рынка читайте в следующих материалах от Kinescope.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Klochko

Кинескоп, да. Порекомендовал нескольким клиентом. Но зачем рекламу маскировать под разбор ситуации с конкурентом?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Павлычев

🙏 спасибо Сергей, очень ценим рекомендации и вашу обратную связь, безусловно мы в этом материале говорим о нас как альтернативе, но до сих пор многие очевидные вещи оказываются не очевидными, а миграций довольно много. Будем учитывать в будущих материалах ваш комментарий 🙌

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Что за непонятный бардак с прайсингом?
Почему (от) 500₽/м.?
Если у меня будет 5-10 часовых видео, и в среднем 5 просмотров в месяц, то это сколько?

Почему идет плата за хранение?
И почему «безопасное», есть обычное хранение?

Почему плата за загрузку (хоть и с транскодингом)
Это должно быть включено по умолчанию

Что за хрень вы там устроили с ценником.

Дайте нормальный и понятный прайс.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Павлычев

Спасибо за обратную связь, действительно в плане понятности прайсинга есть что изменить, будем как раз над этим работать в ближайшее время. Будем рады обсудить с вами в поддержке детали.

Ответить
Развернуть ветку
Невероятный Блондин

Ну мне клиентам что говорить на вопрос «сколько стоит»?

Я им размытую калькуляцию в теории плюс минус говорить буду?

Крупняк понятно, там бюджет заложен, а мне своим какой прайс озвучивать?

Короче вы поняли.
Жду вас тут на vc со второй попыткой захода 😉

Ответить
Развернуть ветку
Оптимист

Ну, что ж, брешь в защите от скачиваний вы закрыли, осталось раскрутиться, заявить о себе в медиа

Ответить
Развернуть ветку
Александр Павлычев

☺️ планируем в этом году чуть больше писать о происходящем, это у нас откровенно слабое место) если есть какие-то темы которые интересны, welcome! Пишите прямо тут.. обещаем над всеми подумать

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Ustinoff

Кстати вообще не пользовался им никогда. Я многое пропустил?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Павлычев

Смотря какие у вас задачи, они довольно большой комбайн сделали

Ответить
Развернуть ветку
Валерия Щеглова

У вас тоже есть чувство, что YouTube когда-то закроют

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда