Про доступность маркетплейсов
Сегодня незрячие люди – такие же пользователи компьютера и смартфона, как и все остальные. Пользование сервисами доставки значительно облегает им жизнь. Но сделать заказ человек с нарушением зрения может самостоятельно только в том случае, если онлайн-ресурс компании адаптирован для скринридеров. Это специальные программы, озвучивающие контент на странице сайта или приложения.
В ходе исследования сферы «Маркетплейсы» мы протестировали сайты и мобильные приложения (для iOS и Android) следующих компаний:
- AliExpress Россия
- CDEK.Shopping
- Lamoda
- OZON
- Wildberries
- «МегаМаркет»
- «Яндекс Маркет».
И проверили:
- Общую структуру сайта, загруженность главной страницы, доступность в целом.
- Вход, регистрацию и восстановление пароля.
- Фильтрацию товаров, поиск, доступность каталога.
- Доступность и информативность страницы с товаром и его характеристик.
- Доступность модуля отзывов к каждому товару.
- Взаимодействие с корзиной, оформление заказа, наличие поля для комментария.
- Доступность контактной информации.
Уровень доступности маркетплейсов один из самых высоких, но зона роста определенно имеется. Как и для других сфер, самая распространенная ошибка — неподписанные кнопки и другие интерактивные элементы интерфейса. Например, кнопки для добавления товара в «Избранное» или корзину. Другая распространённая проблема – ограниченная доступность фильтров, когда незрячий пользователь не может понять, какие параметры выбраны. На некоторых ресурсах плохо доступны отзывы (чтение или написание), а также затруднен выбор индивидуальных характеристик товара (цвет или размер). Наконец, для веб-сайтов характерно некорректное использование заголовков и ориентиров, что может затруднять навигацию.
Примеры ошибок мы показали на видео:
Детальные отчеты по результатам тестирования сервисов каждой компании вы можете найти по ссылке
Мы можем оценивать доступность каждой из платформ в соответствии с приведенной ниже шкалой. Однако в отдельных случаях, даже при высоком среднем балле, доступность может быть значительно ограничена из-за одного-двух непроходимых сценариев.
- 4.6+ – отличная доступность,
- 4–4.5 –доступность выше среднего,
- 3.3–3.9 – доступность средняя, фактически требуется улучшение,
- 2.6–3.2 – доступность хуже среднего,
- 2.5 и ниже – доступность практически не реализована.
Золотую «медаль» мы присудили платформам, имеющим только 4 и 5 по всем сценариям. Серебряную – с максимум одной тройкой. В целом, эта сфера является одной из наиболее доступной, лидеров также много: сайты Wildberries, «МегаМаркета», «Яндекс Маркета», приложение для Android CDEK.Shopping. Серебряные «медали» у сайта OZON и CDEK.Shopping.
Детали и форму обратной связи вы найдете по этой ссылке.