{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

По ту сторону ИТ-курсов

Конференции, митапы, статьи. Какие есть еще форматы, если хочешь делиться опытом? Один из путей — преподавание на ИТ-курсах. Расспросили коллег, как там все устроено и с чего начать.

Заодно разобрались, в чем разница между преподавателем и наставником и всегда ли автор курса его же преподает. А еще узнали о платформах для менторства и как искать первых учеников.

Михаил Каморин
старший бэкенд-разработчик в Skyeng, преподает на курсах по PHP, Laravel, Highload Architect и Symfony

Миша всегда хотел преподавать: еще в 2006-м вел курсы по программированию для старшеклассников, потом в вузах немножко. Когда его позвали вести онлайн-курс по PHP, то согласился почти сразу.

Студент-третьекурсник разбирает с учеником, почему тесты падают. Слева — руководитель и идейный вдохновитель кружка, учительница информатики.

Сначала учат тебя

Целый месяц Мишу учили вести вебинары. Это был своего рода интенсив для новичков-преподавателей, человек пятнадцать занималось. Сначала проводят несколько вебинаров по теории преподавания, а потом ты сам готовишь и проводишь 3 вебинара. Их смотрят другие будущие преподаватели и те, кто уже ведет занятия. Они дают рекомендации, комментируют, а в конце ты либо получаешь апрув от авторов курса, либо нет. Если все хорошо, тебя выпускают к студентам.

У каждого курса есть готовая программа и по ней распределяют нагрузку. Примерно в 20-х числах преподаватели созваниваются и планируют на месяц вперед — кто что будет вести. Сначала разбирают свои любимые темы лекций. Часто остается несколько вебинаров, которые никто не взял. Тогда подключается руководитель преподавателей. Он знает, кто какие темы может провести «на отлично», а какие темы кому не стоит давать (например, Миша не очень в MySQL и ставить его на эту тему не стоит — он больше про Postgres).

Руководитель пытается всем по очереди вставить оставшиеся вебинары в расписание. Бывает, кто-то загружен на нескольких курсах, есть пересечения и нужно договариваться о замене и переносах. Иногда нужно срочно найти замену преподавателю «соседнего» курса, на котором похожий материал. Тогда Миша берет готовый материал, добавляет что-то из своего и получается почти новый вебинар.

Когда соглашаешься провести лекцию на другом курсе, то обычно знаешь часть материала, а в чем-то нужно еще самому разобраться, найти подводные камни, интересные случаи с работы вспомнить. Например, как мы случайно выяснили, что у нас файловый лог в Symfony по умолчанию включается из-за кеширования. «Ага, надо добавить в лекцию». Студенты это ценят: все любят истории про «мы с этим сталкивались, это страшная штука, никогда так не делайте».

Тотемный слон помогает Мише вести вебинары. И студентам сразу понятно, какой фреймворк изучают сегодня.

А потом дают новый курс разработать

В прошлом году Мише предложили подготовить авторский курс по Symfony. На курсе по Laravel были вебинары с лайв-кодингом, которые понравились студентам, и продюсеры решили делать в похожем ключе. Это, конечно, посложнее, чем просто лекции читать.

Сначала сказали, сколько будет вебинаров. Миша расписал по ним то, что хотел бы видеть в курсе. Решил, что студенты будут разрабатывать с нуля сквозное приложение: сначала установят Symfony, затем будут учиться работать с контентом, dependency injection, Doctrine и дальше по шагам до самого деплоя. А в последний модуль добавил несколько вебинаров со всякими продвинутыми штуками, которые на практике могут не понадобиться, но студентам будет интересно.

Дальше была война за «а давайте еще два вебинара добавим, потому что вот эти темы важны, но они не влезли». Это норма для новых курсов. Миша показал черновик программы другим преподавателям, которые вместе с ним будут вести курс. Они что-то поменяли местами, что-то добавили, что-то убрали. Потом показали программу потенциальным студентам — они про свои ожидания рассказали. Опять пришлось пару тем выкинуть, пару других добавить (правда, потом выяснилось, что зря добавили, но тем не менее). Вот так за несколько итераций устаканилась программа — она уже выкладывается как официальная и дальше под нее готовятся вебинары.

Ну что, я уже мидл?

Часто на курсе есть два-три студента, которые некоторые темы знают лучше тебя и могут и что-то интересное рассказать, поделиться архитектурными идеями. Курсы, которые ведет Миша, позиционируют себя как подтягивание «от джуна к мидлу». И студенты после занятий часто спрашивают: «Ну что, я уже мидл?». А Миша отвечает, что мидл — это когда уже рабочий код пишешь, а не просто лекцию прослушал.

Преподавать — не обязательно, можно только написать программу курса

Сергей Бойченко
Java-разработчик в команде CRM, автор курса «Профессия Java-разработчик»

Сергей не очень рвался в преподаватели. Несколько лет назад он жил в Краснодаре и работал в авиакомпании, у которой там был офис разработки. Руководители решили набрать студентов-стажеров в команду и своими силами вырастить их до джунов. Сергей с коллегами отправился вербовать практикантов в вузе. Набрали группу, быстро составили программу для практики - такую, чтобы ребята смогли по-настоящему поработать и за две недели написать свое приложение. В итоге несколько человек оставили на полноценную стажировку, а у Сергея появился новый опыт, про который он написал в своем блоге.

А с лучшими студентами они летали в Тюмень, в главный офис компании, знакомиться с авиацией и смотреть, как обслуживают и ремонтируют вертолеты.

Если ты где-то написал, что любишь заниматься наставничеством — тебя найдут

Через какое-то время Сергея нашел продюсер онлайн-курсов и предложил подготовить авторский курс по Java.

Они пообщались, продюсер рассказал, как видит курс, на какое время он рассчитан, на какую аудиторию, чему студенты должны научиться к концу. Сергей вспомнил про свой предыдущий опыт с практикантами, чего им не хватало и чего не хватало ему самому, когда он только начинал работу.

Сначала составил верхнеуровневую структуру, разбил ее на части: от азов до сложностей. Подумал, что часто начинающим специалистам не хватает умения работать в команде и в сжатые сроки — добавил несколько заданий, которые помогли бы им в это погрузиться. Дальше уже «начинку» каждого вебинара расписывал, а потом дополнял и исправлял ее с преподавателями, которые будут вести вебинары.

Работа над созданием курса — не одноразовая, это не «написал и забыл». Курс сейчас идет, и иногда мне пишут, что-то уточняют, пересылают вопросы от студентов - я стараюсь на все отвечать, что-то приходится переделывать.

Гульшат Афлетунова
QA-инженер в Skyeng, преподает на курсе «Инженер по тестированию» в Skypro

Гульшат преподавать начала давно, в Йошкар-Оле — она работала в компании, которая делала софт для дистанционного обучения. И так как сотрудников всегда не хватало, у них был свой «институт программных систем», и преподавали там почти все опытные специалисты. Потом Гульшат поменяла работу и переехала в Москву, а через пару месяцев поняла, что не может не преподавать. Нашла онлайн-курс по своему профилю и откликнулась на вакансию. Вот уже второй год преподает.

В далеком 2019 можно было всех студентов вживую обнять и поздравить с окончанием курса. А теперь только виртуально.

Новый курс - это дополненный старый

Как и других, на этом курсе есть готовая программа. Но в онлайн-образовании очень быстро все меняется, устаревает, и тогда преподаватели добавляют что-то свое. Вот так постепенно курс и обновляется, в процессе. Базовые вещи остаются, но добавляется много нового, и в итоге рождается другой курс.

Занятия проходят в Zoom, но преподаватель может выключить свою камеру. Для общения каждой группе студентов заводят отдельный чат в Телеграме. Гульшат скидывает туда полезные ссылки, отвечает на вопросы. Или предупреждает, что на следующее занятие лучше с компьютера подключаться, потому что будут онлайн решать задачки и нужно быстро отвечать.

Студенты подключаются к вебинарам даже из гаража

На курс приходят разные люди, иногда у них совсем нет опыта и они из других профессий. Однажды у Гульшат был студент, который на всех вебинарах присутствовал из гаража. Он там ремонтировал машину, но всегда со включенной камерой и звуком. Звук ему Гульшат, конечно, отключала, чтоб не отвлекал, а видео не могла. При этом он слушал внимательно, задавал вопросы.

Еще бывают хитрые студенты. Вместо домашнего задания присылают что-то похожее со словами «ой, мне вот тут попалось интересное — я сделал, проверите?». А по факту оказывается, что это тестовое задание рабочее. Вот так делать точно не надо, потому что преподаватель сразу заметит. Во-первых, все ценят честность: можно попросить о помощи прямо. Во-вторых, это некрасиво по отношению к работодателю: возьмут тебя с идеальным тестовым, но работать все-равно придется самому.

А потом появился Skypro

В начале 2021 года мы запустили свой онлайн-университет Skypro, где погружаем студентов с нуля в ИТ-профессии и необходимые навыки. Гульшат стала одним из преподавателей курса “Инженер по тестированию”.

На курсе много активностей. Гульшат нравится формат воркшопов — когда садишься и решаешь конкретную задачу или проблему. Студентам помогает закрепить пройденную теорию, сразу попрактиковаться и задать вопросы преподавателю. А еще, понять важность софт-скиллов — на воркшопах приходится работать в команде, активно общаться с другими ребятами, брать на себя ответственность за задачи.

Гульшат делится на курсе не только техническими знаниями, но и мудростью QA: как пришла в тестирование и какие сложности были на старте, чего стоит ждать, а чего нет, как проходит рабочий день. Это позволяет студентам лучше разобраться, подходит им профессия или нет, какие есть векторы развития.

Для меня преподавание — возможность научиться объяснять свои мысли так, чтобы любой человек тебя понял. Очень помогает в работе, когда нужно что-то объяснить коллеге или заонбордить новичка. Все становится гораздо быстрее и проще, когда у тебя есть навык преподавания.

И, кстати, не обязательно с самого начала преподавать или писать программы курса. Если чувствуешь, что не готов вести занятия, то можно начать с проверки домашек. Потихоньку походить на занятия, посмотреть, как ведут другие и влиться в коллектив. А потом и самому взяться за преподавание.

Наставник — не преподаватель

Олег Скляров
Fullstack-разработчик в Skyeng, наставник. Канал Олега.

Когда Олег пришел в Skyeng и стал работать удаленно, у него освободилось 2 часа в день, которые он раньше тратил на дорогу в офис. Он подумал, почему бы не попробовать преподавать, но не знал, с чего начать. Поэтому просто загуглил «наставник». Пролистывая ссылки, увидел в одном описании знакомый стек — PHP, JavaScript, а потом, что на курс набирают наставников.

Наставник — это и друг, и жилетка, и поддержка. Главное, соблюдать границы (источник: https://htmlacademy.ru/)

Олег вебинары не проводит, а проверяет домашние задания студентов (пул-реквесты на GitHub) и разбирает с ними ошибки по Skype. Он больше опытом делится, помогает разобраться со сложностями на практике. Если вопросы по теории, то тоже разбирают. Наставник — это человек, который студента «за ручку» ведет к знаниям.

Обычно Олег берет 2 студентов из двухмесячного интенсива - это примерно по паре часов в неделю на созвоны плюс время на проверку заданий и общение в чатах. Когда понимает, что в ближайшие пару месяцев у него не будет свободного времени, то пропускает следующий интенсив, а потом снова подключается.

Так выглядит сеанс парного программирования со студентом.

В роли наставника приходится много общаться со студентами. Среди них есть совсем неподготовленные: кто-то не знает как поменять две переменные местами. Но есть у меня один студент, ему 57 лет, я ему в сыновья гожусь. Он закончил вуз в 88-м, работал на оборонном предприятии, пробовал свой бизнес, сейчас живет где-то в деревне под Москвой. А теперь занимается программированием. Годовой курс прошел и готовит резюме, собирается пойти джуном работать.

В этом отзыве прекрасно все. No comments.

Что делать, если не хочешь читать лекции или проверять домашки, а делиться опытом — хочется?

Артем Новичков
iOS-разработчик в Skyeng, преподает на курсе по iOS-разработке, ментор. Сайт Артема.

Артем тоже хотел делиться своим опытом. У него даже была мысль открыть с другом курсы в офлайне в Омске, но было страшно, что не потянут.

Решил посмотреть, что есть онлайн и случайно нашел платформу Codementor. Она позволяет связывать тех, у кого есть вопросы, и тех, кто хочет помогать. Ведь как бывает: сидишь над проблемой, гугление не спасает, знакомые разработчики тоже разводят руками. Круто бы найти человека, который погрузится в твою задачу, поймет проблему и поможет оперативно решить.

Артем зарегистрировался там как ментор. Чем-то похоже на фриланс: видишь список заказов, связываешься с человеком. Основной формат - это короткие сессии. Можно посмотреть его проект заранее, созвониться, что-то вместе с ним разобрать, если непонятно. Можно потратить меньше часа, помочь, получить за это денежку и на этом закончить. Но бывает, что и несколько раз с кем-то работаешь.

В основном тут общаются на английском. И в этом главная сложность: на русском иногда тяжело донести что-то связанное с разработкой, а тут иностранный. Но с другой стороны, это хорошая практика: болтаешь на профессиональные темы, английский прокачиваешь, и тебе за это платят. Ставки довольно неплохие: у Артема 20 долларов за 15 минут. Но по 40 часов в неделю сидеть и болтать со всеми не получится: заказов не так много, да и взять все один человек не сможет.

Сначала проверяешь домашки, а затем и вебинары ведешь

А потом Артему предложили преподавать по-настоящему. Начал с проверки домашек студентов на курсе iOS-разработки, потом стал проводить вебинары и проверять дипломные работы.

Артем постоянно улучшает свое рабочее место: то микрофон получше купит, то камеру на заработанные от преподавания деньги. А “Оскара” он привез с ивента в Нетологии.

На старте тестовое: надо было выбрать тему из курса и записать небольшую лекцию - ее смотрят и дают обратную связь. Перед тем, как выпустить к живым студентам, был пробный вебинар: два человека из команды курса в режиме онлайн слушали Артема и специально перебивали, в чат писали постоянно. Так проверяли, как он умеет вживую общаться и реагировать на действия студентов.

А студенты не только вопросы задают и благодарят, но и комплимент сделать могут. Однажды Артему написали, что у него «лекции очень хорошо поставлены и модная прическа» :)

Кроме англоязычной площадки Codementor есть и ресурсы на русском

Первый — GetMentor. У разработчиков площадки опенсорс-подход: не берут оплату с учеников и менторов. Ресурс поддерживается донатами, можно помочь идеями или доработать что-то по сайту. Здесь многие менторы предлагают помощь бесплатно, внося вклад в развитие сообщества. Но и за плату не возбраняется.

После заполнения профиля анкета ментора отправляется на модерацию, но это быстро. Ментор взаимодействует с площадкой через телеграм. Туда прилетают заявки, можно принять или отклонить. К Артему приходят как ребята, у которых конкретные запросы по знаниям, так и просто те, кто хочет нетворкинга и знакомств. А еще, у GetMentor есть сообщество в телеграме для менторов. Там же сидят основатели, активно общаются со всеми, спрашивают, что внести из изменений на сайт.

Другой вариант — Solvery. Артем оставил заявку, с ним списались и позвали на интервью. Рассказали про платформу, расспросили про опыт. Обязательно нужно включить камеру, модерация пожестче. Потом у тебя появляется страничка на сайте. Полей придется заполнить много: статьи, образование, чем можешь помочь. Через какое-то время приходит модератор и говорит «вот есть ученик с таким-то запросом, хочешь ли взять себе». То есть ты ждешь, когда прилетит заявка и, в зависимости от нагрузки, берешь или нет.

Попробовав разные форматы, могу сказать, что мне больше нравятся часовые сессии с предварительной подготовкой со стороны ученика и со стороны ментора. Когда ученик уже что-то посмотрел, поразбирал, у него есть вопросы или проект. Я тоже предварительно стараюсь подготовиться: собрать полезные материалы, ссылки, продумать ответы на вопросы, которые написал ученик. И тогда сессия проходит плотно, идете по конкретным темам. Не происходит «ой, у меня такой-то вопрос» и вы пока порассуждаете, пока погуглите нужные материалы. Все. Время вышло. Поэтому люблю предварительную подготовку, чтобы прошло эффективно.

И несколько полезных ссылок от ребят из статьи про преподавание и наставничество:

Курсы по iOS: можно ли оценить качество курса по его описанию?

Советы от Олега, как стать наставником в IT.

Что дает наставничество разработчику: история Олега Склярова в подкасте Сергея Жука «Между Скобок».

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда