Война Meta* против поставщиков серого API WhatsApp. Или что делать, если вы хотели перехитрить корпорацию
Спустя три года после выхода WABA (WhatsApp Business Api), разработчикам серых API начали прилетать иски и угрозы. Разбираемся что делать, если у вас есть действующий WhatsApp бот или вы поставщик серого API для WhatsApp. Инсайдерская информация, советы и прогнозы на будущее.
Предыстория
WhatsApp появился в 2009 году. Белое официальное API (WABA) для него вышло только в 2018. И очевидно, что почти 10 лет миллионная аудитория мессенджера не могла оставаться без внимания. Предприниматели хотели взаимодействовать со своими клиентами в том мессенджере, который всем привычен.
Так появились поставщики серого API для WhatsApp.
Не смотря на то, что они хорошо работали (и зарабатывали) вплоть до 2022 года, в Facebook* (ныне Meta*) не сильно переживали про их существование. Иногда, со стороны Meta* были какие-то письма и попытки запугать серых разработчиков. Но, в большинстве своем, эти угрозы ничем не заканчивались. До суда не доходило.
В 2019 году, с выходом белого API, в сторону WhatsApp посмотрели и крупные компании, которые до этого неохотно шли на сотрудничество с серыми решениями. Meta* брала деньги за каждое отправленное сообщение и по началу продавала только крупным покупателям с большими чеками. К 2022 году цены снизились, условия упростились, появилось больше партнеров и, наконец, даже небольшие компании могут себе позволить подключиться к WABA.
Рынок поменялся, но не полностью
В какой-то момент, в 2022 году, Meta* наконец решила давить серых поставщиков. То ли пришло осознание, что серое API до сих пор дешевле (там нет оплаты за каждое сообщение), то ли просто решили остаться единственными на этом поприще — не известно.
Факт остается фактом. В начале 2022 года, компаниям поставщикам серого API опять начали приходить письма от Meta*. Там были не абстрактные обещания обратиться в суд, а уже весьма конкретные повестки. Многие даже выходили на диалог с юристами Meta*, где объяснялось, что-то в стиле “мы все равно вас задавим, поэтому лучше по-хорошему отползите в сторону”.
Мы, в Botcreators занимаемся разработкой чат-ботов уже более 4 лет. И, в какой-то момент, к нам обратился клиент, который хотел чат-бота для WhatsApp. В поисках способов закрыть ему задачу, мы познакомились с Никитой К. Именно он и поделился своим взглядом на эти события.
Никита на тот момент был одним из сооснователей одного из крупнейших поставщиков серого API для WhatsApp. Полностью его имя и компанию мы не называем по просьбе самого Никиты.
Далее слова Никиты:
Конец цитаты.
Почему выбирали и выбирают WhatsApp, а не Telegram, VK или Viber?
Все просто: в WhatsApp можно чтобы бот “писал первым”. С этим есть куча нюансов в виде блокировок номера, ограничение на количество отправляемых сообщений и т.д. Но “ключевая особенность” именно в холодной рассылке.
В Viber тоже можно писать первым. Но это будет бизнес аккаунт, сообщения от которого будут лежать в отдельной вкладке. С этим имеет смысл заморачиваться только представителям крупных брендов. Ибо надо проходить согласования и заполнять информацию о компании. Небольшие предприятия или не хотят заморачиваться, или ждать модерации.
В Telegram такая возможность появилась сравнительно недавно. И то, совсем “в холодную” чат-боты писать по прежнему не могут (надеюсь и не смогут). Чтобы бот написал якобы первым, надо, чтобы пользователь подписался на канал и как бы одновременно фоном стартанул бота (а то и не одного). А бот сразу удалил сообщение о старте и пропал в списке чатов, чтобы у пользователя в будущем сложилось ощущение, что бот ему пишет “в холодную”. И я сейчас не говорю про холодную рассылку с помощью Telegram API. Я про Telegram Bot API. Кому интересно подробнее, у нас была статья на эту тему.
Про VK, думаю, пояснять не надо. Чтобы бот мог тебе что-либо прислать, ты должен или на группу подписаться или сам начать с ним диалог. Исключение, разве что, только всякие hh.ru или Cdek, которые шлют уведомление в VK даже если ты на них не подписывался. У них договоры с VK.
Вот и получается, что когда вы сходили в салон красоты, то просьба об оценке визита вам приходит именно в WhatsApp. А не в Viber или Telegram или VK. При том, что записывались вы не через WhatsApp.
Будущее Meta* и WhatsApp Business API
В период с 2009 по 2022 год многие себе успели заказать чат-ботов для WhatsApp, либо слепить их на конструкторах. Если вы из их числа, то вот, что вам надо понять или выяснить:
- Как работает ваша интеграция? Через серое API или через белое? Спросите вашего поставщика услуг или коллег, кто этим занимался.
- WABA и серые решения устроены принципиально по разному. Если у Meta* интеграция сделана понятно где (в ядре), то серые поставщики API делают интеграцию в обход, часто через жуткие костыли. Поэтому переехать по щелчку пальцев с серого решения на белое, скорее всего, не получится.
- Скоро не останется серых поставщиков. Даже в условиях нашего рынка. Хотя бы потому, что им закроют техническую возможность поддерживать свои продукты. Ну или потому, что в Meta* очень плотно следят за всеми, кто пытается создать что-либо на базе их продуктов. И это инсайд, а не конспирология. Думать, что именно про вас в Meta* еще не слышали — большое заблуждение. Бояться их? Решать вам.
Если вы собираетесь заказать себе WhatsApp бота, то внимательно смотрите, что вам предлагают. Цены на белое API очень разные у разных поставщиков. Публиковать я их тут не буду. Из понятных метрик скажу лишь, что у белого API не бывает бесплатной отправки сообщений. Они тарифицируют каждое отправленное сообщение.
Если вам предлагают сделать бота на WABA, то просите документы, подтверждающие, что они действительно используют WABA, а не делают вид, что используют.
Кстати, за 2021 и 2022 год цены на WABA снижаются. Рынок уплотняется и сама Meta* тоже снижает планку для провайдеров. Глядишь, к 2024 году цены будут адекватными и для микро бизнеса.
*Meta (ранее Facebook) запрещенная в РФ организация.
А еще у нас есть канал про чат-ботов https://t.me/botcreatorsru
Считаю механизм "пользователь сам начинает интерактив с ботом" - максимально правильным. Если пользователю надо - взаимодействие будет, если нет - не надо холодных сообщений, это говно. Пришлите SMS-ку, письмо - со ссылкой на бота и пользователь - если захочет - начнёт с ним общаться. Все эти ухищрения по "оценке визита" которые прилетают непрошенными сообщениями в viber/whatsapp - полное говно, отправляются сразу в спам + блок + report.
А если вы условный салон красоты, который хочет, чтобы вы оценили визит?
Как им достучаться до вас?
Я никого сейчас не оправдываю. Просто спрашиваю мнение.
Ха, так viber как раз и помер от того что там был перманентный поток спама.
Вотсапп не имеет развития черти сколько лет, ничего нового не вводят, мессенджер по сути стагнирует, добавка еще потока рекламы рано или поздно при таком подходе отправил его вслед за вайбером.
телега тоже с проблемами но пока это лучшее что есть. Надеюсь какой нить матрикс станет так же популярным.
Например в Японии или Израиле Вайбер отлично себя чувствует. Поэтому говорить, что он прям умер — не совсем корректно.
В РФ в нескольких регионах им пользуются очень плотно тоже.
Ватсап выглядит как будто не развивается, согласен. Но на самом деле они очень сильно прокачивают WABA сейчас. Видимо фокус там.
Телега пока лучшая да. Тут согласен
Как это ничего не вводят? а как насчет реакций на сообщений в WhatsApp
Да и... хрен бы с ним?
Бизнесы заинтересованы в Whatsapp не столько потому, что там писать можно первому (читай спамить), а потому что львиная для целевой аудитории в Whatsapp сидит, а не в телеге, и не в Viber.
Почти у всех стоит по 1-2 мессенджера. А у некоторых и по 3-5
Даже у старшего поколения, которое раньше сидело только в ватсапе\вайбере - стала появляться телега
Лучше бы написал инструкцию как это официальное белое апи подключить. Я пытался, получил кучу верификаций, но до конца так и не дошел( было 2 года назад
Обращайтесь к нам в Chat2Desk (гуглится), всё быстро подключим.
Так а ты как пытался? Через провайдера?
Неужели провайдер не пояснил что делать?
И 2 года назад это очень давно уже. Сто раз все поменялось у них с тех пор
Комментарий удален модератором
🤷♂️
Женя, спасибо! ТОП тема! Как раз я топлю за официальное API
Спасибо 😀
У нас долгое время использовался WAPI - это серый api поверх веб-версии. Вот что доставляло неудобство - это обновления Вотсапп. В итоге вообще отказались от него и перешли в Telegram.
Примерно про это и статья 😀
Сейчас все серые решения пропадут с рынка постепенно
Те кто не перейдет в другие мессенджеры - вынуждены будут переключаться на WABA
А как стать официальным WhatsApp Business Solution Provider?
Похоже буду статью на эту тему писать 😀
Хоть мы и не являемся партнером сами
Если клиент ответит на сообщение, то последующая переписка в течение 24 часов будет бесплатной.
Да. Но первое то в любом случае платное.
А у серых математика сразу по другому строится
Либерализм, однако. Останется только десяток-другой крупных компаний, которые и будут получать всю прибыль
Обычно закрытая платформа не имеющая фанбазы щагибается и скатывается к унылому ширпотребу.
Время покажет куда такая стратегия приведет конкретно их.
Пока что спрос на их WABA есть у крупных компаний, а значит она не загнется
ватсапп просто оставьте в покое, рукожопы из меты, не вы его создали, не вам его менять
Комментарий удален модератором
Вот бы российским разработчикам в условиях санкций лизать пятую точку запрещенной организации. Пускай сначала научатся уважать национальное законодательство, а потом кошмарят девов своими исками.
Если не хочется платить запрещенной организации, то перевозите свою аудиторию в другие мессенджеры. Например в Telegram.
А у многих бизнесов не очень то есть выбор. Их аудитория сидит в WhatsApp и сидит. И ничего ты с ней не сделаешь. Хочешь коммуницировать? Скорее всего придется платить запрещенной организации.