{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как начать год с чистого листа или профессию с чистого портфолио

Команда Galstuki.pro рассказывает, кто такой SMM-менеджер, зачем он нужен и как им стать.

Если вы решили изменить свою жизнь в новом году, начать можно с профессии. Для тех, кто интересуется маркетингом, любит сидеть в соцсетях и хочет работать удаленно, есть хороших вариант.

Для многих сфера SMM кажется очень простой и поверхностной. Кто в сфере больше 10 лет помнят времена, когда каждый второй школьник называл себя SMM-специалистом. И профессия считалась мягко говоря не элитарной. Многим казалось, что единственная задача smm-щика вовремя выкладывать картинки и придумывать смешные подписи к ним в соцсети.

Но годы шли, социальные сети занимали все больше места в нашей жизни. Уровень специалистов рос и все псевдоспецы не выдержали конкуренции и стали блогерами))

Потому что, чтобы работать в SMM, нужны определенные навыки и умения. Какие-то можно получить на курсах, в интернете, какие-то растить в себе с опытом. Но об этом потом. Самые частые вопросы у тех, кто метит в сферу — с чего начать, что нужно знать и как найти работодателя. Сейчас расскажем все по порядку.

SMM-менеджер — не просто человек, который выкладывает фотографии в соцсети и поддерживает активность аккаунта.

Конечно, не без этого. Но публикации лишь вершина айсберга. Менеджер анализирует конкурентов, тренды, контролирует таргет, продюсирует съемки и многое другое для того, чтоб эти самые «картиночки» привлекали ту аудиторию, которая необходима заказчику для достижения его цели. Это могут быть продажи или увеличение узнаваемости. У каждого клиента свои планы на соцсети.

Как попасть в сферу?

Есть много способов попасть в сферу. Можно стать менеджером проекта, который делает почти все и сразу, либо начинать работать в узкой специальности (таргетолог, сторис-менеджер, дизайнер, копирайтер, комьюнити-менеджер, фотограф, видеограф, контент-мейкер). Всему этому можно обучиться.

Многие из тех, кто начинал с узкопрофильной специальности, потом, когда набирались опыта и понимания, как в целом работает SMM, как все устроено, становились менеджерами проектов.

Дальше есть несколько путей: можно вести вести одного клиента на фрилансе, быть в штате у компании и работать над ее эффективностью, или прийти в агентство и вести несколько бизнесов.

Специалист либо самостоятельно выполняет большое количество разноплановых задач внутри проекта (тот же дизайн, сторис, тексты и т.д.), либо готовит техническое задание для других сотрудников (копирайтера, таргетолога, фотографа/видеографа, PR).

Менеджер проектов — хорошая стартовая площадка для развития специалиста в рекламной сфере.

Какие навыки должны быть?

Мы, как постоянно растущее SMM-агентство, часто нанимаем на работу менеджеров. Это важные для нас специалисты. Они ответственны за компанию, которую им поручили, ее прогресс.

Менеджер составляет стратегию продвижения организации, понимает ее цели, планы, как достичь результата. Держит в голове и идет к ним самостоятельно или с помощью других специалистов. Но ответственность за результат всегда лежит на менеджере, как на координаторе.

Важно не смотреть на проект как на отдельные задачи: посты, визуал, таргет. Ценен тот специалист, который видит общую картину, путь от "сейчас" до цели.

Главный навык — насмотренность.

Будьте в контексте популярных фильмов, сериалов, книг, следите за трендами и тем, что делают конкуренты.

Аккаунт, который вы ведете, должен быть актуальным. Не теряйте новостную повестку, будьте в курсе того, что происходит в мире и в вашей сфере. Всегда есть яркие инфоповоды, которые можно использовать в публикациях. Первый и главный навык – любознательность и насмотренность. Только так аудитории будет интересно и актуально все, что вы делаете.

Второе – умение мыслить логически и стратегически.

Когда приходишь в СММ, нужно собрать своеобразный пазл: есть пожелания клиента, реальные цели, целевая аудитория, таргет, тренды, площадки. Нужно соединить все в общую картинку так, чтобы получилось хорошо и работало на пользу клиента.

Составить стратегию, проанализировать целевую аудиторию, составить грамотный контент-план — все это надо уметь делать быстро и эффективно. Если не умеешь собирать даже простые головоломки, в SMM будет сложно.

Многие работодатели не хотят брать на работу неопытных менеджеров. Для их обучения нужны время и силы, не все готовы их тратить. А если сотрудник не обладает базовыми стратегическими навыками, не может самостоятельно понять, как разработать план и собрать все составляющие проекта воедино — с ним вряд ли будут долго возиться.

Сообразительность и скорость принятия решений.

Менеджер должен быстро понимать, что нужно клиенту, адаптироваться и оперативно менять стратегию продвижения, если она не эффективна.

Скорость принятия решений важна. В SMM часто появляются задачи из разряда «здесь и сейчас». Быстро ответить на комментарий, понять требования клиента и выполнить их, изменить стратегию и двигаться по новому плану, если старый плохо работает.

Умение учиться.

Технологии, интернет, социальные сети, сфера SMM постоянно развиваются. Ничего не стоит на месте: появляются новые площадки, возможности, тренды. И нужно на ходу учиться с этим работать. В полевых условиях разбираться с алгоритмами и появившимися функциями.

Когда мы пришли в сферу, только появился ВКонтакте. Затем стал популярен Instagram, там начали снимать вайны, сторис. После пришла эра коротких видео: TikTok, рилс, ВК клипы, Shorts. Появлялись и блокировались рекламные кабинеты, менялись требования к таргетированной рекламе.

Все развивается, не стоит на месте. Каждый раз нужно учиться чему-то, узнавать, как работать в новых условиях. Если нет желания расти — сфера не для тебя.

Умение взять на себя ответственность.

Многие специалисты, особенно молодые, пришедшие после обучения, не в полной мере осознают, что в их руках находится чье-то дело жизни.

Некоторые из таких делают свою работу на “авось” и в последний момент в надежде, что руководство поправит, кто-то и вовсе срывает сроки, рассчитывая на полную безнаказанность.

Но в нашей сфере важно быть внимательным и выполнять работу вовремя. Тех, кто так делать не любит, мы отсеиваем на этапе тестового задания.

Смелость.

Не бояться что-то предлагать, пробовать, экспериментировать. Например, Aviasales и презервативы VIZIT ярко, экстравагантно ведут себя в своих соцсетях. Не каждый на такое осмелится, но их аудитории нравится.

Уметь донести свою точку зрения до клиента и не бояться с ним спорить в некоторых моментах. Он должен понимать, почему делается так, а не иначе. Чтобы в итоге не случился масштабный конфликт.

Умение разбираться в людях.

Чтобы что-то продать, нужно понимать, кому и для чего это продаешь. Если вы достаточно эмпатичны, то вам будет проще создать полноценное комьюнити.

Желание разбираться в людях, клиентах или аудитории. Например, ваш клиент продает удочки, а вы ни разу не рыбак и даже не планируете. Как продавать? Идти на форум про рыбалку, читать, что там пишут, следить за блогерами в этой сфере, отслеживать новостную повестку и тд. Узнать ЦА и понимать ее.

Многозадачность.

Умение решать много вопросов одновременно. К тому же, чем больше навыков у менеджера — тем больше он ценится работодателем. Хороший SMM-щик сможет не только разработать контент-план и выложить историю в социальную сеть, но и напишет хороший текст, качественно сфотографирует, снимет интересное видео.

Один из трендов нашего времени — видео-контент. Короткие ролики набирают десятки миллионов просмотров и органическим путем раскручивают аккаунты, приводя новых клиентов предпринимателям.

Именно поэтому при поиске новых менеджеров в нашу команду мы обращаем внимание на навыках съемки и монтажа. Потому что сейчас без этого не обойтись.

Можно ли выучиться профессии бесплатно?

Есть огромное количество сервисов, статей, специалистов, которые рассказывают об SMM подробно, понятно и бесплатно. Можно начать вести свой блог и пробовать все полученные знания на нем.

Но чтобы выйти на новый уровень, лучше выбрать обучающий курс, где всю информацию причешут и подадут пошагово. В удобном для вас формате. Лучше выбирать курсы от крупных образовательных компаний либо каких-то агентств высокого уровня, не блогеров.

Когда уже есть базовые знания и навыки, даже с нулевым опытом можно попробовать устроиться на работу в рекламное агентство. Иногда крупные корпорации берут к себе совсем «зеленых» специалистов. Такие организации раньше называли «кузницей кадров».

Там студенты без портфолио работают практически круглосуточно. Им платят небольшие деньги и используют по максимуму. Но специалисты набираются того самого опыта, который им необходим для карьерного роста.

В таком случае можно обучиться профессии бесплатно и на практике. Но нужно понимать, что сил и времени уйдет достаточно. Зарабатывать много и сразу не получится.

Как начинающему менеджеру откликаться на вакансии?

В большинстве случаев работодатели первым делом смотрят на опыт и кейсы. Часто на резюме не обращают внимания. Не важно, где и сколько работал человек. Его проекты покажут, какой он специалист.

В портфолио должны быть ссылки, скрины, картинки, тексты, которые продемонстрируют работу человека. То, что было им создано и что ему самому нравится. Там обычно находятся самые удачные по мнению соискателя проекты.

Именно для того, чтобы это портфолио было, даже в рамках учебы (на курсах или в ВУЗе), когда дают задания, нужно стараться делать их максимально креативно и качественно. Студенты пишут тексты, делают визуал компаний, продумывают стратегию работы. Весь спектр того, с чем работает менеджер. К тому же часто получают правки и комментарии преподавателей. Если слышать их и делать так, как говорят — получится неплохой кейс для портфолио. Если в нем совсем пусто, такие учебные проекты могут помочь продемонстрировать работодателю ваш потенциал.

На что обратят внимание в отклике новичка?

Важна честность. Не нужно приписывать себе подвиги, которые не совершались. Это достаточно быстро раскроется. Расскажите про свой опыт, даже если он минимален. Дайте понять, что вы начинающий специалист, и в рамках обучения и практики были хорошие проекты. Докажите свою профпригодность.

Хорошие менеджеры по персоналу видят потенциал в новичках по его кейсам. Поэтому их важно собирать. Если компания готова растить профессионала самостоятельно, хорошее портфолио будет решающим моментом.

Что нужно понимать начинающему специалисту?

Нужно понимать, что в первое время оплата за ваш труд будет невысокой. Ровно до того момента, пока у вас не будет достаточно опыта и компетенций, чтобы работодатели хотели вам платить больше.

К сожалению, сейчас абсолютно неопытные менеджеры, только закончившие обучение, совсем без портфолио, приходят устраиваться на работу и требуют заработную плату как у профессионала со стажем. Но любой здравомыслящий работодатель не будет столько платить новичку. Потому что понимает, что в него нужно вложить еще очень много сил и времени, чтобы сделать из него толкового специалиста.

Поэтому лучше убрать эти завышенные требования к доходу на ранних этапах карьеры. Самое главное — наработать опыт. Первое время будет трудно, потом проще.

На какой доход рассчитывать?

Зарплатная вилка у SMM-менеджеров во всех областях разная. В Москве и Санкт-Петербурге оплата выше, чем в регионах.

Средний заработок SMM-специалиста в Москве — 45 000 рублей. На HeadHunter можно найти предложения с зарплатой до 120 000. В Петербурге рядовой специалист получает около 40 000 рублей в месяц, но на сайтах с вакансиями можно наткнуться на объявления с окладом в 100 000 рублей.

Средняя зарплата менеджеров в нашем агентстве — 50 000 рублей. Но нужно понимать, что многое, в том числе и заработок, зависит от самого специалиста, его опыта, компетенций, количества проектов, которые он ведет. У неопытных работников зарплата будет меньше. Нужно помнить: когда работодатель принимает на работу новичка, он берет на себя обязанность обучить его всему необходимому, контролировать и направлять. Тратится огромное количество ресурсов руководителя, которые нужно чем-то возместить. Поэтому труд неопытных сотрудников стоит дешевле.

Потом, когда человек становится более самостоятельным, набирается профессиональных навыков, когда ему можно довериться и делегировать часть работы — заработная плата растет.

Тренды 2023 в SMM

2022 год был щедр на изменения и тренды. Трудно сказать, что будет дальше и как будет вести себя аудитория социальных сетей через год или пять – все слишком быстро меняется. Но на сегодняшний день в SMM-продвижении лидирует несколько тенденций, которые обещают остаться с нами на какое-то время.

  • UGC-контент.

Идеальным визуалом уже сложно зацепить людей. Он искусственный, неинтересный. В 2023 году пользователи больше всего будут ценить тот контент, который создан ими самими: фотографии, видео, отзывы. Все максимально честно. Аккаунты с такими публикациями вызывают у людей гораздо больше доверия, чем “вылизанные” картинки.

  • Распределение ресурсов.

Сейчас нестабильное время. Чтобы не случилось так, что заблокировали одну-единственную соцсеть, на которой присутствовал бренд, нужно расширять масштабы и осваивать другие площадки, в которых обитает целевая аудитория.

  • Уникальность контента.

На разных платформах живут разные целевые группы. У каждой свои интересы и цели. Материал, опубликованный на странице бренда во ВКонтакте, должен отличаться от поста в Telegram или любой другой социальной сети.

  • Видео.

Формат коротких видео ворвался в нашу жизнь и набирает обороты с бешеной скоростью. Многие площадки создали целый раздел для секундных роликов, которые так нравятся аудитории. Оно и неудивительно: видео недлинные, динамичные, интересные. С такими и час пройдет как несколько минут.

Но короткие ролики понравятся не только пользователям: менеджерам, которые их создают, тоже не на что жаловаться. Не нужно покупать гору дорогостоящей аппаратуры, сложные программы для монтажа видео. Чтобы снять, отредактировать и выложить клип, достаточно одного мобильного телефона, знания современных трендов и понимания механики работы.

Если получится попасть в ТОП, “залететь” в рекомендации — видео получит огромные охваты, а владелец бизнеса новых клиентов.

Что думаете? Хотели бы попробовать себя в новом деле?

Дружинина Инна
Сооснователь SMM-агентства Galstuki.pro, руководитель отдела продаж
0
3 комментария
Ненавижу Лицемеров

скачал эту публикацию, поскольку

Ответить
Развернуть ветку
Ян Тюрин

вода так еще и мокрая

Ответить
Развернуть ветку
Nikita

Вы хотели сказать "вылили"?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда