Соцсети
Evgeny Nikiforov
2556

Монетизация мессенджера: кейс Line

У всех популярных мессенджеров в России — WhatsApp, Viber, Telegram — практически нет выручки. Но оказывается, на мессенджерах можно много зарабатывать. Рассказываем историю лидера Японии.

В закладки
Аудио

Line — самый популярный мессенджер в Японии. Сегодня он девятый в мире по числу пользователей и четвертый по выручке. Впереди только пара китайских гигантов: Wechat и QQ Mobile, и Skype. Line примечателен взрывным ростом (100 млн пользователей через полтора года после запуска) и диверсифицированной моделью заработка. На сегодня Line в России заблокирован Роскомнадзором.

Line был запущен в 2011 году как приложение для уведомлений при землетрясениях, но вскоре трансформировался в полноценный мессенджер. В 2012 году создатели начали развивать экосистему Line: появилась лента друзей, блог, новостной портал. Line начал трансформироваться в гибрид мессенджера и социальной сети и развивать экосистему дополняющих продуктов.

Встроенные в Line сервисы The Egg

Вообще зарабатывать на продукте с аудиторией более 100 млн человек кажется очевидным. При этом половина мессенджеров из 10 крупнейших либо практически ничего не зарабатывают, либо убыточны. Whatsapp на заре своего существования в некоторых регионах пробовал монетизацию «в лоб» и брал плату за скачивание, но постепенно отказался от этого и стал полностью бесплатным, сделав ставку на рост аудитории.

Facebook Messenger появился как бесплатный придаток к Facebook и начал зарабатывать на рекламе только в середине 2017 года. Viber не особо успешно пытался зарабатывать на стикерах. Телеграм вроде должен начать зарабатывать на блокчейн-платформе TON.

У каждого азиатского мессенджера, помимо, собственно, мессенджера, есть своя экосистема, линейка комплементарных продуктов, которые и приносят выручку. Плюс в том, что выручка диверсифицируется по множеству юнитов, интегрированных в одно приложение. Получается экосистема продуктов вроде «Яндекса», только встроенная в мессенджер. Первым этот подход опробовали китайцы (WeChat и QQ Mobile), затем успешно скопировали японцы (Line) и корейцы (Kakaotalk).

Вот неполный список источников выручки Line:

  1. Реклама: у Line есть собственная рекламная платформа, несколько видов интеграции. На сегодняшний день — ключевой источник доходов.
  2. Стикерпаки: большинство стикеров в мессенджере платные, многие анимированные. Стикеров в японском стиле и выглядят нереально круто.
  3. Line Friends: серия персонажей из стикеров внутри мессенджера. Япония славится любовью к няшным персонажам, и некоторых удачных героев стикеров начали монетизировать. Выпущены кучи мерча, манги, анимэ, игр и прочего контента про «друзей Line», есть тематический парк, магазины, кафе, отели.
  4. Line Pay: собственный встроенный кошелёк. В 2018 году через Line Pay прошло транзакций на сумму более $9 млрд.
  5. Manga: в Line встроен каталог японских комиксов, в том числе с уникальным контентом/
  6. Line Music: стриминговый музыкальный сервис (аналог Apple Music). Сервис интегрирован в мессенджер, музыкой можно делиться в сообщениях.
  7. Line Taxi: сервис такси по модели Uber, также как и остальные сервисы интегрирован в приложение, такси можно вызвать сообщением и оплатить через Line Pay.

Также команда Line в разное время и в разных регионах экспериментировала с внутренним сервисом доставки еды из ресторанов и видеостриминговым сервисом.

Похоже, в отличие от западных мессенджеров, японцы решили запихнуть в свой продукт как можно больше дополнительных сервисов. Самое интересное, что стратегия работает: и выручка, и прибыль Line стремительно растет. Но с другой стороны продукт получился «чересчур японским» и сейчас достаточно тяжело растет за пределами Японии.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Evgeny Nikiforov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 26, "likes": 17, "favorites": 34, "is_advertisement": false, "subsite_label": "social", "id": 64609, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 16 Apr 2019 08:32:40 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 64609, "author_id": 275847, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/64609\/get","add":"\/comments\/64609\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/64609"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199129, "last_count_and_date": null }
26 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

"Большинство стикеров в японском стиле и выглядят нереально круто. "
Пользуюсь LINE с тех пор как он вышел и мне до сих пор не по себе когда их вижу. К слову, так выглядит предустановленный и самый ходовой набор стикеров LINE

Ответить
1

Как Вы им пользуетесь, когда мессенджер у нас забанен?

Ответить
1

Порой люди живут не только у нас

Ответить
0

Что здесь не так? 😏

Ответить
0

Для европейца они чужие и страшненькие.

Ответить
4

ИДЕАЛЬНАЯ модель монетизации была у WhatsApp до продажи его цукербергу — 1 доллар в год и при этом никакой рекламы, игр, стикеров, сторис и прочей лабуды. Только мессенджер.

Очень досадно, что эта затея была свёрнута. Мне думается, что в наше время, когда быстрые и удобные приложения имеют тенденцию превращаться в неповоротливые монструозные комбайны, такой подход имеет заметные шансы на успех.

Есть немало психически здоровых людей, которым нужны только сообщения и звонки (ну может ещё видеозвонки). Ватсапп с его аудиторией мог бы дополнительно закрепить такой подход в монетизации и разработке приложений.
А бонусом бы ещё дополнительно отсеклись люмпен-юзеры, что тоже неплохо.

Ответить
1

1 доллар в год с 1 человека - это очень мало. Этот же самый человек может потратить 20 долларов за год. Поэтому нет, у Line модель лучше.

Ответить
0

Думаю, что при такой монетизации аудитория бы упала раз в десять минимум. Несмотря на то что доллар в год это почти бесплатно. А количество пользователей для мессенджера критично

Ответить
1

Почти все стикерпаки платные. Можно купить за деньги, а можно за поинты. Поинты можно заработать, подписываясь на спам, просматривая рекламу.

Сам месенджер тормозной, глючный и загажен всяким шлаком донельзя. Но в Азии все от него в восторге, а его проникновение в обыденную жизнь очень глубоко. Все компании и госструктуры имеют аккаунты и ботов в лайне.

Ответить
1

Привет! Материал получился очень неплохой, но если его дополнить, получится ещё интереснее. Можно, например, углубиться в каждый источник доходов компании. Возможно, добавить больше историй людей — кто основал, какие у Line есть «яркие» представители (и есть ли они вообще).

Ответить
1

Ощущение такое, что Line благополучно успел монополизировать рынок и вместе с этим стать мессенджером по умолчанию. После этого рекламу можно наваливать безгранично, люди стерпят. Неудивительно, что за пределами Японии дела идут туго — конкуренцию выдерживать трудно, а интеграция дополнительных сервисов даётся несравнимо сложнее, чем у себя дома.

Ответить
0

Однажды я прочитал "Отряд 731" и с тех пор стал как-то настороженно к Японии относиться.

Ответить
1

Нашли, чего бояться. Это было в импералиастической Японии. Она уже 74 года, как другая.

Ответить
0

Возможно, но там даже почти никого не посадили. Т.е. у власти сейчас дети и внуки тех самых деятелей.

Ответить
0

Учитывая то, что японская императорская династия ни разу не прерывалась, за две с половиной тысячи лет можно выискать преступления режима и пострашнее.

Ответить
0

Странно сравнивать обвешанный рекламой мессенджер с чистым и аккуратным телеграмом.
У вотсаппа другая система. Он интегрирован в фейсбук, и прекрасно показывает на фейсбуке рекламу того, о чём Вы говорите в вотсаппе. Ваши данные стоят дороже любых денег.

Ответить
–5

те слабоумные кто пользуется Телеграммом , они наверное и антивирусом Касперского пользуются

Ответить
0

В LINE нет никакой рекламы. Все, что там есть - это ссылки на собственные сервисы. Ну и возможность подписаться на официальные паблики компаний. Вместо каналов там лента вроде той, что в Facebook. Вот так он выглядит) Вкладки мне даже больше нравятся. Там есть только ссылка на партнерку, чтобы установить платные стикеры или темы бесплатно, но никто этого делать не заставляет (в РФ партнёрка не работает после блокировки)

Ответить
0

Я бы не стал пользоваться мессенджером с рекламой.
В свое время на этой же волне возникли альтернативные официальному клиенту icq мессенджеры.

Ответить
0

Там нет никакой рекламы, кроме ссылок на собственные сервисы. Ещё можно подписаться на официальные паблики, как в фб/ВК/телеге.
Разве что только стикеры и темы платные, их можно купить за реальные деньги, либо заработать Point'ы просмотром рекламы и установкой игр/приложений. В России из-за блокировки вариант с Point'ами не работает. Но никто этого делать не заставляет. Уже в стандарте есть пара десятков стикеров)

Ответить
0

Покажите крутые стикеры.

Ответить
0

Если что, мое мнение на этот счет на совпадает с мнением автора статьи)

Ответить
0

Стал мне родным LINE. Любимый мессенджер. До сих пор им пользуюсь, через VPN отлично все работает. К сожалению, сейчас есть проблемы с привязкой номера в России, но я регистрировался ещё тогда, когда он не был заблокирован.
Хоть он у меня не единственный, но отказаться от него не могу. Много контактов за границей, да и сам он крайне удобен и привлекателен - это такой комбайн из всего и вся. Уже года полтора наверное как LINE поддерживает трансляции с экрана телефона (Скайп до этого только в 2019 дошел). А по звонкам он просто топ. Видеоконференции на несколько человек, фановые маски, которые позволяют подурачиться при видеозвонке, не менее фановый сервис FacePlay - мини-игры, где нужно кривить рожи, амидакудзи, интеграция с другими сервисами (YouTube, TenorGIF, стена, чем-то напоминающая Фейсбук, куча пабликов, анархичное управление конференциями, где модераторов просто нету, возможность приватных чатов, подсказки при вводе смайлов, распознавание текста, шифрование трафика, фановые стикеры и темы... И при этом все работает шустренько и ничего не лагает. Самый навороченный, удобный и крутой мессенджер по всем параметрам.
Хотелось бы его разблокировки и полноценного возвращения в Россию, но вряд ли это случится скоро (не при этой власти). Ну а для тех, кто хочет попробовать LINE, рекомендую сменить страну в магазине приложений или скачать APK и подключиться, пройдя регистрацию через Facebook (привязка номера не работает в России, но она и не обязательна, что тоже большой плюс). С VPN он отлично работает.

Ответить
–1

Именно этого мессенджера мне не хватает, до сих пор скорблю, что его заблокировали. Больше всего мне нравились там стикеры, темы для приложения и игры с друзьями, больше всего конечно с line play

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }