Соцсети Evgeny Nikiforov
2 177

Монетизация мессенджера: кейс Line

У всех популярных мессенджеров в России — WhatsApp, Viber, Telegram — практически нет выручки. Но оказывается, на мессенджерах можно много зарабатывать. Рассказываем историю лидера Японии.

В закладки
Аудио

Line — самый популярный мессенджер в Японии. Сегодня он девятый в мире по числу пользователей и четвертый по выручке. Впереди только пара китайских гигантов: Wechat и QQ Mobile, и Skype. Line примечателен взрывным ростом (100 млн пользователей через полтора года после запуска) и диверсифицированной моделью заработка. На сегодня Line в России заблокирован Роскомнадзором.

Line был запущен в 2011 году как приложение для уведомлений при землетрясениях, но вскоре трансформировался в полноценный мессенджер. В 2012 году создатели начали развивать экосистему Line: появилась лента друзей, блог, новостной портал. Line начал трансформироваться в гибрид мессенджера и социальной сети и развивать экосистему дополняющих продуктов.

Встроенные в Line сервисы The Egg

Вообще зарабатывать на продукте с аудиторией более 100 млн человек кажется очевидным. При этом половина мессенджеров из 10 крупнейших либо практически ничего не зарабатывают, либо убыточны. Whatsapp на заре своего существования в некоторых регионах пробовал монетизацию «в лоб» и брал плату за скачивание, но постепенно отказался от этого и стал полностью бесплатным, сделав ставку на рост аудитории.

Facebook Messenger появился как бесплатный придаток к Facebook и начал зарабатывать на рекламе только в середине 2017 года. Viber не особо успешно пытался зарабатывать на стикерах. Телеграм вроде должен начать зарабатывать на блокчейн-платформе TON.

У каждого азиатского мессенджера, помимо, собственно, мессенджера, есть своя экосистема, линейка комплементарных продуктов, которые и приносят выручку. Плюс в том, что выручка диверсифицируется по множеству юнитов, интегрированных в одно приложение. Получается экосистема продуктов вроде «Яндекса», только встроенная в мессенджер. Первым этот подход опробовали китайцы (WeChat и QQ Mobile), затем успешно скопировали японцы (Line) и корейцы (Kakaotalk).

Вот неполный список источников выручки Line:

  1. Реклама: у Line есть собственная рекламная платформа, несколько видов интеграции. На сегодняшний день — ключевой источник доходов.
  2. Стикерпаки: большинство стикеров в мессенджере платные, многие анимированные. Стикеров в японском стиле и выглядят нереально круто.
  3. Line Friends: серия персонажей из стикеров внутри мессенджера. Япония славится любовью к няшным персонажам, и некоторых удачных героев стикеров начали монетизировать. Выпущены кучи мерча, манги, анимэ, игр и прочего контента про «друзей Line», есть тематический парк, магазины, кафе, отели.
  4. Line Pay: собственный встроенный кошелёк. В 2018 году через Line Pay прошло транзакций на сумму более $9 млрд.
  5. Manga: в Line встроен каталог японских комиксов, в том числе с уникальным контентом/
  6. Line Music: стриминговый музыкальный сервис (аналог Apple Music). Сервис интегрирован в мессенджер, музыкой можно делиться в сообщениях.
  7. Line Taxi: сервис такси по модели Uber, также как и остальные сервисы интегрирован в приложение, такси можно вызвать сообщением и оплатить через Line Pay.

Также команда Line в разное время и в разных регионах экспериментировала с внутренним сервисом доставки еды из ресторанов и видеостриминговым сервисом.

Похоже, в отличие от западных мессенджеров, японцы решили запихнуть в свой продукт как можно больше дополнительных сервисов. Самое интересное, что стратегия работает: и выручка, и прибыль Line стремительно растет. Но с другой стороны продукт получился «чересчур японским» и сейчас достаточно тяжело растет за пределами Японии.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Evgeny Nikiforov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 21, "likes": 17, "favorites": 30, "is_advertisement": false, "subsite_label": "social", "id": 64609, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 16 Apr 2019 08:32:40 +0300" }
Акции банка «Тинькофф»
19,20$
0,04$
{ "id": 64609, "author_id": 275847, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/64609\/get","add":"\/comments\/64609\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/64609"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199129, "last_count_and_date": null }

21 комментарий 21 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
4

"Большинство стикеров в японском стиле и выглядят нереально круто. "
Пользуюсь LINE с тех пор как он вышел и мне до сих пор не по себе когда их вижу. К слову, так выглядит предустановленный и самый ходовой набор стикеров LINE

Ответить
0

Как Вы им пользуетесь, когда мессенджер у нас забанен?

Ответить
1

Порой люди живут не только у нас

Ответить
0

Что здесь не так? 😏

Ответить
0

Для европейца они чужие и страшненькие.

Ответить
4

ИДЕАЛЬНАЯ модель монетизации была у WhatsApp до продажи его цукербергу — 1 доллар в год и при этом никакой рекламы, игр, стикеров, сторис и прочей лабуды. Только мессенджер.

Очень досадно, что эта затея была свёрнута. Мне думается, что в наше время, когда быстрые и удобные приложения имеют тенденцию превращаться в неповоротливые монструозные комбайны, такой подход имеет заметные шансы на успех.

Есть немало психически здоровых людей, которым нужны только сообщения и звонки (ну может ещё видеозвонки). Ватсапп с его аудиторией мог бы дополнительно закрепить такой подход в монетизации и разработке приложений.
А бонусом бы ещё дополнительно отсеклись люмпен-юзеры, что тоже неплохо.

Ответить
0

Думаю, что при такой монетизации аудитория бы упала раз в десять минимум. Несмотря на то что доллар в год это почти бесплатно. А количество пользователей для мессенджера критично

Ответить
0

1 доллар в год с 1 человека - это очень мало. Этот же самый человек может потратить 20 долларов за год. Поэтому нет, у Line модель лучше.

Ответить
1

Почти все стикерпаки платные. Можно купить за деньги, а можно за поинты. Поинты можно заработать, подписываясь на спам, просматривая рекламу.

Сам месенджер тормозной, глючный и загажен всяким шлаком донельзя. Но в Азии все от него в восторге, а его проникновение в обыденную жизнь очень глубоко. Все компании и госструктуры имеют аккаунты и ботов в лайне.

Ответить
1

Привет! Материал получился очень неплохой, но если его дополнить, получится ещё интереснее. Можно, например, углубиться в каждый источник доходов компании. Возможно, добавить больше историй людей — кто основал, какие у Line есть «яркие» представители (и есть ли они вообще).

Ответить
1

Ощущение такое, что Line благополучно успел монополизировать рынок и вместе с этим стать мессенджером по умолчанию. После этого рекламу можно наваливать безгранично, люди стерпят. Неудивительно, что за пределами Японии дела идут туго — конкуренцию выдерживать трудно, а интеграция дополнительных сервисов даётся несравнимо сложнее, чем у себя дома.

Ответить
0

Странно сравнивать обвешанный рекламой мессенджер с чистым и аккуратным телеграмом.
У вотсаппа другая система. Он интегрирован в фейсбук, и прекрасно показывает на фейсбуке рекламу того, о чём Вы говорите в вотсаппе. Ваши данные стоят дороже любых денег.

Ответить
–5

те слабоумные кто пользуется Телеграммом , они наверное и антивирусом Касперского пользуются

Ответить
0

Я бы не стал пользоваться мессенджером с рекламой.
В свое время на этой же волне возникли альтернативные официальному клиенту icq мессенджеры.

Ответить
0

Покажите крутые стикеры.

Ответить
0

Если что, мое мнение на этот счет на совпадает с мнением автора статьи)

Ответить
0

Однажды я прочитал "Отряд 731" и с тех пор стал как-то настороженно к Японии относиться.

Ответить
0

Нашли, чего бояться. Это было в импералиастической Японии. Она уже 74 года, как другая.

Ответить
0

Возможно, но там даже почти никого не посадили. Т.е. у власти сейчас дети и внуки тех самых деятелей.

Ответить
0

Учитывая то, что японская императорская династия ни разу не прерывалась, за две с половиной тысячи лет можно выискать преступления режима и пострашнее.

Ответить
0

Именно этого мессенджера мне не хватает, до сих пор скорблю, что его заблокировали. Больше всего мне нравились там стикеры, темы для приложения и игры с друзьями, больше всего конечно с line play

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }