{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Тёмный лес интернета

Заметка Янси Стриклера о теории Тёмного леса: The Dark Forest Theory of the Internet.

Янси Стриклер, сооснователь Кикстартера и The Creative Independent на днях выдвинул теорию Тёмного леса интернета.

Название это он позаимствовал у китайского писателя Лю Цысиня. Тот в одноимённом научно-фантастическом романе задаётся вопросом о том, почему мы одни во Вселенной. И отвечает на него: возможно, что люди не одни во Вселенной, возможно, что мы находимся в тёмном ночном лесу, когда все звери спрятались и рыщут только хищники, ища добычу. Вместо того, чтобы посылать различные месседжи в космос, человечеству в целях собственной безопасности, стоило бы проявить бдительность и соблюдать тишину. Но люди этого пока не делают в силу своей юности и наивности, ещё не встретившись с опасным хищником.

Аналогичные процессы, как полагает Янси Стриклер, сегодня происходят и в интернете: пользователи стараются спрятаться от «хищников». В ответ на навязчивую таргетированную рекламу, слежку, троллинг и буллинг и другие агрессивные хищнические действия рядовой пользователь уходит в Тёмный лес интернета, закрываясь и отдаляясь от мейнстрима.

Раньше пользователи стремились к тому, чтобы быть более открытыми, рассказывать о себе и своих идеях всеми различными способами — это и RSS, и кросспостинг в различные социальные медиа, и кнопки «поделиться». Интернет виделся нам открытой площадкой для развития и коммуникаций.

Однако идеализм эпохи веб-2.0 ушёл. Открытый интернет был захвачен хищными силами, которые используют пользователя как продукт, используют в своих целях, которые, порой не всегда чисты.

Хищные корпорации и иные силы, захватив интернет, используют его, чтобы распространить различные виды своей власти на пользователя: рыночную, политическую социальную и т. д.

Примеры у всех на слуху.

Во-первых, это, конечно же, навязчивая для многих таргетированная реклама.

Во-вторых, политические манипуляции. Наиболее яркий пример последних лет — это выборная кампания Трампа в 2016 году и участие в ней Кэмбридж Аналитики.

В-третьих, различные социально-психологические эксперименты над людьми. Все помнят о том, как Фейсбук рассказал, что проводил опыты по изменению настроения своих ничего не подозревающих пользователей.

В-четвёртых, это, конечно же, слежка государства. Так, например, на решение властей США о выдаче визы иностранцу могут повлиять его посты в Фейсбуке. Ну а в Рунете до недавнего времени можно было запросто угодить в тюрьму за неудачный пост.

В ответ на всё это пользователи стали уходить в свои Тёмные леса: создаются различные закрытые группы и сообщества, набирают популярность новые социальные медиа, предоставляющие пользователю закрытость и анонимность. Пользователь уходит от мейнстрима. Он больше не желает максимальной открытости, он хочет общаться лишь в своём кругу, в кругу тех, кому он доверяет.

С каждым днём Тёмные леса разрастаются: каналы Slack, приватный Инстаграм, Снэпчат и, конечно же, быстрорастущие мессенджеры с их закрытыми группам — WeChat, Вайбер, Телеграм и т. д. В России в ответ на «хищнические» действия государства многие пользователи «Вконтакте» сделали свои страницы приватными.

Тёмные леса и дальше будут расти, потому что они дают людям психологическое спокойствие и снижение репутационных рисков. Они позволяют быть нам самим собой, потому что здесь мы знаем, с кем общаемся, кто есть кто.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда