{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

«Бумажный дефицит» заставляет продавцов резать чеки

И неожиданно это выводит офлайн-ритейл из архаики.

О неочевидном последствии санкционных ограничений — дефиците кассовой ленты — в России заговорили в начале марта 2022 года. Понимая, что из-за нарушения логистических цепочек бумага для чеков скоро будет в дефиците, ритейлеры начали скупать ее впрок. В итоге на рынке действительно образовался дефицит, а цены на оставшуюся в доступе ленту значительно выросли. По данным Минпромторга, за год продавцы потратят на неё на 30 млрд рублей больше, чем планировали.

Пока рынок активно ищет альтернативных поставщиков, некоторые торговые сети стараются переходить на электронные чеки по почте или СМС: в этом формате уже несколько лет работают онлайн-магазины и службы доставки. Но поступить так могут не все: чтобы выслать электронный чек, офлайн-продавец должен сначала получить у покупателя согласие на обработку персональных данных. Понимая, что проблему быстро не решить, ФНС даже перестала наказывать бизнес за невыдачу чеков (10 тысяч рублей штрафа за каждый).

«Кризис бумаги» затронул и компании, не связанные с продажей продовольствия или продуктов повседневного спроса. Например, он мог коснуться и распространителей лотерей. Помимо обычных типографских билетов они продают и электронные, которые во время покупки нужно связать с номером телефона и фискализировать. В итоге помимо купона с игровой комбинацией покупатель получает на руки квитанцию с уникальным защитным ключом. И эта квитанция гораздо длиннее «магазинного» чека.

Так, крупнейший распространитель лотерей в России «Столото» выдавал квитанции длиной до 34 см в собственных точках продаж и до 21 см — в партнёрских. В нынешних условиях подобный расход бумаги мог затронуть 100 тысяч партнёрских точек, в том числе точек распространения — например, магазины «Пятёрочки» и «Красного&Белого», отделения «Почты России».

Но этого удалось избежать, рассказывает директор по продажам «Столото» Роман Роменский. За три дня компания сократила длину квитанций: вдвое — в точках собственной розницы (до 18 см) и втрое (до 7,5 см) — в точках партнёров. Из чека убрали часть правовой информации, которая и так доступна на сайте «Столото», и игровую комбинацию (есть в купоне). Но в квитанции по-прежнему остался уникальный ключ: его победитель называет вместе с номером билета и кодом из СМС о выигрыше.

Быстрое решение Роменский объясняет тем, что в компании уже давно думали над «урезанием» квитанций: и в целях общей экономии, и в рамках тренда на более экологичное потребление. В 2021 году 50% лотерейных билетов «Столото» продавались через сайт и мобильное приложение, в качестве подтверждения покупатели получали чек на электронную почту.

Ритейлеры позитивно восприняли нашу инициативу по сокращению длины квитанции: в условиях дефицита лишние 14–16 см кассовой ленты обременяли. Особенно партнёров из среднего сегмента бизнеса: для небольших сетей — распространителей лотерей расходы на ленту были сопоставимы с третьей частью дохода.

Роман Роменский, директор по продажам «Столото»

По словам Роменского, партнёры, выбравшие ИТ-решение «Столото» по интеграции в кассовое ПО, в будущем смогут вовсе отказаться от печати квитанции: ключ, номер билета и ссылка на сайт распространителя придут участнику по СМС прямо в момент покупки билета.

0
91 комментарий
Написать комментарий...
Юлия

От чеков нужно отказаться вообще полностью, 21 век на дворе - пора начать заботиться о планете

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

На фоне прочих экологических проблем - эта - копеечная.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия

Не соглашусь с вами. В масштабах одной торговой точки, это небольшой объем. Но в масштабах целой страны, это тонны бумаги. А для её создания необходимо большое количество древесины. Это влечёт за собой такие проблемы как: отходы от деревообработки, выброс вредных веществ при производстве бумаги. Далее длительный процесс её утилизации и переработки.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

А давайте посчитаем расходы на электронный чек? ;-)
От электричества для датацентра и сотовой сети до остальных?

Ответить
Развернуть ветку
Eugmented

продажи в любом случае попадут в датацентр и доля электронного чека в них будет ничтожна

Ответить
Развернуть ветку
Skynet

Расходы на электронный чек есть в любом случае. По-любому эти данные куда-то передаются и где-то хранятся.

Ответить
Развернуть ветку
Данила Алюков

Все продавцы обязаны иметь онлайн-кассу с подключением к ОФД. Все данные уже давно хранятся, просто дублируются на бумагу для удобства покупателя

Ответить
Развернуть ветку
Николай Замотаев

Всё бы хорошо, если бы для получения электронного чека не нужно было светить почту или телефон.
А так - чтобы его получить - нужно согласиться на обработку персональных данных, без возможности это согласие поправить каким-либо образом (ну кроме как - дать и сразу отозвать). Выдавать магазину ещё один рекламный канал и ещё одну возможность корреляции мракетинговых данных нет никакого желания.

Ну и если бы этот чек был в машинно-читаемом стандартизованном формате (чтобы на него можно было натравить, например какой-то скрипт или программу для учёта финансов).

Ответить
Развернуть ветку
Внешний хот-дог

Ну зарегай отдельную почту для чеков, делов-то

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

И цены снизьте) Непомерная инфляция тоже вредит экологии.

Ответить
Развернуть ветку
88 комментариев
Раскрывать всегда