Христианская демонология: от Люцифера до Левиафана

Недавно на экраны страны вышел фильм «Мастер и Маргарита», наделавший изрядного шума. Кто-то говорил, что название фильма явно должно было быть другим — «Воланд» (примечательно, что одна из рукописей знаменитого романа Булгакова называлась ровно так же). Воланд, как всем известно — это дьявол. Азазелло — тоже один из духов тьмы. Сам сатана, как известно, имеет множество имён. Нам стало интересно, и мы решили слегка разобраться в христианской демонологии.

Источник vl13.ru

Происхождение демонов

С происхождением демонов всё достаточно ясно: христианство унаследовало от иудаизма дуалистическую картину мира, где есть Бог и есть Сатана. Правда, в отличие от некоторых других религий — того же зороастризма, например, зло у христиан и иудеев не является предустановленной характеристикой мира. Оно появилось из-за гордыни одного из самых могущественных ангелов — Люцифера, который решил захватить власть на небесах. Он подговорил других ангелов на восстание и выступил против войска архангела Михаила; однако же проиграл и был низвергнут с небес. Демоны — это «подчинённые» Люцифера, бывшие ангелы.

Здесь мы внезапно вспомним одну из самых известных вторичных вселенных — мир Средиземья у Толкиена. Об этом мире часто говорят в связи с северо европейскими сагами, однако правда в том, что Толкиен, как верующий католик, в своём «Сильмариллионе» пересказывает множество библейских историй. Орки, как мы помним, это бывшие эльфы; напоминает историю с ангелами и демонами, не правда ли?

Источник kino-teatr.ru

Здесь стоит оговориться. Дело в том, что в самой Библии прямой цитаты о том, как появился Люцифер, как произошло его восстание и почему он отпал от Бога, не существует в принципе. Есть пара-тройка достаточно тёмных мест в Новом Завете, есть цитата из Книги пророка Иезекииля, которую с веками богословия стали применять к Сатане:

«Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония».По тексту далее Бог низвергает этого беззаконника. Но во всех остальных частях Библии Сатана просто подаётся как зло, а происхождение этого зла остаётся достаточно туманным. Собственно говоря, христианская софистика как таковая пошла в том числе и из этих темнот – о том, может ли быть зло в мире, сотворённым всеблагим добрым Богом, написана не одна сотня и даже тысяча трудов. Можно ещё вспомнить замечательную киноленту «Догма» с очень католическим по своей постановке сюжетом.

Источник oxvo.ru

Но теперь к демонам. Как всякое множество, демоны могут быть по-разному классифицированы. Попытки определить иерархию и характеристики демонов предпринимались всё Средневековье; здесь стоит, кстати, сразу оговориться, что христианских демонов не стоит смешивать с демонами того же Сократа. У последнего даймон – это внутренний голос и совесть человека, скорее соответствующий христианскому ангелу-хранителю.

Кошмары, суккубы и полтергейсты: классификация по способностям

В этой части мы будем смиренно полагаться на опыт уважаемых богословов — прежде всего, на книгу «Оплот веры» Альфонсо де Эспина. Это был генерал ордена францисканцев родом из Испании, вдобавок бывший ректором Университета Саламанки. Этот университет – старейший в Испании, и вместе с Оксфордом, Болоньей и Сорбонной входит в четвёрку старейших в Европе.

«Оплот веры» оного Альфонсо — это первый печатный текст (вышел он в 1467 году), трактующий о колдовстве. Вообще книга состоит из пяти частей, каждая из которых посвящена какой-либо борьбе — например, с еретиками. Или с демонами. Вот для более качественной борьбы с ними де Эспина и выделил целых 10 категорий самых разнообразных демонов.

Источник macabra.tv

Парки — это те демоны, которые могут вмешиваться в само течение судьбы человека. Название их показывает, что де Эспина был человеком образованным: вообще-то парки это три богини судьбы в римской мифологии, соответствовавшие мойрам у древних греков.

Полтергейсты, марширующие призраки, кошмары, домашние духи ведьм, демоны-обманщики — это «мелкая сошка» среди демонов. Обычно они не делают чего-то катастрофически плохого: просто вещи переставляют в домах, много шумят, прикидываются людьми, работают на ведьм и колдунов. В общем, если утром дома не можете найти какой-нибудь условный носок или телефон, то, возможно, в этом виновна не забывчивость, а полтергейст.

Де Эспина вполне характерно для своей эпохи находит множество демонов, так или иначе связанных с сексом: инкубы вступают в связь с женщинами, суккубы – с мужчинами. Есть отдельная категория: «демоны, образующиеся из мужского семени» — это те, что заставляют мужчин думать о женщинах и от получившегося в процессе эякуляции семени производят новых демонов, и далее по кругу. Но самой удивительной категорией демонов являются «демоны, которые обманывают старух». Как обманывают? А внушают бедным старушкам, что те летали на шабаш на Лысую гору. Какой в этом прок, не вполне ясно. Разве что поставить живой материал для святой Инквизиции.

Десятым видом демонов являются чистые демоны. Тут всё понятно, это тяжёлая артиллерия, предназначенная для того, чтобы сбивать с пути истинного святых людей.

Семь смертных грехов

Классификация де Эспины, разумеется, не была единственной. Так, немецкий теолог епископ Петер Бинсфельд нашёл меньшее количество демонов — семь — и связал их с семью смертными грехами. Правда, стоит заметить, что фигуры демонов у Бинсфельда крупнее: это персонификации Люцифера, а не мелкие докучливые и очень бытовые существа, как у де Эспины.

Вариант Левиафана от Гюстава Доре. Источник grunge.com

Итого, Бинсфельд получил такой список:

  • Гордыня – Люцифер
  • Жадность — Маммон
  • Ложь — Сатана (помним же, что его часто называют «отец лжи», да?)
  • Похоть — Асмодей
  • Чревоугодие – Вельзевул
  • Зависть — Левиафан
  • Лень — Бельфегор. Да, демон лени вполне себе существует.

Это не единственное распределение демонов по заведованию разными отделами зла; позднейшие оккультисты вводили сюда ещё множество сущностей и перераспределяли зоны ответственности.

Вообще о каждом из этих демонов можно писать огромные труды: так широко и так по-разному трактовались и трактуются эти образы и в Библии, и в богословских трактатах, и в искусстве. Но здесь мы отдельно скажем про Левиафана.

Современное значение этого слова на иврите вообще означает «кит»; первый раз он появляется в Библии в аватаре огнедышащего многоголового морского змея и имеет массу соответствий в мифологии индоевропейских народов, где герой обязательно в тот или иной момент начинает сражаться с какой-нибудь змеюкой. Иудейская богословская литература предполагает, что после прихода Машиаха (ну то есть мессии) богоизбранный народ будет пировать мясом этого самого Левиафана; в христианстве, как мы уже увидели выше, этого гада стали ассоциировать с завистью.

Это чудовище упоминалось многими — он возникает, например, у Мильтона в «Потерянном раю». Однако больше всего его имя известно из-за английского философа Томаса Гоббса, который название демона вынес в самый известный свой труд: «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

Одна из иллюстраций к гоббсовскому «Левиафану». Источник pinimg.com

Как ни странно, Левиафан у Гоббса вообще ни разу не демон – это государство само по себе. В своей теории о возникновении государства Гоббс пользуется постулатом, что естественное состояние человечества — это «война всех против всех». Со временем, чтобы друг друг не поубивать, люди отказываются от части своих естественных прав и передают их государству, которое должно сохранить свободное пользование оставшимися правами. Таким образом, граждане создают искусственное гипер-животное, Левиафана, которое и является государством.

Вместо послесловия

Классификация — процесс нужный и даже необходимый: невозможно разобраться в предмете, не проанализировав его и не разложив его «по полочкам». Наша Цифровая капсула времени позволяет классифицировать и систематизировать семейную историю — чтобы передать её следующим поколениям в ясном и структурированном виде. Переходите по ссылке, чтобы узнать обо всех возможностях платформы!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда