{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Кабель жизни и энергетическая блокада Ленинграда. Какими усилиями возвращали свет и энергию для обороны

Энергетическая блокада — еще один ужасный эпизод тяжелого времени Города-Героя Санкт-Петербурга. 8 сентября 1941 года Ленинград вступил в самую трагичную веху в своей истории, которая длилась 872 дня. Целый год прошел до того момента, когда удалось прорвать, наконец, энергетическую блокаду.

Это история о том, как изготавливали, прокладывали и эксплуатировали "Кабель жизни".

Кабель жизни - музей кабельной отрасли

Энергетическая блокада — еще один ужасный эпизод тяжелого времени Города-Героя Санкт-Петербурга. 8 сентября 1941 года Ленинград вступил в самую трагичную веху в своей истории, которая длилась 872 дня. Приближалась зима, более чем 2,5 млн человек оставались в фашистском окружении отрезанными от «большой земли» без возможности пополнения запасов продовольствия, товаров народного потребления, топлива…

Немецкие войска стремительно наступали на Ленинград с запада и с юга, не щадя ни один населенный пункт на подступах к нему, с тем чтобы по приказу Гитлера стереть город на Неве с лица земли. 26 июня 1941-го занят Даугавпилс (Латвия), 9 июля — Псков, 19 августа — Новгород, 21 августа начались оборонительные бои на ближних подступах к Ленинграду. 8 сентября взят город Шлиссельбург, и блокадное кольцо замкнулось. 6 сентября на Ленинград совершен первый ночной авианалет, 8-го днем на крыши домов посыпались зажигательные бомбы, вследствие чего начались пожары, в одном из которых сгорел самый большой городской продовольственный запас — Бадаевские склады.

На подходах к городу враг уничтожил электростанции, ЛЭП, снабжавшие его электроэнергией. В распоряжении ленинградцев остались всего 5 тепловых электростанций, которые могли обеспечивать электроэнергией лишь социально значимые объекты. Для оставшихся энергообъектов энергетики собирали топливо на остановившихся предприятиях (они тогда работали на угле), но вскоре электростанции стали переводить на торф. Реализация таких мероприятий требовала срочной реконструкции автоматики и релейной защиты.

25 января на весь город осталась и вовсе одна станция — ГЭС-1 (сегодня электростанция-1 Центральной ТЭЦ ОАО «ТГК-1»). Ленинград, разбитые окна которого были наспех забиты чем попало, погрузился в угнетающий мрак. Остановился транспорт. Нескончаемые сумерки и ночь усугублялись голодом, холодом, болезнями и неизвестностью… Целый год прошел до того момента, когда удалось прорвать, наконец, энергетическую блокаду.

Жители Ленинграда отчаянно сопротивлялись циничному плану Третьего рейха. Большинство работников предприятий были мобилизованы, заводы без энергетических ресурсов и рабочих рук вскоре встали. В их числе оказался и «Севкабель», однако остановка продолжалась недолго.

В августе-сентябре 1941-го с предприятия эвакуировали 240 единиц оборудования, техническую документацию и готовую продукцию. Отныне только четверть работников продолжала трудиться на заводе. И уже тогда свою особенную роль в приближении дня прорыва блокады играла Ладога.

Самое крупное в Европе пресноводное озеро — Ладожское. Эта большая вода всегда отличалась суровостью и неприветливостью. Постоянные сильные ветра достигают своего апогея осенью и заставляют Ладогу чрезмерно волноваться, что затрудняет судоходство. Высота волн достигает 4 м, а в непогоду и того и выше. Древнерусские летописцы называли его уважительно: «озеро великое Нево», а в переводе с финского nevo — это «море». В скандинавских сагах озеро звалось Альдога (фин. aalto — «волна»). Собственно, скандинавское название и трансформировалось в русское «Ладога» в начале XVIII века.

В октябре 41-го сотрудники «Севкабеля» и связисты Ленфронта по дну Ладожского озера проложили кабель связи. Однако решение более сложных задач еще только предстояло.

В январе 1942 главную ставку, как на основного поставщика электроэнергии в город, сделали на Волховскую ГЭС, восстановленную после демонтажа и эвакуации оборудования при подходе немецких войск. Реализации задуманного требовала изготовления в мизерные сроки более 100 км кабеля для строительства новой ЛЭП Волхов-Ленинград. 32-километровому участку кабеля надлежало стать подводным.

Волховская ГЭС

Курс подводного кабеля предполагалось направить от мыса Корреджа неподалеку от деревни Кобона на соседний берег в самой узкой части озера южнее маяка Осиновец рядом с «Дорогой жизни». На восточном берегу Ладоги необходимо было соорудить понижающую подстанцию, а на западном, в районе маяка, повышающую подстанцию и соединить ее с линией, идущей в Ленинград. Но что более всего было невероятным и вряд ли реализуемым вне чрезвычайной ситуации, которая тогда создалась, это, во-первых, сроки прокладки кабеля — 56 дней. Успеть нужно было к 4 октября 1942 года. Во-вторых, кабель жизни требовалось проложить в условиях строжайшей секретности, чтобы враг даже не заподозрил о спасительном для ленинградцев плане, поэтому проведение работ предписывалось только в ночное время. Все это предстояло выполнить изнуренным, отчаянным, но не отчаявшимся людям.

Монтаж "кабеля жизни"

Ладожскую операцию разрабатывали главный инженер завода «Севкабель» Д. В. Быков, руководители «Ленэнерго» И. П. Карасев, С. В. Усов, главный инженер кабельной сети И. И. Ежов. Главный инженер высоковольтной сети Л. Д. Наумовский был ответственен за береговые подходы к подводной линии, а профессор А. А. Вульф, старший инженер «Ленэнерго», произвел расчеты, по которым прокладывали подводную ЛЭП в водах Ладоги от Волховской ГЭС. И еще множество обессилевших, но отважных людей, в основном женщин, были задействованы в возведении электрической параллели «Дороги жизни».

Карта-схема с отмеченными объектами энергетики и кабелем жизни.

Громадную изыскательную, гидрографическую работу осуществили в неимоверно короткие сроки. И. И. Ежов придумал иную, ранее не использовавшуюся схему прокладки кабеля, которая значительно сократила продолжительность работ. До того момента кабель укладывали по 300-500 метров, монтируя прямо на воде муфты. Новый способ заключался в том, чтобы укладывать кабель петлями сначала в барже и на ней же монтировать муфты. Такая технология позволила кабельщикам сократить период прокладки с 3-4 месяцев до 10-12 часов!

Укладка кабеля на дно Ладожского озера. 23 сентября 1942 года. Использовался новый метод прокладки.

Кабель с "денежкой", который не выдержал 35 кВ

Без водо-, паро- и электроснабжения, под регулярными артобстрелами день и ночь на «Севкабеле» трудилась оставшаяся часть работников, женщины и дети. Отсутствие необходимой материальной базы, изоляционных материалов (пришлось вместо них использовать бумагу для производства денег с водяными знаками) не позволило полуразрушенному заводу выдать кабель необходимой проводимости 35 кВ. Заводчане произвели кабель выдерживающий напряжение лишь 10 кВ марки СКС сечением 3×120 мм, поэтому добавилось еще четыре проходки. Для надежности и дополнительных киловатт решили проложить и пятый. В общей сложности протяженность «кабеля жизни» составляла более 100 км.

Бригада, участвовавшая в производстве. Трудились в основном женщины. Мужчин на заводе просто не было.

24 августа 1942 в бухту Морье, которую выбрали в качестве монтажной площадки, привезли более 40 барабанов кабеля, выгружая железнодорожными кранами. В километре от бухты в лесу на берегу Черной речки расположился лагерь для отдыха работников. Лес стал естественной защитой людей от вражеской разведки с воздуха, саму бухту тщательно замаскировали.

Подготовка к укладке кабеля на дно Ладожского озера. 1942 год. Кабельные барабаны замаскированы ветками.

В помощь кабельщикам прислали связистов из 162-й роты связи, привлекли работниц завода-производителя труб «Красный выборжец», абразивного завода «Ильич», водолазов Краснознаменного Балтийского флота. Обследование дна выявило значительные подводные препятствия, из-за которых пришлось внести коррективы в кабельную трассу.

Соорудили роликовую дорожку, по которой женщины тянули кабель на баржу (здесь нужно отметить, что метр «кабеля жизни» весил более 50 кг). Связисты укладывали его в трюме баржи, а электромонтеры тут же монтировали муфты.

Прокладывали кабель следующим образом: сто женщин выстраивались в шеренгу и на вытянутых руках передавали доставленный из Ленинграда электропровод на баржу, где его в размотанном виде сгружали в трюм. Затем буксир выводил судно в озеро. На месте укладки кабель спускали в воду. Затем водолазы уже под водой разрезали его и подавали концы монтерам, которые находились на небольших грузовых судах — плашкоутах. На них же находились и тяжелые муфты, в которые монтировали концы провода. Затем уже готовые звенья энергоцепи при помощи специального катера с лебедкой водолазы спускали на дно.

Укладка кабеля на баржу. Женщины тянут кабель, каждый метр которого весит 50 кг.

Ночью при прокладке первой линии прошли только половину пути — на середине озера начало штормить. Но зато кабельщики убедились в том, что за ночь действительно возможно проложить одну линию от западной подстанции до восточной. Результаты первой ночной работы признали удачными.

Однако энергетикам предстояло смонтировать на барже, а подводникам опустить на дно озера еще три нити «Кабеля жизни».

В период столь изнурительных работ строителям пришлось пережить немало бед. Так, 24 сентября неожиданно отключился уже проведенный второй кабель. Произошла авария, береговая муфта взорвалась. Приехавшее начальство стало искать виновных. По законам военного времени суд в военные годы был преобразован в трибунал, что пережили участники во время бесконечных допросов следователя, который приехал на берег Ладоги, трудно себе представить! Но кабельщикам всё же удалось доказать, что они не виноваты в аварии. Это те, кто вводил электропровод в эксплуатацию, дали слишком большую нагрузку, и он не выдержал.

Фрагмент "кабеля жизни"

И, к сожалению, угрозу несла не только Ладога: еще более серьезная опасность грозила прийти с неба. Люди — на воде ли, на земле — подвергались регулярному нападению немецких самолетов. То же случилось и во время прокладки последней, пятой, линии. Многие, несмотря на самоотверженный бой зенитчиков, не смогли уцелеть после налета вражеской авиации. Убитых и раненых отправили на берег, остальные латали пробоины и заканчивали монтаж.

Советское судно, укладывавшее кабель по дну Ладоги, подверглось атаке немецкой авиации

4 ноября 1942 года работы по укладке «Кабеля жизни» на дно Ладоги завершились.

Предметы, применявшиеся при кабелеукладочных работах по дну Ладожского озера

23 сентября 1942 года смонтирована вторая подводная линия, в 18:30 в оккупированный город из Кобоны пришел ток. Свершился энергетический прорыв блокады!

Известие о прорыве блокады, который произошел 18 января 1943 года, вызвало общее ликование у кабельщиков. Как пишет в своих дневниках Никодим Туманов, они остро ощутили себя защитниками города и членами единой сплоченной команды.

48 дней вместо 56-ти отважные, преданные своему народу и своему делу проектировщики, геодезисты подводники, кабельщики, связисты, работницы промпредприятий прокладывали по ладожскому дну пять нитей кабеля, которые в дальнейшем передавали с Волховской ГЭС 17-18 тысяч киловатт. Вплоть до 13 января, пока не соорудили «ледовую» ЛЭП, служила ленинградцам подводная линия. Вновь она пригодилась весной — с 24 марта по 8 апреля — до того момента, как была построена линия Волхов-Ленинград на береговом участке.

Прокладка кабеля жизни, 1942 г.

Ледяная кабельная трасса

Предвидя грядущие трудности обслуживания подводного кабеля зимой, решили возводить линию прямо по льду Ладоги. Для этого в лед вмораживали короткие столбы, на которые устанавливалась П-образная опора. В очередной раз, когда просто остаться в живых уже было чудом, строители «кабеля жизни» разрушали стереотипы о пределах человеческих возможностей, буквально в полмесяца «вморозив» в ледовый фундамент почти 30-километровую линию.

Достают провалившийся танк. В таких условиях шел монтаж воздушных линий электропередачи.

Кабельщики — герои

После войны все сотрудники "Северного кабельного завода" были награждены медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", а "кабель жизни" перенесли под Невский проспект, где он верой и правдой служил еще много лет. Сейчас посмотреть его образец можно в Музее блокады Ленинграда — как напоминание о том, каким трудом досталась Ленинграду "энергетическая свобода".

Дневная норма хлеба для блокадного Ленинграда.

Чудовищные лишения претерпели оставшиеся в живых участники той ладожской операции, жизнь многих унесли вражеские бомбежки, условия блокадного города, кто-то оставил ее на Ладоге. Но благодаря самопожертвованию и отваге обычных мальчишек и девчонок, мужчин и женщин, благодаря их «кабелю жизни», городу на Неве хватило сил и мужества выдержать после энергетического прорыва блокады еще 491 день…

«Мало было проложить и смонтировать кабель через Ладожское озеро, главное, чтобы он бесперебойно передавал электрическую энергию из Волхова в Ленинград. Защищать Родину теперь нужно не только с автоматом в руках на передовой, но и техникой в тылу — если, конечно, тылом можно назвать блокадный Ленинград», —
писал в дневниках Никодим Туманов.

После снятия блокады Ленинграда кабельщики продолжили работать на "Севкабеле" и делать свое дело

Через несколько месяцев после снятия блокады, в мае 1943 года, сотрудники «Ленэнерго» построили новую высоковольтную линию электропередачи Волхов–Ленинград с переходом через Неву на сваях старого железнодорожного моста. После полного снятия блокады был смонтирован постоянный, так называемый Шлиссельбургский, переход через Неву.

Послевоенная история кабельщиков "Северного кабельного завода" (Севкабеля) началась с образовательного проекта. Кадров не хватало, поэтому в 1946 году «Севкабель» создал собственное ремесленное училище, первым набором которого стали подростки из сел и деревень Орловской области. Для действующих сотрудников организовали курсы по освоению смежных специальностей.

В 1947 году директором завода стал его главный инженер Дмитрий Быков, один из создателей «Кабеля жизни». По его проекту на месте склада, сгоревшего во время бомбежки, была создана лаборатория для испытаний высоковольтного кабеля, на тот момент единственная в СССР. Благодаря ей инженеры предприятия смогли разработать уникальные кабели и аппаратуру, которые в дальнейшем отправились на крупнейшие стройки страны.

Вот так закончилась история кабеля жизни и подвига кабельщиков и энергетиков, которые своим умом и трудом приблизили победу.

Узнайте больше о том, как кабель помогал защищать Родину и приближал победу в спецпроекте "Кабель победы".
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда