{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Впереди «Планеты» всей: почему краудфандинг = Planeta.ru, а Planeta.ru ≠ краудфандинг?

Интернет существенно изменился за последние пять лет. В первую очередь это можно заметить по соцсетям. Они прошли эволюцию от маленьких групп по интересам и пабликов со смешными картинками до огромных комьюнити по интересам со своими микро и макро-инфлюенсерами.

Но вместе с соцсетями изменились и отношения между автором и аудиторией. Прежде всего речь идет о создании комьюнити и монетизации проекта. Сегодня уже естественным кажется, что каждая компания, стартап, каждая идея должна иметь свое воплощение в соцсетях, чтобы собирать вокруг себя армию поклонников.

Но что если мы скажем, что Planeta.ru предугадала этот тренд еще 12 лет назад и стала тем, чем является сейчас: краудфандинговой экосистемой, где каждое звено направлено на то, чтобы помочь автору найти свою аудиторию и вместе с ней реализовать свою идею?

Краудфандинг: что это такое?

Краудфандинг – вид коллективного финансирования проектов, который позволяет реализовывать самые разные идеи: от выпуска собственной книги до создания малого бизнеса. Также краудфандинг часто используют НКО и различные благотворительные проекты. И тут возникает вопрос: где же лучше заниматься краудфандингом? Стоит ли использовать крауд-платформу или лучше просто собрать нужную сумму на личную карточку?

Особенности краудфандинга

Стоит ли считать человека, который поет песни на улице и собирает деньги в шапку, краудфандером? Мы считаем, что нет. В отличие от других форм народного финансирования у краудфандинга есть три основные особенности.

  • Проектность: каждый проект посвящен конкретной цели. С помощью краудфандинга не получится финансировать деятельность своей организации в целом, зато можно решить конкретные прикладные задачи, например, сделать ремонт или приобрести необходимое оборудование. Важно отметить, что цель должна быть общественно полезной. В этом смысле сбор на личную карточку, конечно, проще.
  • Временные и финансовые рамки: каждый автор проекта заранее обозначает срок и сумму сбора. Эту информацию вместе с обновляющимся в режиме реального времени счётчиком проекта на платформе видят все потенциальные участники крауд-кампании.
    Это помогает участникам принимать решение о финансировании. Согласитесь, что проще и приятнее присоединиться к сбору, который уже поддерживают другие люди – наличие «шкалы успешности» очень мотивирует участвовать в кампании.
  • В краудфандинге есть вознаграждения для участников за поддержку проекта. Правда, они могут быть только нефинансовыми. Подойдет будущий продукт или любой другой памятный лот. Вознаграждения рассылаются только после успешного завершения сбора. Они также мотивируют потенциальных участников поддерживать проект.

Почему заниматься краудфандингом лучше на Planeta.ru?

Иногда люди спрашивают: «А почему нельзя просто перекинуть деньги на карточку?». Теоретически можно, но сразу возникает целый ряд вопросов:

— Как отслеживать, кто именно перевел деньги?

— Как связываться с участником для передачи бонуса?

— Как сделать сбор максимально прозрачным? Чтобы все понимали сколько средств уже собрано и сколько осталось собрать для успешного завершения кампании.

Исходя из этих вопросов получается, что сбор средств на карту является неприемлемым, так как он полностью непрозрачный. Согласно Декларации о прозрачности Московской ассоциации некоммерческих организаций «Все вместе» - недопустимо собирать средства на личные карты и электронные кошельки физических лиц. Если автор поставил перед собой задачу собрать средства именно при помощи классического краудфандинга, лучше делать это на Planeta.ru.

Преимущества краудфандинга:

  • Прозрачность. Сбор на Planeta.ru прозрачен для всех участников процесса, любая внесенная сумма сразу отображается на странице проекта, также видны финансовая цель и дата окончания проекта. На это могут ориентироваться участники при принятии решения о финансировании проекта.

Если нужная сумма не набрана, мы возвращаем деньги аудитории. Planeta.ru выступает посредником между автором и участниками. Если же автор собирает средства на личную карту, но нужная сумма не собралась, вернуть средства участникам будет очень сложно.

  • Безопасность. Краудфандинг – безопасный и честный финансовый инструмент, а главное — это законно. У автора проекта не будет проблем с налоговой и банками из-за того, что ему на счет вдруг поступила крупная сумма. Деньги перечисляются по договору, который мы в обязательном порядке заключаем со всеми авторами. А все участники проекта получают электронные чеки. Также для участников очень удобно, что к платформе подключены разные платежные системы. Перечислить деньги в проект можно любым удобным способом.
  • Функциональность. Поддержать проект перечислив деньги может как физическое, так и юридическое лицо. Деньги переводятся на счет по договору и от этого не берутся дополнительные комиссии, процент платежных систем уже включен в комиссию, которая удерживается площадкой в случае успешного сбора. Это особенно удобно для авторов больших проектов, предполагающих интеграцию спонсоров.

Например, авторы фильма-экранизации романа Виктора Пелевина «Ампир V» собирали средства на Planeta.ru, чтобы оплатить часть съемочного процесса. В качестве одного из вознаграждений авторы предложили брендам разместить свой логотип в титрах фильма. Эту возможность выкупила крупная компания за 5 миллионов рублей, установив тем самым рекорд по самому большому единовременному донату во всем российском краудфандинге.

  • Модерация. Мы проверяем и модерируем все проекты. Запрашиваем документы у авторов и выступаем гарантом надежности. При наличии обоснованных жалоб со стороны пользователей, у нас есть возможность приостановить сбор или прекратить его совсем вернув деньги участникам. До окончания проекта все средства аккумулируются на счету платформы и авторам не переводятся.

Краудфандинговые платформы не удобны для мошенников, это слишком публичный и требующий усилий инструмент.

Например, в 2017 году активист из города Глазова запустил на Planeta.ru проект по реконструкции скамеек на одном из главных бульваров города. В ходе сбора на платформу стали поступать жалобы от участников о том, что у автора проекта нет официального разрешения на реконструкцию от администрации города. Поскольку автор так и не смог предоставить письменное разрешение от администрации, проект пришлось закрыть и вернуть все деньги участникам. Несмотря на то, что сумма была собрана в полном объеме.

Конечно, это не пример мошенничества, но это пример недостаточно ответственного подхода к запуску проекта. Несмотря на все это, история со скамейками завершилась успешно, администрация города провела реставрационные работы самостоятельно. Это доказывает, что в краудфандинге результат проекта часто не равен сумме сбора. Каждый проект – это мощный инфоповод, который зачастую самостоятельно генерирует позитивные изменения.

  • Дополнительное финансирование. После успешного краудфандинга авторы часто привлекают дополнительное финансирование, гранты или инвестиции, используя завершенный крауд-проект как презентацию. 17 % авторов успешных проектов Planeta.ru отметили, что краудфандинг стал катализатором для привлечения дополнительного финансирования в проект.

Автор инклюзивного проекта «Простые вещи» Мария Грекова в ходе 8 краудфандинговых проектов на Planeta.ru сумела привлечь более 5 миллионов рублей. Средства собирались на развитие инклюзивных мастерских в Санкт-Петербурге, где работают люди с особенностями здоровья. Но как мы понимаем, для инклюзивного проекта постоянно требуются средства. Поэтому Мария использовала свой успешный опыт краудфандинга как обоснование востребованности ее проекта при подаче заявки на грант в Фонд президентских грантов и получила 26 миллионов на развитие проекта. Также она вошла в топ 100 лучших грантовых практик.

Еще один пример – проект Юлии Володиной по созданию инклюзивного кафе «Разные зерна» в Москве. В ходе крауд-проекта на Planeta.ru удалось собрать почти 900 тысяч рублей на создание кафе, в котором люди с особенностями здоровья могли бы работать наравне с профессиональными официантами и бариста. Конечно, средств на запуск требовалось существенно больше. И их удалось привлечь. В ходе крауд-сбора у проекта появился спонсор, который уже вне краудфандинговой платформы добавил проекту 6 миллионов рублей.

Но грантами и спонсорством все, конечно, не ограничивается. Для предпринимателей краудфандинг может выступать как pre-seed, то есть прединвестиционная стадия. Так получилось в проекте социального предпринимателя Светланы Новак из Сахалина. Светлана, пищевой технолог по профессии, решила запустить производство мармелада с морскими водорослями, которые так популярны в ее регионе. С этой идеей она обратилась к бизнес-ангелам, которые и предложили ей протестировать свою идею при помощи краудфандинга, так как товар был абсолютно новым для рынка. В ходе крауд-кампании на Planeta.ru удалось собрать 110 тысяч рублей, даже чуть больше изначально необходимой суммы для производства первой партии. После этого бизнес-ангелы вне краудфандинговой платформы проинвестировали в проект Светланы еще 600 тысяч рублей под 6% годовых, а мармелад поступил в продажу в крупной ритейл-сети.

  • Богатый инструментарий. Еще одно преимущество использования Planeta.ru – это инструментарий для создания крауд-проекта.

    Например, в каждый проект вшита статистика, где можно отслеживать, какие из шагов по продвижению срабатывают лучше, и где можно удобно работать с логистикой проекта. В статистике отображаются все данные об участниках вашего проекта и их вознаграждениях, можно выставлять различные фильтры, там же есть электронные адреса участников, возможность автоматической рассылки писем и трек-номеров доставки участникам.

Пока проект активен, с помощью интерфейса платформы можно выпускать обновления крауд-кампании, во вкладке новости можно рассказывать о том, как идет работа над проектом. Раз в неделю можно рассылать эти новости по базе всех, кто уже поддержал ваш проект. Это очень удобно, особенно если автор планирует добавлять новые бонусы, приглашать участников на мероприятия или сообщать важную информацию о доставке вознаграждений. Дмитрий Сокол, солист панк-группы «Йорш», отметил, что нередко использует новости в завершенных проектах для информирования аудитории об особенно важных концертах. Это дополнительный канал продвижения, который получает автор кампании.

  • Поддержка. Важным преимуществом Planeta.ru являются крауд-продюсеры. Они знают все о законах и логике краудфандинга и помогают авторам с запуском и продвижением проектов: дают советы по улучшению проектов, помогают с оформлением документов, лотами и прочим.
Наталия Андреева
Руководитель отдела крауд-продюсирования Planeta.ru за 8,5 лет работы помогла запустить более 800 успешных проектов и помогла авторам суммарно привлечь практически 400 миллионов рублей

Я сравниваю работу продюсера с работой гида. Представьте, что вы отправляетесь в поход по неизвестной для вас территории. Вы ещё не знаете, какая экипировка вам пригодится и как именно пройти новый для вас маршрут. Вам потребуется гид, который уже здесь не раз ходил, который знает, где поджидают опасности и какие можно совершить ошибки, знает, что нужно предусмотреть и как подготовиться, как распределить ресурсы, чтобы пройти маршрут в удовольствие и успешно. Продюсер – именно такой проводник, только в мир краудфандинга. Ведь краудфандинг как инструмент для привлечения финансирования не похож на гранты, кредиты, инвестиции или сбор простых донейшенов. У краудфандинга есть свои правила и особенности, которые позволяют выделить его в отдельную сферу деятельности. И нам важно, чтобы автор не только успешно прошел этот путь, но и приобрел новые знания и более полное понимание краудфандинга. Чтобы он мог впоследствии эффективно применять этот инструмент для развития и продвижения своего дела.

Вместе с крауд-продюсерами мы запустили Школу краудфандинга, где учим всех желающих, как при помощи краудфандинга можно реализовать свою идею или проект. Часто после обучения в нашей Школе проекты выпускников выстреливают и становятся успешными, а некоторые даже получают дофинансирование своих проектов от партнеров Школы.

Так, проект Паратеннис.РФ став победителем летней Школы краудфандинга 2023 года получил дофинансирование от Фонда поддержки социальных проектов на 50 тысяч рублей. Это помогло ему успешно завершить свою крауд-кампанию и провести в Москве Всероссийский турнир по теннису на колясках, который обошелся в 680 тысяч рублей — все они были собраны при помощи краудфандинга.

  • Системность. Planeta.ru — больше, чем просто краудфандинг. За 12 лет работы мы выросли в целую экосистему. Мы учли все трудности, с которыми сталкиваются авторы на своем крауд-пути, и предлагаем комплексное решение. Теперь от автора требуется только интересная идея и вера в ее реализацию, со всем остальным мы можем помочь. Мы готовы взять на себя производство вознаграждений, у нас есть своя служба доставки, оффлайн и онлайн-магазин, а также мы оказываем услуги логистики и склада.
  • Достижение самых разных целей и задач. Выходя на специализированные платформы, авторы могут достичь разных задач. На Planeta.ru провели опрос среди авторов и попросили их ответить, что помимо сбора средств стало результатом их проекта. Вот такие результаты получились:

    — 45% расширили за счет выхода на на Planeta.ru свою аудиторию;

    — 39% получили новый уровень взаимодействия с имеющейся аудиторией;

    — 32% прокачали свой личный бренд;

    — 29% привлекли новых партнеров;

    — 26% получили публикации в СМИ/ у блогеров;

    — 17% сумели при помощи крауд-проекта привлечь дополнительное финансирование: гранты, инвестиции, спонсорство и прочее.

    Таким образом, для разных авторов краудфандинг дает разные возможности.

Анор Тукаева
Создатель и руководитель проекта по сохранению и возрождению уникального затопленного храма Рождества Христова в Крохино, запустила при помощи краудфандинга 6 успешных проектов с общим сбором почти три миллиона рублей

Мы собираем средства на реализацию своей благотворительный деятельности разными способами, преимущественно через свой сайт и другие площадки для благотворительности. Но хотя бы раз в год или два мы размещаем проекты на Planeta.ru, и вот почему: это даёт нам возможность привлечь новую аудиторию, ведь понятно, что аудитория «Планеты» в разы больше нашей собственной; это позволяет нам получить обратную связь на то, что мы делаем в текущий момент, интересно ли это, вызывает ли это отклик и желание быть причастным. В общем каждый новый проект это еще и немного "лакмусовая бумага", в правильном ли направлении мы движемся; это дает нам возможность посмотреть на себя со стороны, оценить свои проекты по-новому.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда