Истории Olga Budnik
2 405

Как появилась касса. Первые чеки, аппараты с «птичкой» и машины Паттерсона

Создатель «МодульКассы» Максим Митусов погрузился в историю вопроса.

В закладки

Однажды Джеймс Ритти, хозяин популярного кафе в американском городе Дейтон, штат Огайо, отправился в Европу. Прогуливаясь по судну трансатлантического корабля, он забрел в машинное отделение и обратил внимание на устройство, которое автоматически отсчитывало каждый оборот двигательного вала. Ритти осенила счастливая мысль, что подобное устройство может фиксировать каждую покупку в его заведении.

Еще пару веков назад определить собственные доходы предпринимателям было крайне сложно: наемные работники предоставляли неточные данные в ежедневных гроссбухах. Это создавало условия для хищений. Поток посетителей в кафе Ритти не иссякал, но заведение почти не приносило дохода. Как выяснилось, причина была проста — воровали буфетчики.

Вернувшись домой из Европы, Ритти вместе с братом сконструировал простейший кассовый аппарат, запатентованный 4 ноября 1879 года. В первой модели каждая торговая операция фиксировалась на диске. Позже появился специальный индикатор, позволявший и кассиру, и покупателю видеть стоимость покупки. Теперь, после того как индикатор показал сумму, которую продавец должен был положить в кассовый ящик, соблазн что-либо утаить становился значительно меньше.

Аппарат братьев Ритти имел два ряда клавиш, каждая из которых отмечала сумму, и циферблат с двумя стрелками - для долларов и центов.

Аппарат братьев Ритти

Ритти также придумал приспособление для записи денежных операций на бумажном рулоне. Теперь хозяин мог сверить сумму наличных в кассе с суммой, обозначенной на рулоне, и точно узнать, сколько было сделано покупок за день. Кафе стало приносить неплохой доход не только из-за «честности» буфетчиков, но и из-за наличия необычного аппарата, который собирал толпы зевак. Изобретение Ритти получило название «Неподкупный кассир Ритти».

Касса как объект инженерного искусства

В это же время другой бизнесмен Джон Паттерсон, которыйпродавал в своем магазине товары для шахтеров, находился на грани разорения. Несмотря на то, что его магазин находился в центре и был весьма популярным, он не приносил дохода. Услышав о кассовых аппаратах Ритти, Паттерсон приобрел три штуки, получил результат и вскоре заказал еще 50 машин.

Уже в 1884 г. Паттерсон выкупил права на изготовление кассовых аппаратов и мастерскую, где к тому времени работало 13 человек. Он основал новую компанию и назвал ее National Cash Register Company (NCR). Точная сумма сделки не известна. Говорят, что Паттерсон заплатил за фабрику $5 000.

Вариации Джона Паттерсона

К старому аппарату Паттерсон добавил колокольчик и выдвижной денежный ящик. Всякий раз, когда ящик выдвигался, раздавался звон. Неумолкающий звон колокольчика свидетельствовал о том, что дела у магазина идут хорошо.

На рынке появились и другие компании-прозводители, которые привносили в продукт свои инженерные инновации. Например, Heintz Cash Register в 1894 году начала использовать вместо колокольчика птичку, которая после каждой покупки кричала «ку-ку».

К началу двадцатого века было продано более миллиона кассовых аппаратов NCR. Кассовые аппараты стали делать не только из меди, но и из дерева, никеля, серебра и даже золота. А в 1906 инженер Чарльз Кеттеринг сконструировал кассовый аппарат с электрическим мотором — вполне в духе времени.

В десятых годах двадцатого века процесс становился всё более автоматизированным. Наконец, Паттерсон совершил новый прорыв - добавил к кассе устройство, которое печатало чек. Тогда же были внедрены первые технологии, позволяющие получать сведения о количестве проданных товаров и даже о товарах, проданных лично каждым продавцом.

Вариации Джона Паттерсона

В России о кассах стали говорить еще в конце девятнадцатого века. Тогда в московском ЦУМе появился первый кассовый аппарат.

Массовое производство

Первая мировая война стала переломным моментом для рынка кассовых аппаратов. Механика, инженерное исскусство, дизайн перестали быть предметами восхищения. Кассы перестали быть изящным предметом интерьера и приманкой для зевак. На рынке стала цениться функциональность.

Постепенно машины начали упрощаться и уменьшаться в размерах. Товары в каталогах компании Паттерсона стали доступнее, продуктовая линейка - шире. Можно было найти модель по любой цене.

В то же время в России во времена революции и гражданской войны кассы были, по понятным причинам, не очень популярны. Зато в период НЭПа они стали возвращаться в обиход. В тридцатых в СССР начали создаваться собственные счетно-контрольные машины.

Советский аппарат

Кассы в облаках

Новый виток развития касс случился только в двадцать первом веке. На смену традиционным кассовым аппаратам начали приходить онлайн-кассы. Это произвело на рынке революцию — почти такую же, какую в своё время произвел Джеймс Ритти на рынке нерадивых буфетчиков.

Основная задача онлайн-касс — упрощать общение с налоговой. Информация обо всех операциях по кассе сгружается в облако оператора фискальных данных и оттуда передается в инспекцию. Сейчас в России есть несколько производителей умных касс: Эвотор, Атол, МодульКасса (принадлежит Модульбанку) и некоторые другие.

Тут могла быть фотография нашей красивой оранжевой кассы

Благодаря им каждый предприниматель может получать данные о продажах на свой смартфон в любое время дня и ночи, контролировать операции и более точно прогнозировать продажи. Кассы позволяют видеть даже то, во сколько ваш продавец сегодня вышел на работу, они могут разговаривать и заказывать вам пиццу. И кажется, это только начало.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Olga Budnik", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 18, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "subsite_label": "story", "id": 54015, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 21 Dec 2018 14:59:11 +0300" }
{ "id": 54015, "author_id": 18792, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/54015\/get","add":"\/comments\/54015\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/54015"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199131, "last_count_and_date": null }

5 комментариев 5 комм.

Популярные

По порядку

5

Автор, хочу попросить не останавливаться и продолжать писать столь познавательные статьи. Мне было интересно узнать для себя много нового

Ответить
2

Где фотография красивой оранжевой кассы? Статья хорошая, но картинок пожалели. А где совковые кассы? В общем очень интересно, сам занимаюсь кассами, но в историю никогда не погружался. Теперь буду знать!

Ответить
1

Не хотели просто перегружать, ни картинками, ни продакт плейсментом. Можем сделать продолжение - историю кассовых аппаратов после Первой мировой войны :)

Ответить
1

Было бы интересно)

Ответить
1

Большое спасибо автору за статью) Было очень интересно узнать об истории появлении касс, так что за продакт плейсмент зачёт!

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }