{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Учить нельзя работать: как обучать линейных менеджеров цифровой трансформации и аналитике данных?

Сегодня мы часто говорим о том, как техническим специалистам важно развивать мягкие навыки: без персональной адаптивности, эффективной коммуникации и умения работать в команде ни один ИТ-профессионал не сможет создать код, продукт или сервис таким, каким бы его хотел видеть потребитель. При этом немногие задумываются о том, что верно и обратное — руководящим специалистам, применяющим в работе преимущественно гибкие компетенции, нужно также уметь разбираться в цифровых технологиях и развивать прикладную экспертизу в этой области.

Необходимость в комплексной профессиональной подготовке у менеджеров — следствие запросов рынка. В современных условиях эти специалисты берут на себя функции не только руководителей команд, но и центральных проводников цифровой трансформации предприятия. В этой системе именно навыки руководителей становятся одним из ключевых факторов в развитии бизнеса.

Отсутствие у линейных менеджеров понимания, как разрабатывается продукт с точки зрения технических решений создает риск для бизнеса: компания может терять конкурентоспособность, упускать новые возможности для роста и в целом хуже адаптироваться к изменениям.

Возникает вопрос — каким техническим знаниям обучать специалистов на руководящих должностях и как это делать?

И чтец, и жнец, и на дуде игрец — каких навыков ждут от менеджеров в ИТ сегодня?

Современная ИТ-индустрия — это стремительно меняющийся ландшафт. Развитие инновационных технологий, трансформация запросов потребителей, импортозамещение, — ИТ-специалисты, от рядовых сотрудников до топ-менеджеров, регулярно сталкиваются с новыми вызовами, требующими от них мгновенной реакции.

Профессионалам на менеджерских позициях приходится особенно тяжело. Работая в условиях многозадачности и систематических перемен в рабочей среде — как внутри компании, так и за ее пределами — они несут дополнительную ответственность за разработку продукта и стратегическое развитие бизнеса. Навыки управления проектами остаются для них приоритетными, но растет и значение «подкованности» в цифровых технологиях и работе с данными.

В результате от линейных менеджеров в компаниях с технологической составляющей сегодня ждут комплексных навыков:

  • профессиональную гибкость в условиях трансформации бизнеса;
  • развитие личной эффективности в рамках стратегического развития компании;
  • адаптивность к новым решениям и внедряемым цифровым продуктам;
  • умение работать с большим количеством источников информации;
  • способность организовать процессы по качественной обработке больших данных.

Одно ясно наверняка: техническая экспертиза теперь является преимуществом в портфолио менеджеров — понимание, как обращаться с «цифрой», позволяет им эффективнее взаимодействовать с командой и обеспечивать лучшие результаты работы. Понятно и то, что обучение сотрудников на управляющих позициях становится еще одним приоритетом в ИТ-компаниях, нацеленных на продвижение в индустрии.

«Страшно, очень страшно! Мы не знаем, что это такое». Как выстроить стратегию обучения цифровой трансформации для линейных руководителей?

Процесс обучения менеджеров существенно отличается от обучения рядовых сотрудников. Сегодня на рынке можно найти много курсов повышения квалификации в менеджменте, но не все они хороши с точки зрения качества. Из-за этого руководители часто скептично относятся к подобным образовательным инициативам — если не отвергают их вовсе. И чтобы действительно включиться в обучение, эти специалисты хотят видеть не очередной курс, а расширенное образовательное решение, полноценную 360° программу.

В Т1 Цифровой Академии мы предлагаем подходить к подготовке руководителей комплексно. Программные решения должны быть направлены на максимизацию результатов обучения, поэтому контент программ всегда составляется совместно с ведущими экспертами индустрии и содержит серьезную методологическую базу, а курс строится вокруг задач, которые менеджеры выполняют в своей работе на постоянной основе. При создании учебных модулей мы привлекаем к процессу узнаваемых спикеров, а для более иммерсивного опыта обучающихся готовим коммуникационную стратегию. Она может включать в себя как публикацию разноформатных материалов по теме, так и проведение внутренних мероприятий.

Эта стратегия соответствует актуальным требованиям индустрии. Наше исследование тенденций рынка корпоративного образования в России показывает, что обучение и развитие именно руководителей — один из ключевых запросов современных компаний как внутри ИТ-сектора, так и в многих других областях. Не менее важным для заказчиков является и то, как проходит сам процесс обучения. Компании хотят, чтобы образование было максимально приближено к рабочим процессам или даже встроено в них: при таком сценарии обучающиеся будут осваивать материал не изолированно, а в привязке к задачам, с которыми им придется сталкиваться на практике.

Принципиально не только соблюсти баланс теории и практики, но и в целом подготовить вовлекающую стратегию курса. Ведущая цель — развить насмотренность участников, указать на слабые места в их знаниях и обеспечить инструментами для восполнения пробелов.

Для повышения мотивации руководителей и их вовлечения в обучение можно обращаться к разным методикам:

  • привлекать к созданию материалов и проведению занятий авторитетных экспертов и спикеров;
  • наполнять программу успешными кейсами из реальной практики, чтобы слушатели — особенно те, кто относится к обучению скептически, — вдохновлялись на разработку собственных проектов;
  • использовать командные методы обучения: корпоративные тренинги, бизнес-игры, семинары по решению кейсов и пр.

Кейс: как мы создали EdTech-программу и обучили линейных менеджеров аналитике данных

В условиях цифровой трансформации современным ИТ-предприятиям приходится регулярно обучать руководителей подразделений — за такую задачу мы взялись по запросу клиента в рамках актуализации навыков линейных менеджеров компании. Основываясь на ведущих практиках индустрии, мы разработали иммерсивную EdTech-программу для обучения руководителей методам работы и анализа больших данных.

Проанализировав запросы клиента, мы подготовили теоретический курс по цифровой трансформации с примерами из российской практики и следом помогли слушателям закрепить полученные знания при помощи практико-ориентированного модуля — его мы разработали совместно с практикующими преподавателями ведущих вузов по работе с данными, аналитике и машинному обучению.

Чтобы сделать курс интересным для прохождения менеджерами, мы привлекли к его созданию узнаваемых спикеров и лидеров трансформации в ИТ и банковской сфере. А для более полного погружения в тему запустили серию коммуникационных статей и мероприятий внутри компании. На финальном этапе проекта мы перевели его в практическую плоскость и подготовили пилотные группы среди линейных руководителей заказчика.

В результате запуска обучающей программы нам удалось достичь нескольких целей, которые мы определили совместно с клиентом:

  • Сотрудники получили общее понимание компонентов, из которых состоит работа над проектом с использованием анализа данных;
  • Обучились основным методам сбора и хранения больших данных и принципам их применения в бизнесе;

Не менее важным стало то, что после обучения линейные менеджеры научились наблюдать за повседневными задачами работы с данными «сверху» и оптимизировать ежедневные функции. Результативность внедрения программы проявилась и в цифрах: процесс интеграции новых цифровых инструментов в отделах компании сократился до двух месяцев, а 72% подразделений уже используют все цифровые инструменты, внедренные в организации.

Подводим итоги

В сегодняшних условиях большинство участников ИТ-индустрии сталкиваются с серьезными вызовами, требующими от них профессионального развития и поиска новых, более эффективных подходов к решению рабочих задач. Среди всех специалистов линейные руководители чувствуют на себе необходимость двигаться в ногу со временем больше всего. Для них совершенствование не только управленческих навыков, но и технических знаний — обязательное условие развития.

В этих обстоятельствах системное корпоративное обучение менеджеров — условие успеха любой ИТ-компании. Грамотно составленная программа не только актуализирует профиль этих специалистов, добавив им необходимой технической компетентности, но и поможет руководителям эффективнее взаимодействовать с трансформирующейся цифровой средой.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда