Коливинг&Коворкинг: эффективное соседство
Как совместное проживание с коллегами повлияет на рабочие процессы и поможет избежать выгорания.
В Холдинге Т1 работает корпоративная платформа «Есть идея», куда любой сотрудник может подать свое предложение. Если оно успешно проходит многофакторный анализ, то в помощь автору создается рабочая группа, чтобы сделать из идеи проект. После доработки его можно запитчить на конференции «Импульс Т1». Одна из задач «Импульса Т1» — выявить проекты, которые при должной поддержке могут стать успешными.
Одним из таких проектов стал «Коливинг&Коворкинг». Я, его руководитель Михаил Щеголев, расскажу, как прошел путь от внутренних рассуждений на тему комфортных для себя условий работы до создания проекта сети коливингов + коворкингов для сотрудников и менеджеров холдинга.
Коворкинги довольно давно используются как общедоступные рабочие пространства. Коливинги — совместное проживание людей с общим делом — в российских компаниях пока не получили широкого распространения. Но это не делает их автоматически непригодными для наших коллективов.
Я долго думал, как организовать рабочее место, чтобы чувствовать себя комфортно и при этом не расслабляться. Я посетил 55 стран, работал в Москве, в Турции, в Америке. И все это время анализировал, как на меня и на мою эффективность влияет атмосфера вокруг. Например, удаленный формат работы позволял гулять в прекрасную погоду по набережной в Турции и часами вести рабочие телефонные переговоры. Эта атмосфера повышала мою энергию: хотелось работать больше, чего не было, когда я видел за окном мрачный дождливый город. Возможность работать почти из любой точки мира стала преимуществом удаленного формата работы, а его минусом — отсутствие живой коммуникации с коллегами.
При удаленном формате взаимодействие происходит только с теми коллегами, с которыми есть общие задачи. Вряд ли вы случайно позвоните или напишете сотруднику из отдела, который ведет абсолютно другое направление. В офисе же вы можете случайно столкнуться в коридоре, обменяться дежурными фразами, мнениями. Вы рассказали об опыте другому человеку, он поделился своим — и такой small talk может перерасти в brainstorm.
Еще одна тема, которая дала мне повод порассуждать о создании комфортной рабочей атмосферы, — это выгорание. Исследования показали, что 15 % высшего менеджмента находится на первой стадии выгорания — обесценивании себя и своей работы; 19 % перешло на вторую — деструктивное отношение со средой; 9 % находится на третьей — они истощены. Среди специалистов ситуация выглядит так: 31 % — на стадии обесценивания, 32 % перешло в деструктив, 19 % — истощение. И главное: в среднем только 25 % таких сотрудников, испытывающих выгорание, сохраняют текущее рабочее место, а остальные переходят на новое.
В любых компаниях всегда так или иначе происходит текучка кадров, но необходимо понимать, что это еще и утечка мозгов. Компания высвобождает рабочие места, но вместе с тем она теряет ценный человеческий ресурс и тратит средства на поиски новых специалистов. Понимаете, сколько будет потрачено сил на поиски квалифицированных ИТ-спецов?
Многие компании решают проблему выгорания повышением заработной платы. Прибавка может удержать сотрудника только на какой-то срок — на три-четыре месяца, как показывает практика. Потом человек вернется в прежнее состояние. При этом зачастую прибавку получает сотрудник, чьи компетенции оцениваются на рынке гораздо ниже, и это непременно ведет к издержкам. Финансовое решение проблемы выгорания помогает, только если сотруднику действительно платили намного меньше, чем стоят его профессиональные навыки.
Причин, по которым происходит профессиональное выгорание, много — от неудовлетворенности уровнем заработка до отсутствия возможности путешествовать в рамках рабочего процесса. Последнее, например, нередко называли, когда отвечали на вопрос, что побудило их сменить место работы. В коллективах появился запрос на туризм по России внутри самой компании, то есть путешествовать и при этом зарабатывать.
Здесь можно сказать: «Мы не возражаем, если человек работает не из дома, не из офиса. Пусть путешествует, если это не мешает ему выполнять рабочие задачи». Я много путешествовал по России и местами сталкивался с неразвитой логистикой и не всегда стабильным Интернетом, низким уровнем сервиса в одних отелях и слишком высокой стоимостью проживания в других.
Коливинги с коворкингами нацелены на то, чтобы решить эти проблемы. Они дают коллективу возможность сменить обстановку и получить красивую картинку за окном. Поверьте, если вам больше 25 лет, то разница между «просыпаешься в бунгало с видом на море» и «просыпаешься в шумном загазованном городе» очень ощутима.
Как должно быть организовано пространство в коливинге?
Это очень важный момент, поскольку от него зависят комфорт каждого сотрудника и его продуктивность.
Когда речь идет о взрослых рабочих коллективах, а не студенческих, то важно понимать, что среди коллег могут быть семейные люди с детьми.
Соответственно, пространство должно быть разделено на кампусы: детский кампус, где смогут жить родители с детьми, и кампус «18 +» для сотрудников без детей. Дети — это, бесспорно, цветы жизни, но не все хотят, чтобы чужой малыш отвлекал своими шумными играми.
В детском кампусе должны быть предусмотрены игровая зона и няня, чтобы не оставлять детей без присмотра и занять их, когда родители работают.
«Предлагает жить в коммуналке и работать в ней всем коллективом», – подумают многие, особенно те, кому довелось пожить в коммунальной квартире или общежитии. Да, звучит, может быть, не очень привлекательно.
Поэтому, чтобы уйти от этого «эффекта коммуналки», необходимо организовать жилые зоны так, чтобы люди не ругались из-за грязной чашки или очереди, кому мыть пол. Ведь с чем в первую очередь ассоциируется коммуналка? Со скандалами на общей кухне между соседями.
Эта проблема решается наймом уборщицы, возможно, еще и повара, а также установкой единых для всех правил проживания в коливинге.
Я уже имею опыт организации коливинга и сам успел пожить в таком сообществе. Приведу пример — коливинг в Сан-Франциско, куда меня пригласили работать. Это был большой дом на окраине Сан-Франциско с зоной барбекю, огромным балконом и прекрасным видом на ночной город.
Компания предоставляла питание, алкоголь без ограничений. Бытовыми вопросами занималась нанятая служба клининга.
Жилые комнаты находились на втором этаже, а общие — на первом.
Зонирование было очень продуманным, чтобы никто никому не мешал: пространства для работы, для отдыха, для проживания были обособлены друг от друга и шумоизолированы.
Это подкупало меня остаться там работать надолго. Но оттолкнуло другое: такой формат коливинга нацелен на получение сверхприбыли. Было много высокооплачиваемых задач, но не было никакой возможности для развития.
Дословно мне сказали, что «В обороте — миллиарды долларов на биткоине, нужна система, которая помогает торговать, и больше ничего не нужно». Моя инициативность оказалась там просто лишней.
Формат, когда людей собирают вместе, чтобы они только делали деньги и не отвлекались ни на какой мозговой штурм и поиски новых решений, далек от той цели, которую несет проект «Коливинг&Коворкинг». Но большой дом с грамотным зонированием, в прекрасном месте и с роскошным видом — это то, как в моей концепции должно выглядеть пространство для такого проекта.
Локация имеет важное значение: она должна привлекать сотрудников.
Какие это места?
Берег моря.
- Горы.
- Заповедники.
- Места экотуризма.
Изначально рассматривались заграничные курорты: Португалия, Шри-Ланка, Таиланд и Бали. Но ввиду политико-экономических обстоятельств акцент теперь делается на территории внутри страны: Черноморское побережье, Алтай, Крым, Валдай, Байкал.
По каким критериям происходит отбор помещения для будущего коливинга с коворкингом?
Легкий доступ к курортным местам и прогулочным зонам.
- Хорошая шумоизоляция.
- Зонирование или возможность его сделать.
- Бесперебойно работающий Wi-Fi.
- Площадка для спортивно-развлекательных активностей.
Цели проекта
Зачем компании открывать коливинг с коворкингом, а сотрудникам — стремиться в него попасть?
- Поощрение группы специалистов или кого-то конкретного возможностью жить и работать в курортном месте непродолжительное время за счет компании.
- Сбор команды для реализации срочных проектов.
Например, чтобы эффективно и в короткий срок разработать сайт для конференции «Импульс», мы смогли бы всей командой выехать в такой коливинг с коворкингом и сделать все там, не выделяя дополнительного времени на созвоны.
- Тимбилдинг в формате обучения, стратегических сессий, конференций с перерывами на развлечения.
Или еще пример: в таком пространстве наш холдинг мог бы провести питчинг идей и подготовку к конференции «Импульс Т1» — было бы здорово проводить там и саму конференцию, но у нас проект мини-кампуса, и для конференции мало места.
И цель на будущее: предоставление сотрудникам возможности проживать более продолжительный срок на льготных условиях аренды.
Я презентовал проект руководству компании на конференции в Новосибирске и получил ряд вопросов, на которые тогда не смог дать четких ответов. Но в компании увидели потенциал в этой тогда еще сырой идее. Я ее доработал, получил интерес со стороны топ-менеджмента и детальное представление, в каком направлении развиваться дальше. Меня, в свою очередь, заинтересовало, почему «Коливинг&Коворкинг» получил такой отклик, и я обратился за комментарием к куратору программ развития Холдинга Т1 Анне Долговой, которая пояснила:
«У нас есть пять критериев, по которым мы оцениваем каждый из проектов:
- Потенциал проекта с точки зрения востребованности на рынке. Для нас важно поддерживать инициативы, которые имеют высокий потенциал.
- Качество проработанных материалов. Отмечу, что зачастую концепции новых проектов представляют собой только непроработанную идею без понимания автора, как ее воплотить в жизнь. Идея на рынке — это ничто, важна реализация. Поэтому мы смотрим, каким образом человек планирует довести свою идею до практической реализации: как поэтапно выстраивать процесс, какой должна быть команда, какими — ресурсы.
- Новизна. В идеале нам хотелось бы видеть уникальные проекты в рамках растущего рынка, но если он стагнирует, а идея не нова, то ставим минимальный балл по данному критерию.
- Простор реализации проекта.
- Соответствие стратегии компании.
Проект «Коливинг&Коворкинг» тоже проходил отбор по пяти критериям. Сразу отмечу, что с точки зрения новизны он абсолютно уникальный — в России подобного нет.
Что касается финансовой составляющей и простоты реализации проекта, то не буду скрывать, что здесь возникает ряд вопросов. Не просчитана финансовая модель и пока нет четкого понимания, во сколько этот проект обойдется компании. Хотя работы в этом направлении ведутся: мы уже обсуждали ремонт и аренду первого объекта для коливинга с коворкингом.
Возникают также вопросы к концепции внутреннего устройства коливинга.
Подразумевается, что туда смогут приезжать сотрудники с детьми, для которых организуют обучение в школе IT. Но нужно понимать, что дети будут разного возраста, соответственно, нужно несколько обучающих программ, а это дополнительная нагрузка.
Однако с точки зрения соответствия политики и стратегии компании проект «Коливинг&Коворкинг» отлично работает на бренд холдинга. Объясню, почему: ИТ-специалисты — очень избалованные работники. Многие ИТ-компании дают им разного рода преференции, чтобы удержать в команде грамотных специалистов и привлечь, переманить новых. Поэтому они могут выбирать работодателя не столько по размеру зарплаты, сколько по уровню комфорта условий труда, а такого или подобного коливинга с коворкингом пока не предлагает ни одна компания.
У нашего холдинга как у работодателя в случае реализации проекта появится уникальное преимущество, особенно привлекательное для молодых специалистов. Им важно чувствовать свободу, иметь те привилегии, которые, как им кажется, они получают, находясь в Таиланде, на Бали или в других странах. Но и в России очень много красивых мест (Сочи, Алтай и т. д.), где можно чувствовать себя не менее хорошо и наслаждаться не менее потрясающими пейзажами. Как мы считаем, коливинг с коворкингом дадут такое ощущение.
Аудитория «Импульса» — это молодые ИТ-специалисты, студенты, наши действующие партнеры, которые, как мы уже знаем, мечтают совмещать работу и отдых. И нам в компании важно показать, что мы это понимаем и стремимся удовлетворять такие потребности. К тому же для нас было важно, чтобы на «Импульсе» были представлены не только технические проекты, но и такие, как «Коливинг&Коворкинг» — понятные широкой аудитории.
Поэтому, несмотря на очевидные сложности, руководство компании положительно оценило идею, и один из топ-менеджеров взял кураторство над проектом.
Для нас в целом важно показать, что компания старается создавать инновационные высокотехнологичные продукты, опережая время. Я бы даже сказала — создавать тренды.
Поэтому, если идея проекта помогает достигнуть этой цели, то финансовая сторона, в том числе ожидаемая выгода, может отойти на второстепенный план».
Сейчас проект «Коливинг&Коворкинг» прошел уже третий этап слушаний у менеджера уровня СЕО-1, при том что изначально моя идея была отправлена на доработку. Следующий этап — адаптация концепции и предварительные расчеты под конкретную локацию. Принято решение найти отвечающее целям помещение под аренду, сделать в нем необходимый ремонт и поселить первую группу сотрудников, которые дадут обратную связь. Это позволит посчитать MVP проекта.
Здесь важно отметить, что такие показатели, как экономическая эффективность, в данном случае демонстрируют не то, сколько компания заработает на проекте, а то, сколько она сможет сэкономить благодаря тому, что будет использовать «Коливинг&Коворкинг» для борьбы с выгоранием сотрудников, тем самым сохраняя ценные кадры в рабочем строю.
По какому критерию будут отбирать сотрудников для проживания и работы в «Коливинг&Коворкинг»?
Проект, напомню, направлен в первую очередь на то, чтобы мотивировать сотрудников на создание новых продуктов. Для этого здесь должен быть сформирован коллектив из инициативных людей со схожими интересами, принципами. Как собрать такой коллектив?
Я организовал более 200 турниров и выездных массовых мероприятий, в том числе спортивного характера, и могу подытожить: не каждому человеку подойдет такой формат. Там, где работал я, была «система одного шанса»: если в отношении человека было массовое недовольство, то больше он на такие мероприятия не допускался. Это один из вариантов отбора кандидатов.
Помимо этого, хорошо работает система рекомендаций: если кто-то хочет попасть в коливинг, то за него должны поручиться два-три человека.
В результате у нас создается такой оазис с рабочей и жилыми зонами, развлекательной составляющей и возможностью быстро трансформировать помещение под необходимые нужды, расположенный, например, в месте для экотуризма. Такое пространство потенциально можно сдавать в аренду другим компаниям или индивидуальным лицам и получать дополнительный доход. Но это будет возможно уже в будущем при создании сети таких коливингов.
Я бы хотел, чтобы в коливинге царила атмосфера стартапа. Работать над стартапом эмоционально тяжело, потому что в какой-то момент заканчиваются и моральные, и физические силы. Такое часто происходит в ИТ-стартапах, когда много времени уделяешь программированию и можешь упустить какие-то нюансы. Тогда на помощь приходит коллега. Поддержка от тех, кто разделяет ваши интересы и цели, очень важна. Просьба помочь воспринимается нормально, находит отклик.
Я учился в американской школе, где не было преподавателей. Процесс обучения был построен на коммуникациях между людьми, на взаимопомощи.
И это было там на уровне «впитали с молоком матери». Отказа на просьбу о помощи было невозможно услышать.
У коливинга в целом может быть довольно обширный диапазон использования. В «Коливинг&Коворкинг» я предполагаю реализовать проект школы дополнительного образования для детей сотрудников. Во-первых, это позволит их занять, а во-вторых, даст детям полезные знания. Это может быть, например, коливинг ИТ-компании со школой программирования или роботостроения. Дети смогут там не только учиться, но и показать на отчетном мероприятии свои практические результаты с демонстрацией того, чему они научились.
Сама концепция «Коливинг&Коворкинг» подразумевает, что сотрудники развивают здесь свои профессиональные навыки, поэтому будет образовательная составляющая и для взрослых: лекции, стратегические сессии, конференции.
Спортивная тематика тоже будет присутствовать. Это важно для создания дружеской атмосферы, для командного духа. Это даже может удержать сотрудников в компании. Например, человек не меняет место работы, потому что у него здесь друзья по волейбольной команде холдинга, и каждую пятницу они собираются на игру, а раз в квартал неделю живут в нашем коливинге и устраивают спортивный турнир.
В чем уникальность проекта? Ведь можно просто снять номера и конференц-зал в отеле. В этом была главная сложность при обсуждении внутри компании и презентации на «Импульсе» — объяснить, почему нужен коливинг, а не аренда отеля.
Коливинг — это место объединения команды. Там нет посторонних людей, как в отеле, а только сотрудники компании. Это создает некую общность.
Участники коливинга — это ваши коллеги, объединенные с вами единой задачей, а гости отеля — это абсолютно разные люди, в том числе компании отдыхающих, не настроенных на рабочий лад.
И даже если компания арендует весь отель, а это немалые траты, оборудованных под коворкинг зон в отелях нет. Я как человек, который неоднократно организовывал массовые выездные мероприятия и сам работал в отелях, могу уверенно об этом заявить. Стол в номере, на котором стоит телевизор, микроволновка или еще что-то, неудобный стул — в итоге работа в отеле заканчивается лежанием на шезлонге у бассейна.
Вывод о работе в отеле: нет общности, неудобно и экономически невыгодно.
Я пожил в разных местах, начиная от хостелов и заканчивая люкс-отелями, и понял: чтобы работать хорошо, нужно работать там, где хорошо тебе. Проект «Коливинг&Коворкинг» — именно про это.