{"id":14281,"url":"\/distributions\/14281\/click?bit=1&hash=ab757d18c623a4013353d71493ed166f5261785dc223f01a84b7b3412c030874","title":"\u041a\u0430\u043a \u0441\u0447\u0438\u0442\u0430\u044e\u0442 \u0442\u0435\u043c\u043f\u044b \u0440\u043e\u0441\u0442\u0430 \u044d\u043a\u043e\u043d\u043e\u043c\u0438\u043a\u0438? ","buttonText":"","imageUuid":""}

Коливинг&Коворкинг: эффективное соседство

Как совместное проживание с коллегами повлияет на рабочие процессы и поможет избежать выгорания.

В Холдинге Т1 работает корпоративная платформа «Есть идея», куда любой сотрудник может подать свое предложение. Если оно успешно проходит многофакторный анализ, то в помощь автору создается рабочая группа, чтобы сделать из идеи проект. После доработки его можно запитчить на конференции «Импульс Т1». Одна из задач «Импульса Т1» — выявить проекты, которые при должной поддержке могут стать успешными.

Одним из таких проектов стал «Коливинг&Коворкинг». Я, его руководитель Михаил Щеголев, расскажу, как прошел путь от внутренних рассуждений на тему комфортных для себя условий работы до создания проекта сети коливингов + коворкингов для сотрудников и менеджеров холдинга.

Коворкинги довольно давно используются как общедоступные рабочие пространства. Коливинги — совместное проживание людей с общим делом — в российских компаниях пока не получили широкого распространения. Но это не делает их автоматически непригодными для наших коллективов.

Я долго думал, как организовать рабочее место, чтобы чувствовать себя комфортно и при этом не расслабляться. Я посетил 55 стран, работал в Москве, в Турции, в Америке. И все это время анализировал, как на меня и на мою эффективность влияет атмосфера вокруг. Например, удаленный формат работы позволял гулять в прекрасную погоду по набережной в Турции и часами вести рабочие телефонные переговоры. Эта атмосфера повышала мою энергию: хотелось работать больше, чего не было, когда я видел за окном мрачный дождливый город. Возможность работать почти из любой точки мира стала преимуществом удаленного формата работы, а его минусом — отсутствие живой коммуникации с коллегами.

При удаленном формате взаимодействие происходит только с теми коллегами, с которыми есть общие задачи. Вряд ли вы случайно позвоните или напишете сотруднику из отдела, который ведет абсолютно другое направление. В офисе же вы можете случайно столкнуться в коридоре, обменяться дежурными фразами, мнениями. Вы рассказали об опыте другому человеку, он поделился своим — и такой small talk может перерасти в brainstorm.

Еще одна тема, которая дала мне повод порассуждать о создании комфортной рабочей атмосферы, — это выгорание. Исследования показали, что 15 % высшего менеджмента находится на первой стадии выгорания — обесценивании себя и своей работы; 19 % перешло на вторую — деструктивное отношение со средой; 9 % находится на третьей — они истощены. Среди специалистов ситуация выглядит так: 31 % — на стадии обесценивания, 32 % перешло в деструктив, 19 % — истощение. И главное: в среднем только 25 % таких сотрудников, испытывающих выгорание, сохраняют текущее рабочее место, а остальные переходят на новое.

В любых компаниях всегда так или иначе происходит текучка кадров, но необходимо понимать, что это еще и утечка мозгов. Компания высвобождает рабочие места, но вместе с тем она теряет ценный человеческий ресурс и тратит средства на поиски новых специалистов. Понимаете, сколько будет потрачено сил на поиски квалифицированных ИТ-спецов?

Многие компании решают проблему выгорания повышением заработной платы. Прибавка может удержать сотрудника только на какой-то срок — на три-четыре месяца, как показывает практика. Потом человек вернется в прежнее состояние. При этом зачастую прибавку получает сотрудник, чьи компетенции оцениваются на рынке гораздо ниже, и это непременно ведет к издержкам. Финансовое решение проблемы выгорания помогает, только если сотруднику действительно платили намного меньше, чем стоят его профессиональные навыки.

Причин, по которым происходит профессиональное выгорание, много — от неудовлетворенности уровнем заработка до отсутствия возможности путешествовать в рамках рабочего процесса. Последнее, например, нередко называли, когда отвечали на вопрос, что побудило их сменить место работы. В коллективах появился запрос на туризм по России внутри самой компании, то есть путешествовать и при этом зарабатывать.

Здесь можно сказать: «Мы не возражаем, если человек работает не из дома, не из офиса. Пусть путешествует, если это не мешает ему выполнять рабочие задачи». Я много путешествовал по России и местами сталкивался с неразвитой логистикой и не всегда стабильным Интернетом, низким уровнем сервиса в одних отелях и слишком высокой стоимостью проживания в других.

Коливинги с коворкингами нацелены на то, чтобы решить эти проблемы. Они дают коллективу возможность сменить обстановку и получить красивую картинку за окном. Поверьте, если вам больше 25 лет, то разница между «просыпаешься в бунгало с видом на море» и «просыпаешься в шумном загазованном городе» очень ощутима.

Как должно быть организовано пространство в коливинге?

Это очень важный момент, поскольку от него зависят комфорт каждого сотрудника и его продуктивность.

Когда речь идет о взрослых рабочих коллективах, а не студенческих, то важно понимать, что среди коллег могут быть семейные люди с детьми.

Соответственно, пространство должно быть разделено на кампусы: детский кампус, где смогут жить родители с детьми, и кампус «18 +» для сотрудников без детей. Дети — это, бесспорно, цветы жизни, но не все хотят, чтобы чужой малыш отвлекал своими шумными играми.

В детском кампусе должны быть предусмотрены игровая зона и няня, чтобы не оставлять детей без присмотра и занять их, когда родители работают.

«Предлагает жить в коммуналке и работать в ней всем коллективом», – подумают многие, особенно те, кому довелось пожить в коммунальной квартире или общежитии. Да, звучит, может быть, не очень привлекательно.

Поэтому, чтобы уйти от этого «эффекта коммуналки», необходимо организовать жилые зоны так, чтобы люди не ругались из-за грязной чашки или очереди, кому мыть пол. Ведь с чем в первую очередь ассоциируется коммуналка? Со скандалами на общей кухне между соседями.

Эта проблема решается наймом уборщицы, возможно, еще и повара, а также установкой единых для всех правил проживания в коливинге.

Я уже имею опыт организации коливинга и сам успел пожить в таком сообществе. Приведу пример — коливинг в Сан-Франциско, куда меня пригласили работать. Это был большой дом на окраине Сан-Франциско с зоной барбекю, огромным балконом и прекрасным видом на ночной город.

Компания предоставляла питание, алкоголь без ограничений. Бытовыми вопросами занималась нанятая служба клининга.

Жилые комнаты находились на втором этаже, а общие — на первом.

Зонирование было очень продуманным, чтобы никто никому не мешал: пространства для работы, для отдыха, для проживания были обособлены друг от друга и шумоизолированы.

Это подкупало меня остаться там работать надолго. Но оттолкнуло другое: такой формат коливинга нацелен на получение сверхприбыли. Было много высокооплачиваемых задач, но не было никакой возможности для развития.

Дословно мне сказали, что «В обороте — миллиарды долларов на биткоине, нужна система, которая помогает торговать, и больше ничего не нужно». Моя инициативность оказалась там просто лишней.

Формат, когда людей собирают вместе, чтобы они только делали деньги и не отвлекались ни на какой мозговой штурм и поиски новых решений, далек от той цели, которую несет проект «Коливинг&Коворкинг». Но большой дом с грамотным зонированием, в прекрасном месте и с роскошным видом — это то, как в моей концепции должно выглядеть пространство для такого проекта.

Локация имеет важное значение: она должна привлекать сотрудников.

Какие это места?

  • Берег моря.

  • Горы.
  • Заповедники.
  • Места экотуризма.

Изначально рассматривались заграничные курорты: Португалия, Шри-Ланка, Таиланд и Бали. Но ввиду политико-экономических обстоятельств акцент теперь делается на территории внутри страны: Черноморское побережье, Алтай, Крым, Валдай, Байкал.

По каким критериям происходит отбор помещения для будущего коливинга с коворкингом?

  • Легкий доступ к курортным местам и прогулочным зонам.

  • Хорошая шумоизоляция.
  • Зонирование или возможность его сделать.
  • Бесперебойно работающий Wi-Fi.
  • Площадка для спортивно-развлекательных активностей.

Цели проекта

Зачем компании открывать коливинг с коворкингом, а сотрудникам — стремиться в него попасть?

  • Поощрение группы специалистов или кого-то конкретного возможностью жить и работать в курортном месте непродолжительное время за счет компании.
  • Сбор команды для реализации срочных проектов.

Например, чтобы эффективно и в короткий срок разработать сайт для конференции «Импульс», мы смогли бы всей командой выехать в такой коливинг с коворкингом и сделать все там, не выделяя дополнительного времени на созвоны.

  • Тимбилдинг в формате обучения, стратегических сессий, конференций с перерывами на развлечения.

Или еще пример: в таком пространстве наш холдинг мог бы провести питчинг идей и подготовку к конференции «Импульс Т1» — было бы здорово проводить там и саму конференцию, но у нас проект мини-кампуса, и для конференции мало места.

И цель на будущее: предоставление сотрудникам возможности проживать более продолжительный срок на льготных условиях аренды.

Я презентовал проект руководству компании на конференции в Новосибирске и получил ряд вопросов, на которые тогда не смог дать четких ответов. Но в компании увидели потенциал в этой тогда еще сырой идее. Я ее доработал, получил интерес со стороны топ-менеджмента и детальное представление, в каком направлении развиваться дальше. Меня, в свою очередь, заинтересовало, почему «Коливинг&Коворкинг» получил такой отклик, и я обратился за комментарием к куратору программ развития Холдинга Т1 Анне Долговой, которая пояснила:

«У нас есть пять критериев, по которым мы оцениваем каждый из проектов:

  1. Потенциал проекта с точки зрения востребованности на рынке. Для нас важно поддерживать инициативы, которые имеют высокий потенциал.
  2. Качество проработанных материалов. Отмечу, что зачастую концепции новых проектов представляют собой только непроработанную идею без понимания автора, как ее воплотить в жизнь. Идея на рынке — это ничто, важна реализация. Поэтому мы смотрим, каким образом человек планирует довести свою идею до практической реализации: как поэтапно выстраивать процесс, какой должна быть команда, какими — ресурсы.
  3. Новизна. В идеале нам хотелось бы видеть уникальные проекты в рамках растущего рынка, но если он стагнирует, а идея не нова, то ставим минимальный балл по данному критерию.
  4. Простор реализации проекта.
  5. Соответствие стратегии компании.

Проект «Коливинг&Коворкинг» тоже проходил отбор по пяти критериям. Сразу отмечу, что с точки зрения новизны он абсолютно уникальный — в России подобного нет.

Что касается финансовой составляющей и простоты реализации проекта, то не буду скрывать, что здесь возникает ряд вопросов. Не просчитана финансовая модель и пока нет четкого понимания, во сколько этот проект обойдется компании. Хотя работы в этом направлении ведутся: мы уже обсуждали ремонт и аренду первого объекта для коливинга с коворкингом.

Возникают также вопросы к концепции внутреннего устройства коливинга.

Подразумевается, что туда смогут приезжать сотрудники с детьми, для которых организуют обучение в школе IT. Но нужно понимать, что дети будут разного возраста, соответственно, нужно несколько обучающих программ, а это дополнительная нагрузка.

Однако с точки зрения соответствия политики и стратегии компании проект «Коливинг&Коворкинг» отлично работает на бренд холдинга. Объясню, почему: ИТ-специалисты — очень избалованные работники. Многие ИТ-компании дают им разного рода преференции, чтобы удержать в команде грамотных специалистов и привлечь, переманить новых. Поэтому они могут выбирать работодателя не столько по размеру зарплаты, сколько по уровню комфорта условий труда, а такого или подобного коливинга с коворкингом пока не предлагает ни одна компания.

У нашего холдинга как у работодателя в случае реализации проекта появится уникальное преимущество, особенно привлекательное для молодых специалистов. Им важно чувствовать свободу, иметь те привилегии, которые, как им кажется, они получают, находясь в Таиланде, на Бали или в других странах. Но и в России очень много красивых мест (Сочи, Алтай и т. д.), где можно чувствовать себя не менее хорошо и наслаждаться не менее потрясающими пейзажами. Как мы считаем, коливинг с коворкингом дадут такое ощущение.

Аудитория «Импульса» — это молодые ИТ-специалисты, студенты, наши действующие партнеры, которые, как мы уже знаем, мечтают совмещать работу и отдых. И нам в компании важно показать, что мы это понимаем и стремимся удовлетворять такие потребности. К тому же для нас было важно, чтобы на «Импульсе» были представлены не только технические проекты, но и такие, как «Коливинг&Коворкинг» — понятные широкой аудитории.

Поэтому, несмотря на очевидные сложности, руководство компании положительно оценило идею, и один из топ-менеджеров взял кураторство над проектом.

Для нас в целом важно показать, что компания старается создавать инновационные высокотехнологичные продукты, опережая время. Я бы даже сказала — создавать тренды.

Поэтому, если идея проекта помогает достигнуть этой цели, то финансовая сторона, в том числе ожидаемая выгода, может отойти на второстепенный план».

Сейчас проект «Коливинг&Коворкинг» прошел уже третий этап слушаний у менеджера уровня СЕО-1, при том что изначально моя идея была отправлена на доработку. Следующий этап — адаптация концепции и предварительные расчеты под конкретную локацию. Принято решение найти отвечающее целям помещение под аренду, сделать в нем необходимый ремонт и поселить первую группу сотрудников, которые дадут обратную связь. Это позволит посчитать MVP проекта.

Здесь важно отметить, что такие показатели, как экономическая эффективность, в данном случае демонстрируют не то, сколько компания заработает на проекте, а то, сколько она сможет сэкономить благодаря тому, что будет использовать «Коливинг&Коворкинг» для борьбы с выгоранием сотрудников, тем самым сохраняя ценные кадры в рабочем строю.

По какому критерию будут отбирать сотрудников для проживания и работы в «Коливинг&Коворкинг»?

Проект, напомню, направлен в первую очередь на то, чтобы мотивировать сотрудников на создание новых продуктов. Для этого здесь должен быть сформирован коллектив из инициативных людей со схожими интересами, принципами. Как собрать такой коллектив?

Я организовал более 200 турниров и выездных массовых мероприятий, в том числе спортивного характера, и могу подытожить: не каждому человеку подойдет такой формат. Там, где работал я, была «система одного шанса»: если в отношении человека было массовое недовольство, то больше он на такие мероприятия не допускался. Это один из вариантов отбора кандидатов.

Помимо этого, хорошо работает система рекомендаций: если кто-то хочет попасть в коливинг, то за него должны поручиться два-три человека.

В результате у нас создается такой оазис с рабочей и жилыми зонами, развлекательной составляющей и возможностью быстро трансформировать помещение под необходимые нужды, расположенный, например, в месте для экотуризма. Такое пространство потенциально можно сдавать в аренду другим компаниям или индивидуальным лицам и получать дополнительный доход. Но это будет возможно уже в будущем при создании сети таких коливингов.

Я бы хотел, чтобы в коливинге царила атмосфера стартапа. Работать над стартапом эмоционально тяжело, потому что в какой-то момент заканчиваются и моральные, и физические силы. Такое часто происходит в ИТ-стартапах, когда много времени уделяешь программированию и можешь упустить какие-то нюансы. Тогда на помощь приходит коллега. Поддержка от тех, кто разделяет ваши интересы и цели, очень важна. Просьба помочь воспринимается нормально, находит отклик.

Я учился в американской школе, где не было преподавателей. Процесс обучения был построен на коммуникациях между людьми, на взаимопомощи.

И это было там на уровне «впитали с молоком матери». Отказа на просьбу о помощи было невозможно услышать.

У коливинга в целом может быть довольно обширный диапазон использования. В «Коливинг&Коворкинг» я предполагаю реализовать проект школы дополнительного образования для детей сотрудников. Во-первых, это позволит их занять, а во-вторых, даст детям полезные знания. Это может быть, например, коливинг ИТ-компании со школой программирования или роботостроения. Дети смогут там не только учиться, но и показать на отчетном мероприятии свои практические результаты с демонстрацией того, чему они научились.

Сама концепция «Коливинг&Коворкинг» подразумевает, что сотрудники развивают здесь свои профессиональные навыки, поэтому будет образовательная составляющая и для взрослых: лекции, стратегические сессии, конференции.

Спортивная тематика тоже будет присутствовать. Это важно для создания дружеской атмосферы, для командного духа. Это даже может удержать сотрудников в компании. Например, человек не меняет место работы, потому что у него здесь друзья по волейбольной команде холдинга, и каждую пятницу они собираются на игру, а раз в квартал неделю живут в нашем коливинге и устраивают спортивный турнир.

В чем уникальность проекта? Ведь можно просто снять номера и конференц-зал в отеле. В этом была главная сложность при обсуждении внутри компании и презентации на «Импульсе» — объяснить, почему нужен коливинг, а не аренда отеля.

Коливинг — это место объединения команды. Там нет посторонних людей, как в отеле, а только сотрудники компании. Это создает некую общность.

Участники коливинга — это ваши коллеги, объединенные с вами единой задачей, а гости отеля — это абсолютно разные люди, в том числе компании отдыхающих, не настроенных на рабочий лад.

И даже если компания арендует весь отель, а это немалые траты, оборудованных под коворкинг зон в отелях нет. Я как человек, который неоднократно организовывал массовые выездные мероприятия и сам работал в отелях, могу уверенно об этом заявить. Стол в номере, на котором стоит телевизор, микроволновка или еще что-то, неудобный стул — в итоге работа в отеле заканчивается лежанием на шезлонге у бассейна.

Вывод о работе в отеле: нет общности, неудобно и экономически невыгодно.

Я пожил в разных местах, начиная от хостелов и заканчивая люкс-отелями, и понял: чтобы работать хорошо, нужно работать там, где хорошо тебе. Проект «Коливинг&Коворкинг» — именно про это.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда