{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Коллаборация художника и технологий: как Миша Most использует роботов и дроны в творчестве и что этим хочет сказать

В 2023 году на интенсиве «Архипелаг 2023» в Новосибирске беспилотник впервые в мире нарисовал мурал площадью 300 м². Автором эскиза и главным куратором процесса стал художник Миша Most. Это уже не первое его сотрудничество с технологиями.

Прогресс — добро или зло?

Художник давно интересуется технологиями. В 2000-х годах в своих работах он стал размышлять над эволюцией и технологическим прогрессом. В те годы он представлял будущее довольно мрачным и скептически относился к развитию человечества в условиях капитализма.

Работа из цикла No Future Forever

В 2009–2010 годах у художника стала складываться другая визуальность, связанная с восприятием будущего разными поколениями. Он изучал книги Станислава Лема, Герберта Уэллса и других фантастов о том, как наука и прогресс будут менять жизнь, привычки и тела людей.

«Мы приближаемся ко времени, когда искусственный интеллект все чаще будет замещать реальный. Возможно, совсем скоро даже в музеях будут показывать произведения, созданные уже не человеком, а роботом».

Misha Most (2017)

Миша Most начал изображать мир, где люди, наука и технологии неразрывно связаны и переплетаются в сюжеты. Так начался его творческий цикл работ Future of the Past, который продолжается по настоящий день.

Искусство может создаваться само

Художник наблюдал за тем, как технологии влияют на опыт человека. Его очень вдохновило видео команды Team BlackSheep 2010 года, где крыло FPV летает над Нью-Йорком и снимает город глазами птицы:

Миша Most пришел к мысли, что искусство может создаваться само по себе. Он захотел добавить в творческий процесс технологии.

Для создания первой работы художник прикрепил холст на мотор и надел на баллоны краски нажимающие устройства, которые используются в автоматических освежителях воздуха.

Устройства по таймеру провоцировали пшики краски, мотор крутил холст, и работа создавалась уже без участия художника — прямо на глазах посетителей Artmossphere street art biennale в Москве.

Концепция перфомансов, когда процесс не менее важен, чем результат, называется process based

Следующий контакт с технологиями случился в рамках выставки «Метаформы» в Центре «МАРС». Программисты лаборатории Interactive Lab под руководством ведущего эксперта в AR/VR индустрии в России Максима Козлова и Миша Most воссоздали выставочное пространство в 3D. Художник создал набор визуальных элементов, связанных с будущим, которые зрители могли видеть только в VR-очках.

Скульптуры и рисунки в 3D-очках включались в динамичную анимацию

Дальше, в 2016 году, тем же программистам из Interactive Lab Миша Мост предложил создать дрона-ассистента, который будет исполнять задачи художника. Для помощи в инженерных аспектах также была приглашена команда инженеров, которая специализируется на сборке различных дронов.

Даже если идея звучит банально, не значит, что ее легко воплотить. Дрон — очень сложный девайс, да и баллончик тоже непростое устройство. Управлять этими двумя вещами одновременно и получить хороший результат — сложно, долго и дорого.

Чтобы осуществить задумку, необходимо было применять трековую систему камер, которые будут контролировать позиционирование дрона. Они стоят очень дорого. Поэтому реализовать проект получилось только спустя год благодаря предложению «Винзавода» Мише провести персональную выставку в своем выставочном зале.

Миша Most и программисты работали в коллаборации. Художник объяснял, какие базовые линии должны рисоваться, как работает баллон, достаточно ли качественно и правильно наносится краска и т. д.

Баллон рисует совсем иначе, чем маркер или карандаш. Если наклонить его чуть в сторону, линия сразу изменится. Для баллона нужно определенное расстояние от стены, поэтому важно, чтобы дрон контролировал его движения до миллиметра.

Для того, чтобы научить машины рисовать, Миша Most изучал строение баллона краски

Векторные эскизы художника перевели в точки. Затем команда задала границы сетки, которую распознает дрон. И запрограммировала его полет, чтобы нанести нужный рисунок на определенные участки этой виртуальной сетки.

Чтобы дрон мог автоматически рисовать, специалисты Interactive Lab создали систему отслеживания и программное обеспечение, которое отправляло данные о местоположении точек и сообщало беспилотнику, когда нажимать на распылитель, а когда просто лететь к следующему элементу.

Первый в мире автономный дрон-художник создал панно на выставке «Эволюция 2.1» в 2017 году

Человек воспринимает искусство как уже готовое произведение. Но когда посетителям говорили, что это нарисовал дрон, они переосмысляли работу. Представляли, что каждая линия — это отпечаток полета дрона. Таким образом у работы появляется несколько уровней восприятия и взаимодействия с ней.

Первое в мире уличное искусство в исполнении дрона

В 2023 году на интенсиве «Архипелаг 2023» Миша Most создавал мурал с помощью дрона-художника уже на улице — на стене Новосибирского государственного технического университета площадью 300 м².

Так как главной темой «Архипелага» была беспилотная авиация, организаторы, а именно Университет креативных индустрий Universal University и Университет 2035, пригласили художника стать автором эскиза и кем-то вроде наставника дрона-художника.

Дрон и ПО разрабатывали, собирали и тестировали специалисты ООО «Авиацмит». В команду вошли студенты и выпускники НИТУ МИСИС, разработчики COEX и другие специалисты, которых объединили технические скилы и интерес к искусству.

Чтобы столкновение со стеной было неопасным для дрона, инженеры поставили спереди защиту

Миша Most нарисовал векторный рисунок с разнообразием линий. Каждая новая линия стала отдельным вызовом для разработчиков. Чтобы повторить правильные формы и противодействовать ветру, программисты разработали алгоритм управления полетом.

Если, например, дрон сбивался с курса больше чем на 2–3 сантиметра, он автоматически выключал баллон, чтобы не рисовать кривые линии. Эта фича позволяла беречь мурал во время ошибок из-за ветра.

Чтобы дрон надежно балансировал с банкой, выбрали соосный гексакоптер с тремя лучами

Беспилотник собрали из напечатанных на 3D-принтере элементов прямо возле университетской стены.

В качестве системы позиционирования применили камеру, которая по инфракрасным светодиодам на дроне определяла его положение. Также на дроне разместили датчик, который рассчитывал расстояние дрона от стены и угол его поворота относительно нее.

Работа над муралом продолжалась 27 дней

На площадке все же находился пилот, но он лишь подстраховал процесс на случай, если пропадет сигнал или беспилотник заденет пропеллером стену.

Программисты запустили программы с трех компьютеров одновременно: для автоматизации взлета, посадки, расчета краски в баллоне.

Еще одним испытанием стало получение труднодоступного сегодня разрешения на запуск дрона. После завершения работы команда решила дальше развивать дрона-художника и научить его менять баллончики с краской прямо в воздухе.

Мурал можно увидеть в Новосибирске по адресу: проспект Карла Маркса, 35/1

Второй напарник художника — роборука

В начале 2020-х Миша Most начал работать с роборукой — это проще, чем дроны. Роборука рисует намного четче, потому что стабильно стоит на поверхности. Она может выводить идеально ровные линии и круги.

Первые эксперименты с роборукой в 2020-х

В 2023 году Миша Мост создал в партнерстве с шоу-продакшн LYM Pro серию работ ARTOMATIKA для стенда Generative Gallery на Cosmoscow. Она продолжает цикл Future of the Past о человечестве и технологическом прогрессе.

Для перфоманса совместно с инженерами была создана уникальная концепция «рука-крепеж для баллона». В течение двух месяцев руку, так же как и дрон, пришлось обучать манере и технике работы с баллоном. На финальном перфомансе робот по заранее подготовленным эскизам художника создал серию полотен в его авторской технике — прямо на глазах посетителей.

Результаты перфоманса ARTOMATIKA

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда