{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

eSIM: «большая проблема, которая заявилась на рынок не в самый простой год»

Если о чем и пожалели операторы связи в период пандемии, так это о том, что не успели внедрить eSIM. Если бы технология уже использовалась, это бы помогло еще больше продвинуться к продажам SIM-карт в онлайне. Однако встроенные SIM мобильные операторы до сих пор встречают в штыки ─ причем как российские, так и зарубежные.

Хочу порассуждать о том, так ли болезненно добровольно-принудительное внедрение eSIM в России и какое будущее оно нам сулит.

Краткий экскурс: Apple, Tele2 и поднебесная

Небольшой обзор того, как сейчас обстоят дела с eSIM в России и мире вообще. Идею встроенной SIM-карты из сегмента m2m подхватил Apple, воплотив ее в модифицированном виде Apple SIM. Теперь чипы есть не только в последних моделях айфонов и айпадов, но и в устройствах Google, Samsung и Huawei.

Производители еще не осмеливаются лишать гаджеты стандартного слота ─ чип eSIM используется в основном в качестве дополнительной фичи. Крупные зарубежные операторы уже вовсю поддерживают технологию: подключить тариф без симки можно у AT&T, T-Mobile, Verizon, Truphone, EE, O2 и Vodafone. Truphone, например, разошелся и продает международные тарифные планы eSIM в 80 странах.

В России с eSIM дебютировал Tele2, однако для подключения виртуальной симки все равно нужно было идти в салон связи. Тем не менее желающих опробовать новинку оказалось немало: клиенты записывались в лист ожидания, а контакт-центр оператора оборвали звонками с вопросами, когда технология дойдет до регионов.

Более продвинутым оказался MVNO Easy4, который получил разрешение от ФСБ и для продажи использовал мобильное приложение, интегрированное с порталом Госуслуг. Следующим прогрессивным оператором стал Тинькофф Мобайл, который не изменил своим традициям и организовал полностью дистанционную активацию eSIM.

А вот китайцы решили, что иностранный eSIM им не к чему, поэтому в китайских версиях айфонов нет встроенных чипов — только слоты для двух SIM-карт. И тем, кто решит после карантина отправиться в Китай, не повезло — воспользоваться технологией там невозможно. Зато поднебесная проводит тестирование собственной экосистемы eSIM — разумеется, полностью изолированной. Скорее всего через год на AliExpress уже будут продавать смартфоны с поддержкой китайской версии eSIM, но подозреваю, что пользователи будут разочарованы тотальной несовместимостью технологии.

Что хорошего принесет eSIM

  1. Встроенная SIM — это неотделимая часть устройства, так что при потере или краже устройства заблокировать можно не только номер, но и весь гаджет. Телефон/планшет/часы превратятся в кирпич, а номер при этом можно будет восстановить и использовать на другом устройстве.
  2. Изначальная задумка eSIM — это экономия места, поэтому повсеместное внедрение технологии позволит делать устройства еще меньше, а у смартфонов и планшетов освободится место для более мощной батареи и памяти.
  3. eSIM точно полюбят те, кто часто путешествует или использует две и более SIM-карт. Не нужно заморачиваться с покупкой симок местных операторов по прилету — добавить профиль зарубежного оператора можно еще из дома.
  4. Одна eSIM соберет вокруг себя целую экосистему: планшеты, смартфоны, умные часы, умный автомобиль и другие умные гаджеты. Все будет подключено к одному номеру.
  5. Плюс для операторов связи — не затратное внедрение новой технологии с точки зрения биллинга и железа. Наша компания уже работает с операторами, использующими eSIM, так что могу сказать, что на уровне BSS в части тарификации и оказания услуг разницы особо нет. Меняется только процесс подключения, вот тут изменения принципиальные и потребуют переработки части бизнес-процессов.

А теперь о неприятном

Никто из операторов не встретит внедрение eSIM с распростертыми объятиями. Технология оказалась выгодна для абонентов, но совершенно невыгодна для операторов мобильной связи. Мало того, операторы будут давить и на производителей — в большинстве своем те зависят от дистрибьюторских каналов продаж VNO и вынуждены подстраиваться под условия.

  • eSIM оказалась неведомым зверьком для ряда государств — непонятно, как регулировать технологию, как контролировать и идентифицировать абонентов. На Ближнем Востоке, в Индии и Азии установили строгие правила относительно eSIM. В России 8-ой отдел ФСБ сначала противился, но сейчас уже прорабатываются варианты законодательных изменений для eSIM.
  • Главная боль операторов во внедрении eSIM — глобальные изменения всех классических схем дистрибуции. Абонент больше не покупает симки, реже посещает «островки» и салоны продаж, сам выбирает оператора прямо в аэропорту. Чтобы компенсировать это, нужно создавать или перестраивать существующее модели продаж и подключений, дополнять приложения, чтобы через него можно было удобно активировать профиль.
  • Подтверждение операций и по SMS и двухфакторная аутентификация — один из лучших способов защиты от мошенников. Но вся безопасность может оказаться под угрозой из-за уязвимости криптографического приложения. Если хакеры украдут профиль, то финансовые операции, доступы к аккаунтам, мобильный банкинг — все окажется под угрозой.

Ближайшее будущее: чего ждать и что делать

Скорее всего, уже в течение года eSIM окончательно зайдет на российский рынок. Переход на новую технологию не будет революционным — все еще не готовы.

Государству нужно продумать алгоритм управления и контроля, операторам — подготовиться к упрощению возможной миграции абонентов, изменить стратегию удержания абонентов, протестировать соответствующее оборудование и программное обеспечение, а пользователям ─ сменить аппараты, которые будут поддерживать eSIM.

Потенциал у eSIM огромный: она будет применяться в поколении компьютеров, подключенных к LTE, захватит рынок M2M и изменит наше представление о роуминге, который станет гораздо удобнее и дешевле. И раз уж внедрение eSIM неизбежно, хочу дать несколько рекомендаций операторам.

  • Строить экосистему и привязывать абонентов комплексными предложениями и партнерскими сервисами. Сменить оператора станет очень просто, подав электронное заявление, сможет даже ленивый — так что это новый вызов для проработки лояльности собственной абонентской базы.
  • Комплексно подходить к переходу на eSIM. Не ограничиваться базовыми решениями типа QR-кода, а работать с технологией, зная, что в конечном итоге она заменит пластиковую карту.
  • Перестроить схему покупки и поддержки SIM. Пластиковая карточка — это понятно, это знакомо, все знают, что с ней делать и как пользоваться. eSIM — это новинка, подружите пользователя с ней. Абоненты ждут унифицированного и мгновенного отклика при выполнении каждого нового действия. Нам последнее время приходится часто консультировать операторов по схемам трансформации существующих моделей дистрибуции и адаптации их к современным методам продаж.
  • Примите eSIM как нечто глобальное и широкое — как то, что станет сопровождать абонента дома и в поездках, в рабочих и личных звонках. Один виртуальный чип заменит личный номер, корпоративный номер, номер для привязки к банковской карте, номер «для звонков родителям» и множество SIM-карт зарубежных операторов. Выбирайте комплексный и стратегический подход. Поддержка клиента должна учитывать все, с чем он столкнется, используя eSIM.
  • eSIM — это не только про потребительский рынок. Это про M2M, про корпоративный сектор, который захочет загружать виртуальные SIM на устройства сотрудников и использовать технологии MDM. Все три рынка связаны между собой, и нужна экосистема, которая позволит управлять eSIM во всех областях.

Да, eSIM — это большая проблема, которая заявилась на рынок не в самый простой год, да еще и в условиях развертывания сетей 5G и выполнения требований «Пакета Яровой». Пока не все понимают, что с этим делать, но точно понимают, как сильно технология изменит рынок.

Как и любое радикальное изменение, ее можно принять по-разному — или как головную боль, или как точку роста. Поэтому, как говорится, через тернии к звездам: eSIM это большая проблема современных операторов, за которой стоит большое будущее.

0
62 комментария
Написать комментарий...
Dmitri Atname

Еще один плюс e-sim - не нужно искать иголку, чтобы открыть лоток с симкой. Наконец-то этим дебилизмом можно будет не пользоваться!
По опыту с e-sim от тинькофф - я справился для установки в айфоне, но все-таки это не "один раз кликнуть", так что может вызвать сложности у некоторых категорий пользователей.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Для установки профиля нужен лишь QR-код, который мы показываем в приложении Мобайла, а шаги настройки зависят от операционной системы и могут отличаться. Как правило, все интуитивно понятно, но если что, всегда готовы помочь. Кстати, для Андройда сделали автоматическую установку eSIM из приложения Мобайла.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Кирилл Ермилов

Технология eSim должна умереть!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Даурских

Ну на Apple Watch недоступно не потому что Apple такая плохая и не позволяет работать, а потому что по российскому законодательству запрещено клонирование sim-карт. Работа Apple Watch с сотовым модулем и технологией eSIM как раз и реализована так, что клонируется sim-карта с телефона.
Вот тут и стоит вопрос в воровстве профиля: сейчас операторы при обнаружении клона sim-карты блокируют сразу такой номер, а как это контролировать в случае, если клонирование разрешить, — пока не придумали. С другой стороны, в странах, где это у решено работает, как-то массово люди не стали жертвами воровства номеров. Стоит законодателям обратиться к их опыту регулирования в данном вопросе.

Ответить
Развернуть ветку
Антон И.П.

для М2М устройств, вроде счетчиков, е-сим реальная тема, еще нужен универсальный есим оператор, который бы работал со всеми операторами связи (где-то ловит мегафон, где-то билайн, где-то только мтс) с безлимитным тарифом 64 или 128 кбит рублей за 50 в мес или как у мегафона с единаразовой оплатой пожизненного тарифа.    

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зверев

Операторы с такими тарифами и поддержкой нескольких операторов уже есть, но пока без поддержки esim.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Alexander Arshavsky

Крутая статья. Раз уж такая возможность - yesim.app. Крутое приложение для заинтересованных в eSIM технологии!

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

когда весь мир перейдет на эту технологию - никуда операторы не денутся

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Гусейнов

Надо быть полным "имбецилом" что бы не увидеть в технологии E-sim просто огромный рынок и гигантские денежные потоки оператору, по сравнению с традиционной sim.
1) Персональное "облака" для чего хочешь с чем хочешь.
2) "Умный дом, квартира, сарай))) Да что угодно умное"
3) Интеграция в автомобили, да любую передвижную технику
4) Про корп. уже выше сказали
5) Встройка в любую бытовую технику (запусти стрирку, приготовь кофе не вставая с кровати)
6) Услуга по отключению рекламы (DNS сервер оператора)
Много чего можно понапридумывать реально полезного для пользователя, что он даже в сторону другого оператора вообще не поглядит.

Странно читать что пчёлы против мёда. Просто отечественные операторы, по моему мнению, настолько заплыли жиром, что разучились думать, тем более думать о рядовом пользователе. От прогресса не убежишь))) Посмотрим кто сорвёт "Куш"

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Зверев

Я подключил Тинькофф на S20 Ultra за несколько секунд, без QR, через приложение. А вот с белорусской симкой А1 пришлось повозиться. Делал всё находясь в России. Написал в чат поддержки оператора, сотрудники толком ничего объяснить не смогли. Не знали точно где и что искать. Но покопавшись на сайте нашел информацию, добрался до личного кабинета (если до этого ЛК не был зарегистрирован, то процесс удалённого получения esim невозможен). Выпустил себе esim в виде QR, отправил на другой телефон и отсканировал. В итоге у меня три симки в телефоне и карта памяти.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Карвер

1 пункт- на телефонах и так есть свои способы окерпичить устройство удалённо. 2 пункт просто смешной, тоже самое слышал про убирание 3.5 джека или внедрение нано сим.
Короче такое оценят только любили ноу-хау,  а обычные симки ещё будет очень долго.
А если кому-то трудно вставить в слот симку, то как вы вообще живёт в этом мире))

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Ezhov

Интересно, высказывались ли идеи (вроде - на поверхности, но - бывает и очки на лбу по всей квартире ищут) еSIM "зашитой" в пластиковой SIM? Конечно тут ряд технических сложностей (и сильно не уверен, что решается чисто программно) в виду того, что телефон различает симки и по соответствующему слоту. Но смысл таков - если таковое возможно чисто программно, не затрагивая аппаратную часть телефона - то 1-2ух симочный телефон "брюки превращаются" в многосимочный. Что, очевидно, будет востребовано ещё добрых 5-6 лет, как минимум.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Ермилов

Я считаю так, что технология eSim должна умереть! Это не выгодно ни салонам связи, ни продавцам и заводам выпускающих сим-карты. Может эта технология и выгодна самопальным сотовым операторам-дилетантам, таким как Тинькофф-мобайл, ГазПром Мобайл, Хабиб, которые работают на оборудовании крупных сотовых операторов, например таких, как МТС, Мегафон, Билайн, Теле2, но в целом это плохо, поскольку множеству салонов связи придётся закрыть свой бизнес, ибо не выгодно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Зверев

eSIM - это максимально удобная технология. Я получил билайновскую симку не являясь действующим абонентом, используя только мобильное приложение. Так же удаленно получал симку белорусского A1, правда тут уже нужно быть действующим абонентом с зарегистрированным личным кабинетом. Подключал eSIM португальского MEO, которую теперь тоже можно получить без посещения офиса оператора через приложение airalo. Те, кто оформлял сим карту в Китае, знают, что процесс достаточно долгий и без знания языка или переводчика процесс подключения ещё больше усложняется. Теперь китайских операторов можно тоже подключить заранее, находясь в России.

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Dubovikov

Для начала надо внести изменения в законодательство. Дистанционный способ продажи сим-карт официально до сих пор под запретом. Просто особо «ушлые» желтые операторы невнимательно читают закон и продают сим-карты с нарушением.
Сейчас лежат уже поправки. Возможно, к концу лета их примут для мобильных операторов. А остальные услуги связи так и останутся за бортом прогресса. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
59 комментариев
Раскрывать всегда